КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

5. Международное движение капитала

5.7. Международный кредит

Движение ссудного капитала в сфере внешнеэкономических свя­зей выступает в форме международного кредита.

Международный кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях возвратности, срочности и уплаты процен­тов. В широком смысле это понятие включает в себя также загранич­ные портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных компаний и другие ценные бумаги с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйствен­ной деятельностью заемщика.

В условиях стабильности и предсказуемости мировой экономики международное кредитование может быть эффективным с глобаль­ной точки зрения. Воздействие международного кредита идентично воздействию на благосостояние мер по либерализации торговли или миграции рабочей силы. Устранение ограничений на пути междуна­родных финансовых потоков приносит выигрыш миру в целом и тем группам, для которых свобода означает дополнительные возможнос­ти, но наносит ущерб группам, для которых свобода означает более жесткую конкуренцию.

Либо страна-кредитор, либо страна-заемщик может ввести на между­народный кредит налоги.

Если финансовая мощь страны достаточно велика, чтобы она мог­ла влиять на уровень процента международного рынка капитала, эта мощь может использоваться в ее собственных интересах. Ограничи­вая предложение ссудного капитала на внешних рынках, она может вынудить зарубежных заемщиков платить более высокую ставку и добиться чистых односторонних выгод.

Страна-заемщик, ограничивая свои займы, может вынудить кре­диторов пойти на более низкий уровень доходности.

Если обе стороны пытаются ввести налог на один и тот же международный капитал, мировая экономика будет двигаться к финан­совой автаркии, что означает потери для всех.

Анализ налогообложения международного кредитования и заимствования предполагает, что уйти от налогов нельзя. На практике же это часто удается. Кредиторы и должники могут изобрести тысячи способов скрыть наличие сделки. Самым распространенным инструментом является «трансфертное ценообразование». Между кредитора­ми и должниками часто существуют не только сделки ссуды, но и сделки купли-продажи. Если они стараются представить дело таким образом, будто никаких кредитов не было выдано, то могут сделать это, введя нерыночные цены на товары и услуги своего внутреннего товарообмена, например, подписать соглашения, в которых заемщик продает кредитору некоторые товары за наличный расчет в данный момент времени, а кредитор продает заемщику товары за наличные позднее. Можно сделать так, что кредитор недоплачивает за некото­рые товары в настоящее время и/или заемщик переплачивает за ка­кие-то товары позднее. Так фальсифицированные цены осуществля­ют «трансферт» дополнительных процентных платежей от заемщика кредитору. Заемщик получает средства во временное пользование, кредитор получает проценты, но правительства при этом не получа­ют никаких налогов с международных кредитных сделок.

Международный кредит часто выходит из состояния равновесия. Главной причиной периодической повторяемости международного кри­зиса задолжен­ности является наличие сильной мотивации к отказу платежей по долгу суверенными задолжниками.

Нельзя заставить суверенных должников заплатить по долгам, если у них нет такого желания. Даже если правительства откажутся платить в срок по долгам, кредиторы не имеют возможности обра­титься в суд или наложить арест на активы должников.

Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средств по обслуживанию накопленной суммы долга (то есть выплаты процен­тов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей.

Прекращение платежей может быть представлено как отсутствие возможности платить из-за неполадок в экономике в последнее вре­мя – спада производства, ухудшения условий торговли, стихийных бедствий, войн и т.д. Как правило, правительства, намеревающиеся отложить платежи или отказаться от них, – это не те правительства, которые договаривались о займах, и они пытаются оправдаться тем, что долговые обязательства брали на себя их предшественники.

Желание отказаться от выплат по долгу оказывается очень силь­ным, когда твои активы не могут быть заморожены кредиторами.

Отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это выгодно странам-должникам, а не строго в тех случаях, когда страна не име­ет средств.

Мотивы к прекращению платежей суверенными должниками по­могают объяснить и некоторые черты поведения международных кре­диторов.

Одна из них – настойчивость в установлении более высокой про­центной ставки по кредитам зарубежным правительствам по сравне­нию с кредитами частным и государственным заемщикам в своей стране. Требование более высокой процентной ставки является спо­собом получения своего рода страховой премии на случай отказа выплат по долгам: пока нет кризиса, кредиторы получают эту пре­мию, но в случае кризиса они несут крупные потери.

Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредитов. (Кредиторы сначала летят «толпой», а затем разлетаются в панике, потому что знают, что кредитование заемщика без надежного залога можно осу­ществлять лишь коллективно.)

«Реструктуризация задолженности» пересмотр сроков и порядка выплаты долга, прочно вошло в международные валютные отношения с легкой руки стран-кредиторов Аргентины, растянувших ее долг в 1956 году. С этим понятием тесно связана деятельность Парижского клуба.

Парижский клуб является неформальной организацией, которую создали промышленно развитые страны для обсуждения проблем, возникающих в результате неплатежеспособности некоторых стран- должников.

Столкнувшиеся с неплатежеспособностью государства-должника страны-кредиторы имеют обыкновение встречаться в рамках Клуба, чтобы совместно с должником попытаться отыскать решение про­блемы.

Сначала эти встречи проходили в разных столицах европейских стран, что определялось фигурой должника и степенью тесноты его связей с той или иной европейской страной. С 70-х годов фиксиро­ванным местом их проведения стал Париж; особая роль Франции зак­репилась за ней в ходе переговоров по проблеме задолженности са­мых бедных стран (переговоры проходили в 1978 году в Женеве под эгидой ЮНКТАД).

Этот клуб – в значительной степени «западный», так как креди­торами государств, испытывающих сложности с погашением задол­женности, являются, в основном, промышленно развитые страны. Однако такие развивающиеся страны как Бразилия уже участвовали в некоторых встречах на стороне кредиторов.

Предыдущая