Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии
Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 6. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента
6.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)
Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы.
По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы.
Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз.
Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по их осуществлению.
Как показано на рис. 6.1, основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:
- потребность в продукции предприятия;
- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).
Рис. 6.1. Система прогнозов и планов предприятия
Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:
- неформализованные (эвристические),
- формализованные.
К числу неформализованных относят:
- индивидуальные экспертные оценки,
- коллективные экспертные оценки,
- написание сценариев и т.д.
К формализованным методам относят:
- методы экстраполяции,
- моделирование.
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.
Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов.
Из формализованных методов наиболее широко применяются экстраполяционные, при которых прогноз производится по такому алгоритму:
1. Упорядочение прошлых данных;
2. Сглаживание временного ряда;
3. Выделение тренда;
4. Определение уравнения тренда;
5. Расчет прогнозного значения;
6. Оценка доверительного интервала с заданной вероятностью.
Наиболее простым является экстраполяция с линейным сглаживанием.
Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
Предыдущая |