КА  «Профессиональное тестирование»

С.В. Асламов
Валютные операции и международные расчёты
Учебное пособие. – Чита: ЧитГУ, 2008. – 140 с.

Предыдущая

Глава 1. Валютные операции

1.2. Валютные операции и порядок их проведения в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации

В настоящее время российская экономика переживает период совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, важнейшим инструментом которой являются валютное регулирование и валютный контроль. С принятием нового Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173 (далее закон) закончился одиннадцатилетний период таможенно-банковского валютного контроля и многочисленных актов Банка России по совершенствованию валютного регулирования. Начался новый этап либерализации валютного законодательства. В новом Валютном Законе раскрывается понятие «валютное законодательство» (ст. 4)

В законе нет основополагающего понятия – валютного регулирования и валютного контроля. С юридической точки зрения, валютное регулирование – это комплекс мер, осуществляемых Центральным банком РФ и Правительством РФ, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих по поводу использования валютных ценностей или в связи с приобретением и отчуждением нерезидентами валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг [13, 17].

Валютный контроль – это комплекс административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами и иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля), направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части соблюдения валютных ограничений. В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г., № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Федеральные органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Контроль за соблюдением валютного законодательства кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации [1].

В Законе (п. 9 ч. 1 ст. 1) дано развёрнутое понятие валютной операции, под которой признаётся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средств платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счёт того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счёта, открытого на территории Российской Федерации, на счёт того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта, открытого на территории Российской Федерации, на счёт (раздел счёта) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

В Законе приведён исчерпывающий перечень валютных операций движения капитала, в отношении которых Банком России могут быть установлены валютные ограничения.

На основе анализа действующего валютного законодательства можно сделать вывод, что валютные операции представляют собой особый вид правоотношений, возникающих по поводу:

1) перехода права собственности и иных прав на валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги, в том числе по поводу их использования в качестве средств платежа;

2) ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

3) перевода иностранной валюты, внешних ценных бумаг, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в Российскую Федерацию и из Российской Федерации.

Большинство валютных операций осуществляется посредством сделок. Понятие сделки даётся Гражданским Кодексом РФ (ст. 153)

Следовательно, валютные сделки – это сделки, в рамках которых осуществляются валютные операции. Часто возникают ситуации, при которых содержание одной сделки заключается в одной валютной операции.   

Ключевое звено, связывающее экономику нашей страны с мировой экономикой, – валютный рынок. Под валютным рынком понимается рынок, на котором продаётся и покупается валюта разных стран мира.

Существуют два основных сегмента рынка: мировой валютный рынок и внутренний валютный рынок. Валютный рынок страны играет чрезвычайно важную роль в вопросах экономической безопасности России и функционирует в соответствии со следующими требованиями, установленными Законом:   

1) купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки;

2) центральный банк Российской Федерации устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты, чеков (в том числе и дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Необходимо отметить, что в Законе отсутствует классификация валютных операций на текущие и капитальные. 

Закон запрещает операции с иностранной валютой между резидентами (ч. 1 ст. 9), за исключением операций, связанных с расчётами в магазинах беспошлинной торговли, с оплатой услуг, связанных с заключением внешнеторгового договора, международных перевозок; операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в Федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет; операций с внешними ценными бумагами и выплатами по ценным бумагам; операций по оплате и возмещению расходов физических лиц, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации; операций, предусматривающих расчёты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ; операций, связанных с расчётами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ, переводами физическим лицом-резидентом из РФ в пользу иных физических лиц резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории  РФ, в суммах, не превышающих в эквиваленте 5000 долл. США, переводами физическим лицом-резидентом в РФ со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц-резидентов на их счета в уполномоченных банках (п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ч. 1 ст. 9).

Разрешаются операции в иностранной валюте по сделкам между уполномоченными банками (в порядке, установленном центральным банком РФ), а также между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и уплатой процентов и штрафных санкций по данным сделкам, внесением денежных средств резидентов с банковских счетов; с банковскими гарантиями, с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, наличной и безналичной иностранной валюты, с уплатой уполномоченным банком комиссионного вознаграждения (ч. 2, 3 ст. 9).

Резиденты имеют право без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории России (ст. 12), за исключением: для юридических лиц – валютных операций между резидентами, для физических лиц – валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 12) [1].

Резиденты в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона имеют право дарить валютные ценности близким родственникам, коллекционировать денежные знаки и монеты, завещать и наследовать валютные ценности, передавать в дар Российской Федерации, субъекту РФ. Закон предусматривает полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций. В законе отсутствует определение «валютные ограничения», тем не менее, в ст. 6 «Валютные операции между резидентами и нерезидентами» отражены цели ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платёжного баланса РФ, – а также указывается, что ограничения носят не дискриминационный характер и по мере устранения обстоятельств, их породивших, отменяются органами валютного контроля. 

Подробно регламентирован в Законе порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Порядок вывоза наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации: свободный (до 3 тыс. долларов США), декларируемый (от 3 тыс. до 10 тыс. долл. США). При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих предшествующий ввоз, пересылку или приобретение валюты (п. 3 ст. 15). Суммы иностранной валюты в эквиваленте свыше 10 тыс. долл. США могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства и документальном подтверждении данного факта.

Резиденты (физические лица) имеют право переводить средства на свои счета, открытые в зарубежных банках. Но при этом они должны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Физические лица – резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учёта только отчёт об остатках средств на счетах в банках за пределами территории страны.  

На счета резидентов, открытые в банках на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидента-ми, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключённым с резидентами государств – членов (ОЭСР) или ФАТФ на срок свыше двух лет [1].

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета экспортной валютной выручки, возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных ими за не ввезённые на таможенную территорию России товары, услуги, работы.

Резидент вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту в случаях, предусмотренных Законом (ч. 2 ст. 19).

Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для учёта и отчётности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом Он может использоваться органами валютного контроля для реализации задач валютного контроля.          

Закон (ст. 14.) определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.    

1. резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте.

2. расчёты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Расчёты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами-резидентами через счета, открытые в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счёт средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами-резиден-тами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами-нерезиден-тами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

3. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;  

2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

4) приобретения и отчуждения физическим лицом-резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом-резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом-резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;

7) расчетов физических лиц-резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам-резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

8) расчётов, осуществляемых физическими лицами-резидентами в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

4. Расчёты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами-резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счёт средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Резиденты могут осуществлять расчёты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счёт.

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учёта денежных средств нерезидентов.

Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учёта денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учёта денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатки денежных средств на корреспондентском счёте в Центральном банке Российской Федерации [1].

Предыдущая