КА  «Профессиональное тестирование»

С.Л. Еремина
Основы внешнеэкономической деятельности
Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 168 с.

Предыдущая

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, основные направления

1.2. Политика протекционизма: основные характеристики

1.2.2. Практика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Роль таможенных тарифов постепенно ослабла. Однако значительно расширились формы и методы нетарифных торговых ограничений. Нетарифные меры регулирования торговли успешно использовали промышленно развитые страны, постепенно их стали применять и развивающиеся. В среднем до 15 % товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадают под основные нетарифные ограничения. Например, США вводят время от времени санитарные стандарты, которым не удовлетворяет аргентинская говядина. Колумбия использовала так называемое «требование смешивания», заставляя импортеров стали приобретать определенное количество более дорогой отечественной стали за каждую тонну ввозимой продукции. Известна «куриная война» между Россией и США. В 2007 г. такую меру в отношении мяса, экспортируемого из Польши, применяла Россия. К другим нетарифным барьерам относятся: государственная монополия внешней торговли, удовлетворение государственных потребностей только товарами отечественного производства, административно-бюрократические проволочки, сложный валютный контроль и т.п. Некоторые из этих барьеров можно отнести к законным регулирующим функциям данных государств, в то же время другие нацелены на явную дискриминацию внешней торговли.

При всем многообразии нетарифных барьеров их можно условно разделить на две крупные группы:

экономические - особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования и

административные - более многообразны: эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, монополизация торговли, использование в протекционистских целях санитарных стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.

Первые, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары, а вторые – непосредственным образом, т.е. помимо рыночных отношений, ограничивая доступ импортных товаров в зарубежные страны и поставку отечественных товаров за границу.

Важно отметить, что при использовании экономических нетарифных мер последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При использовании административных мер (запретов на ввоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его от импорта, а покупатель лишается права на свободный выбор товара.

Диапазон воздействия на внешнюю торговлю экономических и административных нетарифных мер чрезвычайно широк. В каждой группе есть «крайние меры», фактически блокирующие осуществление нежелательных коммерческих операций с зарубежными странами (например, установление антидемпинговых пошлин или эмбарго), или, наоборот, меры, направленные на усиление контроля за этими операциями (взимание статистических пошлин или предоставление лицензий без ограничений), почти не влияющие на объем торговли. Однако подавляющее большинство нетарифных барьеров занимает промежуточное положение: они удерживают торговые операции в необходимом объеме, частично ограничивают операции с рядом товаров или стран, вступают в силу при определенных условиях или в определенные периоды.

В промышленно развитых странах, на которых приходится более 80 % всей мировой торговли, с помощью нетарифных мер, по оценке экспертов международных организаций, регулируется около 1/5 импорта. Вместе с тем для регулирования ввоза отдельных групп товаров нетарифные меры имеют более существенное, а в отдельных случаях и доминирующее значение. В частности, промышленно развитые страны посредством этих мер регулируют свыше 60 % ввоза одежды, 50 % черных металлов, около 40 % пряжи, тканей и продовольствия и 20 % обуви.

Роль нетарифных барьеров в регулировании внешнеторговых операций имеет тенденцию к повышению в отличие от роли таможенных тарифов. Это связано с тем, что ставки пошлин в тарифах подавляющего большинства стран на протяжении последних четырех десятилетий периодически снижаются и частично отменяются. Между тем, ранее принятые нетарифные меры, за редким исключением, действуют до сих пор в прежнем объеме, и, кроме того, многие страны устанавливают новые виды таких мер.

Общие масштабы применения нетарифных мер странами Запада увеличились, по оценке зарубежных экспертов, с 60-х годов почти вдвое, причем далеко не всегда правительства прибегают к использованию этих мер в соответствии с международными правовыми нормами. Последнее особенно осложняет положение экспортера и вместе с тем требует от него умения отстаивать свои законные интересы.

Эксперты международных организаций установили также, что нетарифные меры в промышленно развитых государствах используются неодинаково в торговле с отдельными группами стран. В частности, эти меры распространялись на 17,4 % импорта из самих развитых стран, на 19,9 % импорта из развивающихся стран.

1.2.2.1. Экономические барьеры

Барьеры экономического характера используются, с одной стороны, в целях упорядочения функционирования внутреннего рынка, в частности, для противодействия недобросовестной коммерческой практике иностранных поставщиков (антидемпинговые и компенсационные сборы) и для выравнивания конкурентных условий на рынке, поскольку местные аналогичные товары облагаются косвенными налогами. С другой стороны, их применяют по фискальным соображениям, а именно в интересах пополнения доходов государственного бюджета для финансирования развития отдельных отраслей хозяйства, в том числе связанных с обслуживанием внешнеторгового оборота (модернизация портов, обновление торгового флота и т.д.).

Наибольшая часть налогов и сборов с импортеров взимается в момент ввоза товара в страну, но некоторая их часть – при продаже и использовании товара на внутреннем рынке. Для участников внешнеторговых операций наибольшее значение имеют пограничные налоги и сборы.

Кроме того, во многих, особенно развивающихся странах, широко используются валютные меры регулирования импорта, воздействующие на стоимость ввозимых товаров (путем, например, изменения для импортеров курса пересчета национальной валюты в иностранную). Применяются также меры, удорожающие или осложняющие получение иностранной валюты.

Антидемпинговые меры в промышленно развитых странах находят все более широкое применение в форме взимания с поставщиков иностранных товаров дополнительных высоких пошлин. Такие меры направлены против ввоза товаров по заниженным ценам с целью защиты внутреннего рынка и отечественных производителей.

Обложению импортных товаров специальными антидемпинговыми пошлинами предшествует расследование уполномоченными на то соответствующими официальными органами страны-импортера, которое в известной мере независимо от результата (иногда даже не подтверждающего первоначальные подозрения в демпинге) используется в качестве инструмента эффективного противодействия нежелательному импорту.

