Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии
Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
12. Функция организации
12.5. Проектирование работ в организации
12.5.1. Концепция проектирования работы
Получение человеком, группой или организацией определенного результата зависит от многих факторов. Одним из ведущих факторов является выполняемая индивидом работа. Понятие «работа» в данном контексте отлично от понятия «функция». Функция или задача описывают в основном содержательную сторону выполнения той или иной деятельности, т.е. отвечает на вопрос: что следует делать. Понятие «работа» включает также и организационную сторону осуществления деятельности, т.е. дает ответ на вопросы: что, как и кому следует делать.
Проектирование работы представляет собой процесс создания как формального, так и неформального описания выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами. Проектирование работыво многом определяет успех деятельности организации. С течением времени руководство организации может принять решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать. Этот процесс называется перепроектированием работы. В одних случаях пересмотр может ограничиться, например, введением персонального компьютера для произведения расчетов, в других – внедрением групповой формы работы.
Перед тем как проектировать работу необходимо провести ее анализ. Цель анализа работы – это дать объективное описание самой работы, а именно, ее:
· содержания,
· требований к работе,
· окружения или контекста,
· параметров,
· восприятия содержания работы.
Содержание работы охватывает действия, которые должны быть выполнены в рамках данной работы. Метод функционального анализа работы широко используется для составления штатных расписаний. Он включает описание того, что:
1) что работник делает по отношению к другим работникам и другим работам;
2) какие методы и операции следует использовать;
3) какие машины и оборудование используются при выполнении данной работы;
4) какой продукт/услуга производится в процессе выполнения работы.
Требования к работе отражают необходимые для ее выполнения качества индивида, такие как навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание и другие индивидуальные качества. Для составления списка этих требований анализируют следующие параметры работы:
1) информационные источники, важные для выполнения работы;
2) обрабатываемая информация и принимаемые решения, необходимые для выполнения работы;
3) физические действия и умения, требуемые для выполнения работы;
4) характер межличностных отношений, желательных для работы;
5) характер реакции индивида на условия работы.
Контекст работы – это внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться, а также права и ответственность.
К параметрам работы относятся: ее масштаб, сложность, отношения по работе, в которые ее исполнитель вступает с другими работниками, технология.
Масштаб работыпредставляет собой количество задач или операций, которые работник должен выполнить.
Сложность работыносит преимущественно качественный характер и отражает степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом. На практике сложность работы зависит также от личностных характеристик исполнителя и делегированных ему прав по ее осуществлению.
Кузкоспециализированнымработам относятся те, которые имеют всего несколько задач или операций (т.е. низкий масштаб работы), реализация которых осуществляется с помощью предписанных средств (низкая сложность работы).
Широкоспециализированныеработы имеют противоположные характеристики рассматриваемых параметров.
Под отношениями по работепри ее проектировании понимается установление межличностных связей между исполнителем работы и другими работниками, как по поводу самой работы, так и в связи с другими видами работ в организации. Связи между работами в организации, составляют основу ее структуры.
Так, неоправданно большие размеры группы, делающей общую работу, затрудняют установление дружественных и заинтересованных ношений между ее членами, что может отрицательно влиять на эффективность выполняемой работы. Причиной этого является редкая возможность для большого числа людей общаться друг с другом, как по работе, так и в личном плане. В результате страдает сплоченность группы и исчезает важный источник удовлетворенности работой.
По отношению к одной и той же работе люди ведут себя по-разному. Происходит это, в частности, потому, что они по-разному воспринимаютданную работу.
Восприятие содержания работыхарактеризует понимание ее природы отдельным исполнителем. Чтобы улучшить результат выполнения работы, может понадобиться изменить восприятие содержания работы. Американские специалисты Р.Хакман и Э.Лоулер выделяют шесть характеристик восприятия работы: разнообразие, автономность, законченность, результативность, взаимодействие и общительность (табл.12.2).
Таблица 12.2
Характеристики работы
Характеристики |
Описание характеристики |
Разнообразие |
Уровень разнообразия в наборе операций или уровень разнообразия орудий труда и процессов, используемых при выполнении работы |
Автономность |
Уровень самостоятельности при принятии решений по планированию своей работы, а также выбору средств по ее выполнению |
Законченность |
Уровень доведения создаваемого продукта (услуги) до конечного результата в рамках данной работы |
Результативность (обратная связь) |
Уровень информированности исполнителя через работу о результативности произведенных им действий |
Взаимодействие |
Уровень требуемого от исполнителя взаимодействия с другими работниками для завершения работы |
Общительность |
Уровень, до которого работа позволяет исполнителю общаться с коллегами и устанавливать неформальные дружеские отношения |
Например, работник, испытывающий потребность в самоутверждении, по-другому воспримет автономность в работе, чем работник, не испытывающий такой потребности. Наличие у человека выраженной потребности роста влияет на восприятие им такой характеристики работы, как обратная связь от результата действия, или уровень разнообразия в работе является важной характеристикой работы для тех, у кого сильно выражена потребность в самоутверждении.
Взаимодействие или взаимозависимость работ в организацииопределяет степень, с которой осуществляется взаимодействие между двумя или более работниками (или группами работников), обеспечивающее выполнение поставленных перед ними задач. Так, в ходе строительства высотных домов требуется высокая степень взаимодействия между оператором подъемного крана и бригадой строителей. Существуют разные типы взаимозависимости работ. Например, от отдельного работника может не требоваться взаимодействия с другими работниками для выполнения работы в целом (работа группы сотрудников по рассылке информационных писем клиентам). Иногда, прежде чем один работник приступит к работе, другой должен выполнить ряд операций, позволяющих сделать это (производство автомобилей на конвейере). Окончание работы одного может становится началом работы другого, и наоборот (например, так взаимодействуют хирург с ассистентами во время операции, вратарь с игроком в футбольной команде и т.п.) и др.
Предыдущая |