КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

 

Введение

 В развитых странах проблема повышения качества продукции и услуг имеет важное значение. Особую важность эта проблема приобретает в обеспечение конкурентной способности продукции и услуг в условиях свободного рынка.

 Современная комплексная система управления качеством в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000, ИСО 10000 и ИСО 14000 должна представлять собой хорошо отлаженную программу, направленную на внедрение комплекса мероприятий, обеспечивающих высокое качество продукции (услуг), полностью отвечающее требованием потребителя. Система требует точного, безусловного выполнения всех мероприятий, беспристрастной постоянной оценки их эффективности. Только в этом случае можно достичь снижения затрат на качество и получения достаточной прибыли.

 Системное управление качеством позволяет установить прямую связь между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству продукции (услуг). Технология обеспечения качества включает методы планирования и контроля, связанные с техническим и технологическим обеспечением при исследовании в области качества, пересмотре конструкции изделия или технологии изготовления продукции, проведении анализа технологического процесса, оптимизации процесса контроля, обучении работников вопросам качества и т.д. При этом должны быть четко сформулированы процедуры всех действий и органов управления.

 Многоплановое управление качеством взаимоувязывает влияние широкого круга различных факторов: людских, материальных, технологических, производственных, финансовых и информационных.

 На наших предприятиях создание систем качества носило случайный характер даже там, где действовала комплексная система управления качеством (КСУКП). Контроль качества проводился не должным образом, информация о качестве и ее обработка не всегда носили законченный характер, принципы планирования и управления всей системой качества не разрабатывались, расходы на качество не контролировались непосредственно руководством. Все это порождало бессистемность в управлении качеством.

 Развитие рыночной экономики и вступление России в Европейское сообщество потребовало создания систем качества на предприятиях. Поэтому не случайно в последние годы возникла необходимость в обучении технических специалистов вопросам качества. Это потребовало введение в программы обучения в вузах специальных дисциплин по качеству и сертификации продукции, теории управления качеством.

 В настоящем курсе: «Теория управления качеством и сертификация» рассмотрены общие аспекты философии качества, качества жизни, качества продукции (услуг), сертификации продукции, теоретические и практические вопросы управления качеством.

 Этот курс рассчитан на студентов технических вузов, специализирующихся в области физических методов и приборов контроля качества продукции, метрологии, стандартизации и сертификации продукции и услуг.