Антидемпинговые пошлины налагаются с момента начала поставок товаров по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет) и потому могут достигать большой величины. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины, в отличие от известной ставки таможенной пошлины, практически невозможно, Это делает антидемпинговые меры одним из самых опасных нетарифных барьеров и способствует их распространению.

Применение «карательных» антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок товары, нежелательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причем демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

Поэтому на практике используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный) демпинг.

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т.д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей товары по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают к рассмотрению дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной, или антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную; антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Пограничное налогообложение импортируемых товаров включает взимание различных видов налогов и сборов непосредственно таможенным органом для упрощения процедуры их уплаты и обеспечения интересов финансовых учреждений импортирующей страны. Эти налоги и сборы обычно оплачивает импортер (лицо, подписавшее таможенную декларацию), но они учитываются обоими партнерами при заключении контракта купли-продажи.

Взимаемые на границе налоги и сборы можно разделить на две крупные группы.

Первая охватывает так называемые уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта. Целью уравнительных налогов и сборов является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и отечественного производства.

Основным видом уравнительных налогов и сборов в большинстве промышленно развитых стран является эквивалент налога на добавленную стоимость; во многих странах, где косвенное налогообложение строится на иных налоговых системах, с импортеров взимается соответственно эквивалент налога с оборота, эквивалент налога на продажу или эквивалент налога на потребление.

Важным видом уравнительных налогов и сборов, взимаемых обычно на границе с определенных товаров, является акцизный налог (сбор). Им облагаются ввозимые спиртные напитки, табачные изделия, кофе, нефтепродукты и т.д. Хотя акцизный налог имеет фискальный характер, взимание аналогичного налога с импортера также преследует цель уравнять его с отечественным предпринимателем в тех случаях, когда такие же товары производятся в импортирующей стране.

Ко второй группе относятся многочисленные налоги и сборы, уплачиваемые импортером в качестве протекционистской меры, дополняющей таможенное обложение импорта. Сюда же можно отнести и сборы для покрытия расходов в связи с таможенным оформлением груза, пересекающего границу, и в интересах финансирования государством развития приоритетных отраслей хозяйства, в частности, объектов транспортной инфраструктуры. Ставки этих налогов и сборов, как правило, сравнительно низкие, но в целом с импортера может быть взыскана значительная сумма.

 

1.2.2.2. Административные барьеры

К типично административным нетарифным барьерам во внешней торговле, используемым развитыми и особенно развивающимися странами, следует отнести установление запрета на импорт (эмбарго). Включаемый иногда в одну группу мер нетарифного регулирования импорта с количественными ограничениями и лицензированием, абсолютный его запрет представляет собой качественно иной барьер,

Введение эмбарго может основываться не только на постановлениях правительства страны-импортера, но и решениях, согласованных на международном уровне (например, запреты импорта, вытекающие из принятых в свое время решений ООН об экономических санкциях против ЮАР). Арабские государства, исходя из своей политики по отношению к Израилю, ввели общий запрет на импорт из этой страны. Хотя указанные запреты в принципе носят политический характер, их применение в ряде случаев преследует и определенные экономические цели, скажем, защиту внутреннего рынка от конкуренции экспортной продукции, в частности из тех же ЮАР и Израиля.

Запреты на импорт по политическим соображениям за последние годы активно использовали США (против Кубы, Никарагуа, Ирана, Ливии, Камбоджи, Вьетнама, КНДР).

В международной торговой практике известны различные виды импортных запретов, введенных по другим соображениям, но также внеэкономического характера. Так, Иран запрещает ввоз товаров, подпадающих под ограничения религиозных законов и противоречащих исламу. Аналогичный характер имеет запрет импорта свинины в различных видах, а также алкогольных напитков в мусульманские государства (например, в Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемене, Ливии, Пакистане, Афганистане). Законодательство ряда стран, в частности, Японии, Канады и Финляндии, устанавливает запрет на импорт по соображениям морали (порнографическая и другая подобная «литература»). Ввоз определенных товаров часто запрещается по соображениям охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира, природы (различные ядохимикаты). В частности, законодательства Японии и Канады запрещают импорт наркотиков, некоторых видов лекарств и медицинских препаратов, законодательство Финляндии – импорт красок на свинцовой основе, законодательство ЕС – импорт слоновой кости и шкур молодых тюленей, законодательства Индии, Индонезии, Бразилии, Чили, ОАЭ – импорт определенных гербицидов, инсектицидов, пестицидов и т.п.

В этой группе появляются новые, ранее не практиковавшиеся импортные запреты. Как известно, в ЕС рассматривался вопрос о запрете на ввоз 13 видов пушнины зверей, отловленных с применением жестоких методов (капканы и другие «негуманные» приспособления). От введения этого запрета страдают экспортеры Канады и США; однако запрет может отразиться также на экспорте пушнины из Российской Федерации в страны ЕС, если звероловы и охотники не откажутся от использования указанных методов отлова животных.

Наряду с безусловными, импортными запретами в международной практике применяются условные запреты. К последним относятся запреты на импорт продовольствия, фармацевтики, лекарств и медикаментов, когда экспортеры не соблюдают санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к перечисленным товарам в стране-импортере; подобные запреты близки к ограничениям импорта, связанным с соблюдением национальных стандартов и норм.

Например, Швеция практикует условные запреты импорта в отношении изделий фармацевтики, медикаментов, овощей и фруктов. Импорт многих продуктов в Канаду запрещен, если не получено письменное разрешение канадских властей. Подобная практика существует и в Японии.

