КА  «Профессиональное тестирование»

Шерьязданова К.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Учебное пособие. – Астана: Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 2010. – 107 с.

Предыдущая

1. Теоретические основы интеграции

1.2. Теоретические подходы к исследованию интеграционных процессов

1.2.1 Федерализм и неофедерализм

В 50-х гг. ХХ века ряд американских и европейских политологов предложили концепцию объединения разных государств в федерацию. Это течение в политической науке получило название федерализма и основывается на идее общности исторических, экономических и политических интересов государств.

Сторонники этого течения признавали необходимость создания институционализированного объединения и считали, что федеральная система власти способна обеспечить государствам, входящим в объединение, устойчивое и безопасное развитие, сохранение специфических особенностей каждой страны при условии четкого разграничения сферы компетенций политических и административных органов субъектов федерации и наднациональных органов. Т. е. принципом федерации служит создание двух уровней власти – центрального и местного, регионального. Территориальные единицы должны передать центральному правительству часть своих полномочий, сохраняя в то же время свою целостность и определенную автономию. В рамках данного направления выделяют два подхода: классический федерализм и неофедерализм.

Сторонники классического федерализма придерживались точки зрения, основанной на идее разделения властей. Американский политолог А. Гамильтон и британские специалисты К. Уэйр и Р. Уотс считали, что подобное осуществимо, если будет созван широкий международный форум (конференция), в рамках которой полномочные представители национальных государств добровольно договорятся и передадут часть своих полномочий сформированным на консенсусной основе наднациональным органам.

С точки зрения федералистов тенденция к созданию федерации должна исходить от правящих элит объединяющихся стран. Осознание того факта, что федеральная система лучше обеспечивает защиту интересов, чем система автономных государств, является залогом успешной интеграции. Федералисты подчеркивали, что все это возможно на политическом уровне, все остальные условия, в том числе экономические, могут и не оказывать существенного влияния на процесс федерализации. Поэтому за критерий интегрированности было взято наличие центра принятия решений. Основной упор был сделан на институциональные преобразования, разграничение полномочий, открытые конституционные и правовые механизмы.

Одним из крупных представителей неофедерализма является американский политолог А. Этциони, по мнению которого основной целью интеграции является создание «политического сообщества». Под «политическим сообществом» он понимал три компонента политической власти, или три вида интеграции:

- обладание эффективным контролем над средствами насилия;

- наличие влиятельного центра принятия решений;

- возникновение общеидентификационной ориентации среди граждан, входящих в объединение.

В дальнейшем идеи федерализма повлияли на создание ряда практических доктрин. Например, известный сенатор У. Фулбрайт, а также Г. Киссинджер предлагали создание Атлантического Союза государств, куда входили бы США и страны Западной Европы. Английский политолог Х. Аллен предложил создание конфедерации, включающую Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Идеи федерализма также повлияли на различные теории мондиализма – создания всемирного правительства.

Идеи федерализма находят свое частичное воплощение в функционировании наиболее развитой и продвинутой интеграционной структуры – ЕС. В интерпретации же Альберта Сбраджа, федерализм – это философия, ЕС – это эксперимент и исход его непредсказуем. Научное исследование ЕС должно опираться на объективные методы международной сравнительной политологии.

Предыдущая