КА  «Профессиональное тестирование»

Л.Н. Дейнека
Мировая экономика

Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.

Предыдущая

Лекция 5. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования

5.2. Таможенные пошлины (тарифы) и механизм их действия

Таможенные пошлины – налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения таможенной границы государства.

Функции таможенных пошлин:

·     Фискальная; относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам;

·     Защитная; относится к импортным пошлинам;

·     Балансировочная; относится к экспортным пошлинам; предотвращает нежелательный экспорт.

Таможенные пошлины классифицируют по нескольким признакам:

11.  По направлению движения товаров:

·     Экспортный тариф. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках;

·     Импортный тариф – пошлина, установленная на импортные товары с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

·     Транзитный тариф – пошлина, установленная на товары, перевозимые на территории нашей страны.

12.  В зависимости от страны происхождения товара:

·     Максимальный тариф. Устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без соглашения с другими государствами.

·     Минимальный тариф. Предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствующий нации. Устанавливается в результате взаимных договоренностей;

·     Преференциальный тариф. Действует в отношении определенных стран или группы стран. Его величина меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы.

Конъюнктурные таможенные пошлины:

·     Антидемпинговые пошлины. Применяются в качестве меры по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителем, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке. Демпинг – практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке.

·     Компенсационные пошлины. Используются с целью уровнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины.

·     Сезонные пошлины. Устанавливаются для регулирования международной торговли продукции сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

4. По способу начисления:

·                   Специфические пошлины. Определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема) и т.д. Внутренняя цена импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом будет равна:

Pd = Pim +Ts

где Pim – цена, по которой товары импортируются (таможенная стоимость товара)

Ts – ставка специального тарифа

·                   Адвалорная пошлина – устанавливается в виде процента от таможенной пошлины товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составляет:

Pd = Pim ×(1+Ta)

где Ta - ставка адвалорного тарифа.

·                   Комбинированная пошлина – одновременно взимаемые адвалорные и специфические пошлины, например, 10% от таможенной стоимости товара, но не более 20 долл за 1т.

Механизм действия таможенного тарифа, его влияние на благосостояние потребителей, производителей и страны в целом можно проследить, используя графическую иллюстрацию (рис.5.1), где Dd – кривая спроса, Sd – кривая предложения, Sn – кривая предложения при свободной торговле).

Рис. 5.1. Механизм действия таможенного тарифа

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Pd) будут близки к мировым (Pw) и избыток спроса (Qd) над предложением (Os) будет компенсироваться за счет импорта Qs, Qd.

В результате введения тарифа импорт сокращается до величины Q’sQ'd, отечественное производство товара возрастет от Qs до Q’s, а внутреннее потребление снижется от Qd до Q’d.Это изменение приведет к следующим последствиям:

·          Потери потребителей от введения тарифа и повышения цен образуют область (a+b+c+d), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка.

·          Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь а). Отечественные фирмы в отраслях реализуют теперь свой первоначальный объем выпуска Qs по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль от прироста объема производства до Q’s и реализации этой продукции продукт по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей.

Выигрыш производителей от введения тарифа на импорт не перекрывает потерь отечественных потребителей. Последние оказываются тем более существенными, чем сильнее сказывается общий импульс к повышению уровня цен и инфляции, задаваемый введением торговых ограничений.

·          Площадь «С» поступает в государственный бюджет и выступает в виде выигрыша государства, который равен величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государства, которое может использовать эти средства в соответствии с целями политики.

Часть их может быть и безвозмездно потерянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью администрации.

Чистые потери национального благосостояния представлены областями «b» и «d». Область «b» представляет производственный эффект тарифа. Возросшие платежи потребителей стимулируют расширение неэффективного отечественного производства с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики.

Область «d» представляет потребительский эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара цену в интервале от Pw до Pd, для того чтобы удовлетворить свой спрос не сокращая его, однаrо тариф не позволяет это сделать и поэтому внутреннее потребление снижается.

Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выигрышем и поэтому являются абсолютными. ЧПО от введенного тарифа снижаются пропорционально участию валютного курса в тарифном эффекте. Если, например, вследствие введения 10% тарифа на импорт, отечественная валюта подорожает на 3%, то внутренние цены импортируемых товаров возрастут на 7% (не на 10%). Это означает, что чистые потери общества от тарифа на импорт составляют около 70% от величины областей «b» «d»

Таким образом, возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже; во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.

Предыдущая