Однако большинство импортных запретов обусловлено экономическими причинами и направлено на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции. Это особенно прослеживается на перечнях, запрещенных к импорту товаров в развивающиеся страны. В перечнях обычно содержатся товары, которые могут конкурировать с отечественной продукцией на внутреннем рынке страны-импортера, в частности, текстильные и кожевенные изделия, обувь, строительные материалы, изделия деревообработки, мебель, кустарные изделия, электробытовые приборы, другие несложные изделия машиностроения и металлообработки, многие виды пищевкусовых товаров (мука, крупа, фруктовые соки и напитки) и т.д.

Сирия запрещает импорт таких товаров как: текстиль, одежда, ковры, шкуры и кожи, изделия из кожи, дерева и бумаги, строительные материалы, цемент, глина, камень, керамика, стекло, мебель, спички, изделия из черных и цветных металлов, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, краски, стиральные и полирующие вещества, овощи и фрукты, алкогольные и безалкогольные напитки, пшеничная мука, пищевое растительное масло, молоко, мед и др.

Египет запрещает импорт таких товаров как: текстильные ткани, одежда, ковры, коврики, одеяла, искусственный мех и изделия из него, кожи и шкуры, изделия из кожи, дерева, бумаги и пластмасс, спички, карандаши, мебель, строительные материалы, фарфоровая посуда, стеклянные изделия, мыло и стиральные порошки, изделия из черных и цветных металлов, электрооборудование (генераторы, трансформаторы, аккумуляторы), холодильники, изоляционный провод, насосы, велосипеды, детские коляски, игрушки, музыкальные инструменты, продовольственные товары, напитки, табачные изделия.

Ливия запрещает импорт таких товаров как: постельное и столовое белье, ковры, коврики, меха, мебель, ремесленные изделия, древесный уголь, глина, гипс, столовые приборы, изделия из золота и серебра, кухонные принадлежности, алкогольные и безалкогольные напитки, картофель и другие овощи, мясопродукты, яйца, молоко, сахар, мед, шоколад, печеные хлебные и кондитерские изделия,

Перу запрещает импорт таких товаров как: текстиль и одежда, обувь, меха и меховые изделия, дорожные вещи, деревянные и плетеные изделия, мебель, кустарные изделия, металлические изделия, керамика, изделия из стекла, пластмасс и бумаги, парфюмерные, косметические и туалетные принадлежности, мыло, инструменты, механические и электрические бытовые приборы, игрушки, некоторые продовольственные товары.

В импортный запретительный список Ирана включены все товары, которые производятся в стране в достаточном количестве.

Некоторые развивающиеся страны вводят ограничения на продажу отдельных импортных товаров непосредственно населению в прямой или завуалированной форме. Египет, например, запрещает импорт парфюмерных и косметических изделий, предназначенных для розничной продажи; Ливия не разрешает импорт фруктовых соков в мелкой дозировке; Саудовская Аравия – безалкогольных напитков в бутылках менее 0,5 литра; Чили – инсектицидов и гербицидов в упаковках менее 5 кг и т.д.

Импортные запретительные списки в некоторых промышленно развитых странах также содержат элемент протекционизма. Так, Канада в безусловном порядке запрещает импорт ряда сельскохозяйственных продуктов, включая определенные сорта мяса, яиц, птичьего пера, топленое сливочное масло и его заменители, а также спички с белым фосфором. Импорт спичек с желтым и белым фосфором запрещен также в Финляндию.

Наряду с постоянно действующими запретами импорта в международной торговой практике известны сезонные и временные запреты. Первые из них вводятся в основном по сельскохозяйственным и морепродуктам, преследуя цель оградить местных производителей от иностранной конкуренции в периоды достаточного наличия того или иного национального продукта на внутреннем рынке. Например, в Швеции сезонные запреты устанавливаются на импорт некоторых продуктов водного промысла (омаров и раков с 15 июля по 15 сентября, устриц – с 1 мая по 31 августа, живых речных раков – с января по август и т.д.). В Ливане сезонные запреты применяются к импорту ряда овощей и фруктов (картофель, кабачки, баклажаны, зеленые бобы, арбузы, бананы, груши, персики, абрикосы, чеснок), в Сенегале – яиц (с 1 по 31 мая), в Конго – риса (с мая по октябрь).

Импортные квоты или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну, получили наибольшее распространение из всех видов нетарифных административных барьеров[7]. Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по различным видам продукции. Рассчитывается как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего потребления в стране, представляющему собой сумму отечественного производства и импорта соответствующей продукции.

Импортная квота - экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства в целом, а также для отдельных отраслей и производств по различным видам продукции.

Импортное ограничение (import restriction), налагаемое на импортируемые товары, может предприниматься в целях сохранения запасов иностранной валюты в случае неблагоприятного платежного баланса (balance of payments) или защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции (protectionism).

Обычно квоты реализуются через системы импортных лицензий (import licences). Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт.

Квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта. Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

С помощью количественного ограничения и лицензирования правительства решают широкий круг задач общеэкономического, внешнеторгового и даже политического характера: защита потребителя и производителя аналогичных конкурирующих товаров внутри страны, поддержание стабильности на внутреннем рынке, экономия валютных ресурсов, получение уступок на условиях взаимности от других стран, ограничение поставок и закупок вооружения и военных материалов.

В странах Запада режим количественного ограничения и лицензирования ограничительного характера распространялся в ХХ в. на 5,2 % импорта. Особенно ощутимым влияние этого механизма было при импорте продовольствия, где с помощью таких мер регулировалось 27 % закупок, при импорте топлива соответственно 13 %, пряжи и тканей – около 10 %. Страны ЕС применяли в том же году более 130 количественных ограничений на импорт. Среди них к 71 ограничению прибегала Франция (в отношении ряда продовольственных товаров, измерительных приборов, часов, телевизоров, радиоприемников) и к 48 – Италия.

