Л.Н. Дейнека
Мировая экономика
Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.
Предыдущая |
Лекция 5. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования
5.1. Направления внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Два основных направления внешнеторговой политики:
1. Политика свободной торговли (фритредерство). Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Максимальная свобода для развития рыночных сил.
Положительные стороны свободной торговли:
· Способствует международной специализации стран
· Обеспечивает развитие конкуренции
· Расширяет товарные рынки
· Удешевляет товары для потребителей внутри страны
Несмотря на то, что свободная торговля приводит к росту экономического благосостояния всех стран – как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства.
2. Протекционистская государственная политика. Направлена на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
Виды протекционизма:
· Отраслевой протекционизм. Направлен на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленного и аграрного сектора
· Селективный протекционизм. Применяется в отношении конкретных мега субъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» - запрет на поставки.
· Коллективный протекционизм. Проводится странами, входящими в интеграционное объединение, в отношении всех остальных мега субъектов.
Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.
Предыдущая |