В развивающихся странах количественное ограничение и лицензирование внешней торговли применяются в больших масштабах, чем в развитых, и в более многообразных формах. Однако, в некоторых из этих стран (в Южной Корее, Бразилии, Мексике, Колумбии, Индонезии) круг количественно ограничиваемых к вывозу товаров за последние годы существенно сузился.

Квоты, как и некоторые другие нетарифные меры, ограничивают возможности поставки товаров на зарубежные рынки и порой содержат в себе элемент дискриминации, поскольку с их помощью создается различный режим ввоза одних и тех же товаров из разных стран.

В экономически развитых и развивающихся странах используются следующие виды квот: индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные.

Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. По способу формирования различают два типа таких квот:

Пропорциональная, которая определяется в рамках всей квоты по доле каждой страны в импорте за прошлый (базовый) период

Двусторонняя, предоставляемая в обмен на встречные торгово-политические обязательства другой страны (иногда закрепляется двусторонним соглашением). Кроме того, существуют избирательные квоты, ограничивающие поставку товаров из какой-либо страны или группы стран при более свободных закупках из остальных регионов.

В США индивидуальные квоты распределяются между странами-поставщиками изделий из специальных сталей и тростникового сахара, а квоты на двусторонней основе выделяются по свежему молоку и хлопку-сырцу. Япония имеет договоренности на двусторонней основе о квотах при импорте ряда товаров с о. Тайвань. Австралия установила двусторонние квоты на ряд товаров, ввозимых с о. Тайвань и из Японии. В Италии и Франции введены избирательные квоты на импорт с о. Тайвань обуви, а в Швеции – на импорт этих товаров из стран с государственной системой внешней торговли.

В странах-участницах Международного соглашения по текстилю и одежде «Agreement on Textiles and Clothing» (ATC), срок действия которого истек 31 декабря 2004 г. ввоз значительной части товаров этой группы регулируется либо индивидуальными квотами по этому Соглашению, либо основывающимися на нем двусторонними квотами[8]. В частности, США имели договоренности с 31 страной-участницей Соглашения и с 10 странами помимо него, которые охватывают 80 % ввоза в страну текстиля и одежды из развивающихся стран; ЕС имеет договоренности с 25 странами.

Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном таможенном режиме, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим. Например, Япония установила тарифные квоты на 13 видов товаров, в частности, на мясной скот, сыр, кукурузу, солод, мелассу, томат-пасту, первичный спирт (в пределах квоты перечисленные товары ввозятся беспошлинно, а сверх квоты – с оплатой пошлины от 10 % до 60 %), а также на кожу, обувь, нефть и моторное масло. В Австралии аналогичные тарифные квоты существуют при ввозе текстиля, одежды и обуви. В Австрии такие квоты применяются при ввозе некоторых овощей, пшеницы, казеина, пива; в Финляндии - при ввозе сыра из ЕС. Тарифные квоты применяются в отдельных случаях в США (сахар, тунец, зеленые оливки, некоторые сорта молока и сметаны).

К тарифным квотам прибегают и некоторые развивающиеся страны, например, Бразилия (при ввозе яблок и груш).

Сезонные квоты устанавливаются на ввоз сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны. Это относится, прежде всего, к скоропортящейся продукции – фруктам, овощам, цветам и т.д. В Швейцарии, например, применяются трехступенчатые ограничения на ввоз фруктов и овощей: автоматическая лицензия (см. Ниже), сезонная квота и сезонный тариф.

Практика последних лет свидетельствует об установлении отдельными странами квот в качестве ответных действий, например, в отношениях между США и ЕС, и снятии их по мере достижения компромиссов.

Глобальные квоты устанавливают размер общего импорта какого-либо товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками. Это дает национальному импортеру свободу выбора страны-поставщика.

В США, например, с помощью глобальных квот регулируется ввоз масла, свекловичного сахара, мелассы, хлопка (очищенного). В Канаде глобальные квоты установлены на ряд молочных и мясных продуктов (ранее вводились на женскую и детскую обувь). Канадские глобальные квоты выражаются либо в фиксированных количествах (сыр, сгущенное молоко, мороженое, йогурт), либо в процентном отношении к лимиту внутреннего производства (индейки, цыплята, яйца). Предусматривается коррекция квот в случае возникновения дефицита данного продукта на внутреннем рынке (расширение их на 30-50 %).

В Германии существуют глобальные квоты на уголь (из стран не членов ЕОУС), во Франции – на нефть и нефтепродукты, в Японии – на соль и уголь, в Португалии – на холодильники, в Австрии – на вино, крахмал, мясные консервы, дробленый рис, в Финляндии – на красную рыбу, растительные масла, нефть и нефтепродукты, серебро, золото, в Швеции – на многие виды рыбы и пшеницу (не для выпечки хлеба), в Швейцарии – на крупный рогатый скот, молоко, зерновые и т.д.

В Мексике с помощью глобальных квот регулируется импорт сухого молока, маслосемян, целлюлозы, макулатуры. В Южной Корее такие квоты установлены на ввоз говядины, в Индии – на ввоз шин, стекла и ряда других товаров; в Гвинее-Бисау – риса, муки, сахара.

Квотирование экспорта широко используется в России. Общий объем товаров, экспорт которых квотируется, составляет около 70 %. Цель квотирования по отношению к сырьевым товарам, в том числе энергоресурсам, состоит в том, чтобы сохранить товары для потребления на внутреннем рынке, поддержать отрасли промышленности, использующие дешевое сырье.

Лицензирование – разрешительный порядок ввоза (или вывоза) определенных товаров из всех или отдельных стран после получения специального документа (лицензии), выдаваемого уполномоченным государственным органом. Подавляющее большинство развитых и развивающихся стран применяют такое регулирование, но в разных масштабах,

Наибольшее распространение получили два типа импортного лицензирования по:

§      разовой (индивидуальной) или

§      генеральной лицензии. Наряду с этим существуют многочисленные промежуточные формы лицензирования, сочетающие элементы обоих типов и обусловливающие разрешение на импорт с теми или иными условиями.

Разовая индивидуальная лицензия предполагает выдачу единовременного разрешения конкретному импортеру по его заявке без права передачи. В такой лицензии указывается разрешенное к ввозу количество товара или его стоимость, страна происхождения (а иногда и фирма-поставщик), срок ее действия ограничивается во времени. В тех случаях, когда применение индивидуальных лицензий сочетается со строгим валютным контролем над внешней торговлей (обычно в развивающихся странах), предоставление лицензии одновременно означает выделение или разрешение на использование валютных средств для закупки товара. Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного' контроля или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется.

Разовые индивидуальные лицензии сравнительно широко используются в развивающихся странах, в том числе сравнительно развитых. Например, в Индии такие лицензии требуются при ввозе большой группы товаров, классифицируемых как подлежащие ограничению: многие виды промышленного оборудования, сырья, производственных материалов, компонентов, инструментов и запчастей, полуфабрикатов черных металлов, научных приборов и измерительного инструмента. Лицензионная система на Филиппинах классифицирует потребительские товары на категории – первой необходимости, основные, второстепенные и некоторые другие. В Аргентине для получения лицензии на любой товар требуется дать подтверждение необходимости его ввоза.

Формой индивидуального разового разрешения является лицензия, выдаваемая по выбору лицензирующего государственного органа (т.н. Дискретная лицензия). При выдаче такой лицензии или распределении соответствующих квот между заинтересованными поставщиками уполномоченное официальное ведомство обычно руководствуется одним из следующих критериев: уровень предыдущих закупок, очередность поступления заявки, распределение поровну (для новых заявителей иногда резервируется 5-10% квоты) или индивидуальный подход. В последнем случае выбор чиновники делают субъективно.

В Японии, например, за основу распределения дискретных лицензий принимаются предыдущие закупки, а возможный остаток делится поровну между новыми заявителями. В Швеции отдается предпочтение очередности подачи заявок. В США лицензии на молочные продукты выдаются с учетом предыдущих закупок, сдачи неиспользованной части прошлой лицензии и в порядке очередности новым импортерам.

Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу или фирме в течение длительного времени ввозить перечисленные (в соответствующем перечне) товары либо без ограничений в отношении количества, страны происхождения (глобальная или открытая генеральная лицензия), либо только из указанных стран. В большинстве развитых стран по такой лицензии разрешается ввоз основной массы товаров (например, в ФРГ – 85%). Зачастую в генеральной лицензии указывается, что по ней импортируются все товары, за исключением запрещенных или ограниченных к ввозу. Соответствующие списки периодически публикуются в официальных изданиях, содержащих сведения о контроле над внешней торговлей.

Одной из форм лицензирования является автоматическое лицензирование, которое вошло в практику в последние десятилетия, и в настоящее время во многих странах распространяется на большинство товарных позиций. Оно предусматривает обращение импортера в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Таким образом, государство осуществляет постоянное наблюдение за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при определенных обстоятельствах быстро ограничить импорт.

Режим автоматического лицензирования распространяется, в частности, в странах ЕС, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Канаде на поставки текстиля в рамках специального Международного соглашения. В Австрии составляется список товаров автоматического лицензирования. В Бразилии этой форме регулирования подлежит основная масса импорта, В Сирии она распространяется на все закупки государственных организаций и четырех крупнейших торговых компаний в пределах их валютных ресурсов.

В ряде случаев применение автоматического лицензирования для контроля за выполнением договоренностей или за поставками потенциально «чувствительных» товаров называется лицензированием с целью наблюдения (мониторинг). Так, в США ведется учет импорта станков из Германии и Швейцарии (для принятия ответных мер в случае «избыточных» поставок), а также всего импорта баранины. В Канаде осуществляется контроль за поставками углеродистой стали, изделий из специальных сталей, свежих фруктов и овощей. В ЕС такому лицензированию постоянно подлежит ввоз срезанных цветов, обуви, полупроводников, мочевины и временно – персональных компьютеров и слесарных инструментов из Японии.

На ввоз ряда товаров в силу их специфики, государственной монополии в стране импорта и некоторых других причин необходимо получение специального импортного разрешения от соответствующего отраслевого государственного ведомства до заключения контракта. Это разрешение является основанием для получения обычной лицензии. В Японии, например, такой порядок установлен на ввоз рыбы и шелка, в Южной Корее – рыбы и рыбопродуктов, некоторых овощей и фруктов, чая, соли, химических товаров, ковров, керамики, холодильников, кондиционеров, конторского оборудования, насосов, игрушек, авторучек и т.д., т.е. Товаров, производимых в стране.

Своеобразной формой лицензирования является выдача разрешений на импорт для избранных покупателей. В Индии ряд промышленных и непромышленных товаров может поставляться только фактическим потребителям. В Южной Корее лицензии выдаются только зарегистрированным импортерам, имеющим оборот за 2 года в сумме $0,5 млн. В Эквадоре импорт некоторых инвестиционных товаров, оборудования и его частей разрешается осуществлять лишь сельскохозяйственным и промышленным производителям для их собственного использования. На Филиппинах ввоз кукурузы, сой-бобов и сорго осуществляется только определенными предпринимателями, производителями муки и птицы.

В ряде стран выдача лицензий обусловлена закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке. В частности, в Индии при создании нового производства предприниматели могут импортировать оборудование на сумму, равную 10% от стоимости отечественного оборудования, приобретенного для данного объекта. В Индонезии импортеры хлопка должны сначала закупить эту продукцию внутреннего производства, причем в соотношении 10 к 1; такой же принцип соблюдается при импорте молока, компонентов электромоторов, маслобойных машин, промышленных котлов, станков. В Таиланде лицензии на ввоз соевого жмыха выдаются при условии, что внутренние закупки будут относиться к импорту, как 4:3. В Нигере соотношение внутренних закупок риса и импорта составляет 4:1, в Кот-д'Ивуаре закупки болтов, гаек, облицовочной плитки, листового стекла в стране и за рубежом должны соотноситься как 3:2.

В отдельных развивающихся странах практикуется выдача импортных лицензий производителю в зависимости от его экспортной деятельности. Например, в Индии зарегистрированные экспортеры продукции обрабатывающей промышленности могут получить такую лицензию на импорт ограниченных к ввозу сырьевых материалов и компонентов для производства своей продукции, а также упаковочные материалы в пределах 30 % экспортной выручки. В Пакистане может быть выдана лицензия на ввоз запрещенного или ограничиваемого к ввозу инвестиционного товара в пределах определенного процента от суммы экспорта компании. Более того, ввоз запрещенного оборудования в указанных количествах может быть разрешен под гарантию экспортера, что экспортная выручка в два раза превысит размер лицензии и будет выше среднего объема экспорта за предыдущие три года. В Египте частные торговцы могут импортировать товары для переработки и реализации при условии оплаты ввоза за счет экспортной выручки.

В некоторых развивающихся странах практикуется выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием. Сюда относятся лицензии на поставку товаров для проектов технической помощи, осуществляемых за счет внешних источников поступления валюты, а также за счет собственных валютных ресурсов импортера. В Алжире, например, импорт отдельных видов автомобилей и сельскохозяйственного оборудования, а также медицинских и ветеринарных препаратов разрешается лишь в рамках программы «импорта без платежа», т.е. При оплате импорта собственными средствами покупателя, имеющимися за рубежом. В Мексике закупка товаров, не требующая выделения валюты, вообще свободна от лицензирования.

К особому виду разрешений можно отнести лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции. В Пакистане, например, ряд товаров, дублирующих внутреннее производство (аккумуляторы, батареи, бытовые электроприборы, посуда, сантехника, телевизоры, инструменты и др.) может импортироваться только по лицензии, когда поставки осуществляются по бартеру, в порядке помощи, и по кредитам. В Бангладеш лицензии выдаются в первую очередь при бартерных операциях. В Коста-Рике бартерные операции осуществляются на основе специальной бартерной лицензии. В Эквадоре предусмотрено лицензирование бартерных и компенсационных закупок автомобилей для службы такси.

Следует отметить еще два вида лицензий по признаку страны происхождения товара, которые ставят торговых партнеров импортера в неравноправное положение, т.е. создают дискриминацию.

К первому виду относится т.н. преференциальное лицензирование, освобождающее от лицензий или распространяющее режим автоматического лицензирования на товары из определенных стран. Такой порядок предусматривается, как правило, в торговле стран, являющихся членами региональных объединений (например, между участниками Ассоциации Латиноамериканских стран). Гамбия ввозит по генеральной лицензии все товары из стран Британского содружества, ЕС, Экономического сообщества западно-африканских государств (за исключением муки, сахара и риса). Сирия освобождает от лицензирования товары, закупаемые в странах Организации Арабского Единства (кроме товаров, находящихся в списке запрещенных).

Второй вид таких лицензий обусловлен требованием получения разрешений на закупки в определенных странах при нелицензируемом импорте из других стран. Например, в Малайзии существует требование специальной лицензионной процедуры для товаров из Китая.

Выдача лицензий во всех зарубежных странах осуществляется государственными органами, как правило, ведающими внешнеэкономическими связями – Министерством внешней торговли и промышленности в Японии, Управлением главного контролера по импорту и экспорту в странах Британского содружества (Индия, Пакистан, Шри-Ланка), Министерством экономики и внешней торговли в Египте и Сирии, Министерством экономики в Аргентине, Бразилии. В США, однако, лицензию выдает (в зависимости от товара) ряд экономических и других ведомств – министерства сельского хозяйства, внутренних дел, юстиции, финансов, здравоохранения и гражданских услуг, Комиссия по контролю над атомной энергией. Аналогичное «разделение труда» в области выдачи лицензий существует в Швеции (участвуют Национальный совет по сельскому хозяйству, Совет по торговле и др.).

Срок рассмотрения заявки импортера на лицензию в зависимости от страны и товара составляет от нескольких дней до нескольких месяцев. В США обычный срок решения вопроса о предоставлении лицензии (хотя формально и не установлен) достигает 30 дней, по спиртным напиткам – 45 дней, а по молочным продуктам следует обращаться за 90 дней до начала поставок. В Японии для рассмотрения заявок на разовые лицензии определен срок 21 день, а на лицензии, требующие обсуждения, – 60 дней. Вопрос о выдаче лицензии в Финляндии обычно решается в течение 2 недель, в Австрии соответственно одной недели, а в особых случаях (по скоропортящимся продуктам) лицензия может быть выдана немедленно. В Бразилии этот срок сведен до 5 дней.

«Добровольное» самоограничение экспорта – один из важнейших сравнительно новых видов нетарифных мер, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта, во многом аналогичным по своему действию квотированию и лицензированию импорта.

Такая форма ограничения торговли лишь внешне представляется добровольной, а по существу она навязывается экспортеру под угрозой жестких протекционистских санкций и направлена на сдерживание ввоза определенных товаров. Самоограничение поставок осуществляется путем принятия одной из сторон обязательств ограничить объем поставок абсолютно или снизить темпы их прироста, или же повысить цены на экспортируемые товары, что обычно влечет за собой сокращение поставок товаров в дальнейшем.

«Добровольное» самоограничение экспорта предлагается стране-экспортеру либо в одностороннем порядке, либо устанавливается в результате соглашения между импортером и экспортером с позиции силы. К использованию этих ограничений чаще всего прибегают Соединенные Штаты в отношении, прежде всего, поставок из Японии, ЕС и развивающихся государств; страны ЕС применяют их (с конца 70-х гг.) В отношении поставок из Японии и также развивающихся государств.

С помощью указанных мер сдерживались продажи продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, молочных продуктов, бытовой электроники, легковых автомобилей, металлообрабатывающих станков и т.д. «Добровольное» ограничение экспорта охватывало в 1993 г. 6,2% всего импорта промышленно развитых стран, в том числе 8,8% импорта США (на сумму свыше $45 млрд.). Всего в 1993 г. «добровольные» ограничения использовались в 125 случаях, из которых 47 – в отношении поставок в США, 53 – в страны ЕС и 7 – в Канаду.

Под давлением Соединенных Штатов первое «добровольное» самоограничение экспорта на рынок этой страны провела Япония еще в конце 60-х гг. По поставкам текстиля и одежды, с 1966 – стали, с 1977 г. – телевизоров, с 1978 г. – станков, с 1981 г. – легковых автомобилей, а с 1986 г. – полупроводников (обязательство по ценам). Япония в наибольшей мере, чем какая-либо другая страна, в настоящее время принимает «добровольные» обязательства по ограничению своих поставок; они распространяются на 12,5% всего ее экспорта, в том числе на 29% поставок в США и на 5% поставок в страны ЕС (изделия из стали, легковые автомобили, автопогрузчики, станки, телевизоры, подшипники). Японией также приняты «добровольные» ограничения на поставки в Великобританию легковых и грузовых автомобилей, посуды, хлопчатобумажной пряжи; в Канаду – легковых автомашин, подшипников, посуды, трикотажной ткани, в Австралию – подшипников.

Для выполнения принятых правительством Японии обязательств по сдерживанию экспорта используются созданные японскими фирмами при государственной поддержке 49 экспортные картелей – товарных или региональных (главным образом для регулирования экспорта в США и ЕС). Наибольшая часть «добровольных» ограничений приходится на изделия из стали. США с 1984 г. Осуществляют программу по сдерживанию таким путем импорта стали из 18 стран, чтобы снизить долю импорта в потреблении с 26% до 18,5%. ЕС ограничивает поставки стали с помощью таких же ограничений из 10 стран.

«Добровольные» ограничения мирового экспорта легковых автомобилей оформлены 14 двусторонними договоренностями. В частности, Япония на протяжении ряда последних лет лимитирует свои поставки в США 2,3 млн. машин и в страны ЕС – 1,23 млн. машин (во Францию, Португалию, Испанию, Великобританию). Договоренность Японии с Канадой о лимитировании экспорта автомобилей (1982-1987 гг.) формально не была продлена, но фактически осуществляется слежением за поставками и проведением ежегодных консультаций по предотвращению нарушения рынка.

США и страны ЕС навязали многим странам двусторонние договоренности об ограничении экспорта в развитие обязательств по Международному соглашению по текстилю (тормозят поставки продукции из Японии и развивающихся стран), а также договоренности об ограничении экспорта текстильных товаров, не охваченных упомянутым соглашением.

Из всех договоренностей, достигнутых США с их поставщиками, 30% фактически предусматривают установление глобальной экспортной квоты, 50% – индивидуальной квоты, определяющей фиксированные количества, либо допускающей ежегодное небольшое увеличение объема поставок. Имеются также договоренности, предусматривающие строгий контроль поставок или обязательства о минимальной цене в сочетании с количественными лимитами (касаются станков, видеомагнитофонов, микроволновых печей, телевизоров из Южной Кореи).

Среди стран, которые брали «добровольные» обязательства об ограничении экспорта на американский рынок, находился и бывший СССР. Речь идет о договоренности советской стороны с американскими импортерами в 1987 г. Поставить на этот рынок до 60 млн. кв. м. хлопчатобумажного полотна. Однако в то время Госдепартамент США оказал давление и добился ограничения экспорта до 3 млн. кв. м. В результате последующих переговоров и межправительственных соглашений советской стороне удалось постепенно увеличить лимиты поставок до 23 млн. кв. м, в 1990 г.. 24 – на 1991 г. и до 25 – в 1992.

Практика применения «добровольных» ограничений экспорта показывает, что в промышленно развитых странах соответствующая договоренность об объеме поставок или уровне цен, создавая нетарифный барьер для поставщика, вместе с тем позволяет выходить на рынок этих стран или удерживать на нем прежние позиции, а при благоприятных условиях даже ставить вопрос и договариваться о постепенном увеличении «добровольной» квоты для экспорта.

Государственная монополия внешней торговли представляет собой составную часть дирижистской политики, ориентированной на управление импортом и экспортом. Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта по сравнению с экспортом.

Среди нетарифных барьеров на пути развития внешней торговли в настоящее время сохраняется такая форма государственной монополии, как предоставление исключительных прав государственной или иной компании (действующей, как правило, под контролем государства) на осуществление внешнеторговых операций с конкретным товаром.

Не являясь формально торговым барьером, такая практика организации торговли фактически ведет к ограничению конкуренции в стране импорта и часто сдерживает поставки иностранных товаров, несмотря на существующий спрос на них.

Государственное регулирование внешней торговли охватывает импортные операции. Что касается экспорта, то он обычно ограничен или теми товарами, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле (рис в Мьянме, джут в Пакистане), или военными технологиями (ядерное топливо, оборудование, военные материалы и т.д.).

В промышленно развитых странах установление единого государственного канала импорта ограничивается узкой номенклатурой товаров. Например, в Японии это рис, пшеница, ячмень, молочные продукты, спирт, табак, соль; в Швеции и Финляндии – алкогольные напитки. В Австрии государство монополизировало импорт табака, спирта, соли.

Государственное регулирование внешней торговли далеко не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Очень часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется в 40 развивающихся странах, в том числе в 25 развивающихся странах требуется обязательно пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

Наиболее распространенной формой установления монопольного канала для импорта является образование государственных торговых монополий. Такие организации осуществляют импортные операции в 65 развивающихся странах. Государственные торговые монополии действуют во многих товарных секторах, в том числе в торговле продовольствием, напитками, табаком, фруктами, овощами, семенами, кормами, топливом, нефтепродуктами, строительными материалами, рудами, минералами, химическими продуктами и удобрениями, медикаментами и фармацевтическими товарами, различными видами промышленного и бытового оборудования (станки, конторское, медицинское, дорожно-строительное, горное, металлургическое, телекоммуникационное, электронное, электрооборудование, аппараты и приборы, с/х машины и т.д.), средствами транспорта (автомобили, ж/д и трамвайные вагоны, велосипеды, суда), а также в торговле непродовольственными потребительскими товарами (ткани, обувь, ковры, мебель и др.).

Государственные торговые монополии имеют наибольшее распространение в Азии и Африке. По их числу лидируют Ирак (более 40 монополий) и Алжир (около 40). В Ливии 30 государственным торговым организациям предоставлены исключительные права на ведение импортных операций. В Бирме, за небольшим исключением, все импортные операции осуществляются 14 государственными торговыми монополиями. В таких крупных странах, как Индия, Иран, Сирия, Турция, Индонезия, Танзания насчитывается примерно по 10-15 государственных торговых организаций, которые наделены монопольными правами по импорту товаров своей номенклатуры. Подобная ситуация складывается в Мьянме, Нигерии и т.д.

На примере нескольких стран можно показать отрасли, в которых государственные торговые монополии играют важную роль. Так, в Алжире в сфере торговли продовольствием, напитками и табаком действовали 9 монополий, строительными материалами и минералами – 5, химическими продуктами и удобрениями – 4, энергоносителями – 2, промышленным оборудованием – 3, автомобилями – 2, сельскохозяйственными машинами – 1, электрооборудованием и приборами – 1. В Иране 2 государственные организации занимались импортом продовольствия, еще 2 – химических продуктов, 1 – металлов, 1 – текстиля, 1 – леса и бумаги, 2 – электрических приборов и электронных компонентов, 1 – станков и инструментов, 1 – промышленного оборудования и т.д. В Индии 3 государственные торговые монополии импортировали текстильное сырье (хлопок, шелк, джут, другие твердые волокна), 1 – зерно, 1 – фрукты, 1 – нефтепродукты, 2 – химические продукты, 2 – черные и цветные металлы в различных формах. В Сирии импортом продовольствия и напитков занимались 5 государственных торговых организаций, текстильных товаров – 2, строительных материалов – 2, нефтепродуктов – 1, химических продуктов – 2, автомобилей и других транспортных средств – 1 и т.д.

Обязательное использование национальных средств транспорта для импортных перевозок применяется и в ряде стран Африки (Заир, Сенегал, Камерун, Габон). Например, в Камеруне национальной судоходной компании предоставлены исключительные права на перевозку грузов государственного сектора, а частные импортеры обязаны предоставлять приоритет национальным морским линиям. В Сенегале 40 % импортных грузов должны транспортироваться национальными судами и т.д.

Указанные ограничительные требования в отношении перевозок внешнеторговых грузов влекут за собой дополнительные расходы для экспортера, если фрахтовые ставки на мировом рынке ниже, чем в стране импорта (когда расходы по фрахту несет экспортер).

История развития государственной монополии свидетельствует о том, что она, как и любая монополия, представляет собой крайне нерациональный способ регулирования экономики; при ней расцветают коррупция в сочетании с крайней неэффективностью системы регулирования.

В 80-е гг. В развивающихся странах большое значение имел вопрос о дерегулировании национальной, экономики. В, результате его решения уменьшилась сфера государственного регулирования внешнеэкономических связей, они переданы в руки частных компаний. Государство отказалось от монопольного права на импорт и экспорт отдельных товаров; уменьшилась сфера лицензирования и т.д.

Международные картели монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров (например, олова, кофе, сахара и др.), характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным количеством продавцов. Наиболее успешным из этих картелей стал ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти, созданный в 1960 г.

 

Вопросы для самопроверки:

какими могут быть последствия применения нетарифных барьеров для коммерческих операций с зарубежными странами

какое значение имеют нетарифные для участников внешнеторговых операций?

чего позволяет достичь практика «добровольных» ограничений экспорта, других административных барьеров?

 

1.2.2.3. Оценка последствий применения нетарифных барьеров

Рассмотрим экономические последствия установления одного из нетарифных барьеров - квоты на импорт. Пусть страна является импортером зерна. Обозначим спрос на зерно в данной стране - Dd, а национальное производство - Sd. В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены, обозначим ее Pw. Предположим, что при такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, тогда объем импорта составляет D0–Sd. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено как Sd+Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением. В результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до, например, Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери. Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Пусть, размер их дополнительного выигрыша составит a. Тогда с+d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом (b+E), то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, самораспределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем – к развитию коррупции[9].



[7] http://www.lithe.ru/define/i/importnayakvota/

[8] Agreement on Textiles and Clothing / http://www.lpb.ru/print.php?id=2860

[9] Положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

Предыдущая