КА  «Профессиональное тестирование»

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 295 с.

Предыдущая

Глава 4. Розничный товарооборот предприятий торговли

4.4. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

опытно-статистический;

экономико-статистический;

экономико-математического моделирования;

комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Тож = Тф.9м + Тож.IVкв.,

где Тож - ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф.9м - фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Т ож.IVкв. - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

При этом:

Тож.IVкв. > Тпл.IVкв.,

где Тпл.IVкв – плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

Тсопсож + Кув + Кум,

где Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.; ""

Кув  – корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

Кум – корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

Тп.г. = (Тсопс×Т%) / 100,

где Тп.г. – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (табл. 4.1).

Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:

К1 = (К1 + К2 + К3) / 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4) /3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;

K3=(K3 + K4 + K5)/ 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.

Таблица 4.1

Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота

Годы

Прирост товарооборота

условные обозначения

в % к предыдущему году

t

K1

4,8

t+1

K2

4,2

t+2

K3

6,0

t+3

K4

3,1

t+4

K5

5,4

Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

D = (Кn - К1) / (n – 1),

где D - среднегодовое изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn- последний показатель в ряду выравненных средних, %;

К1 - первый показатель в ряду выравненных средних, %;

n - количество показателей выравненного ряда средних.

Имеем:

D = (4,8 – 5,0) / (3 – 1) = -0,1%.

Значение прироста товарооборота на планируемый год (К6) определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):

К6 =  K4+ 2D = 3,1 + 2- (-0,1) = 2,9%.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличиться в действующих ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового предприятия составит 159,1 млн. руб., то объем товарооборота в планируемом году будет равен:

Т5 = (159,1 – 102,9) 1 100 = 163,8 тыс. руб.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции – тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота.

Рис. 4.1. Динамика объема розничного товарооборота торгового предприятия

Рассмотрим пример динамики объема розничного товарооборота (рис. 4.1). Можно предположить, что розничный товарооборот торгового предприятия развивается по линейной функции:

у = а + bt,

где у - объем розничного товарооборота, руб.;

t - фактор времени, год;

а, b - параметры модели.

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

Таблица 4.2

Расчет параметров модели

Годы

Объем розничного товарооборота, тыс.руб. (y)

Время, год (t)

yt

t2

Расчетный объем товарооборота, тыс.руб. ()

t

132,6

1

132,6

1

132,3

0,23

t+1

138,2

2

276,4

4

138,9

0,51

t+2

146,5

3

439,5

9

145,5

0,68

t+3

151,0

4

604,0

16

152,1

0,73

t+4

159,1

5

795,5

25

158,6

0,31

n=5

Sy=727,4

St=15

Syt=2248,9

St2=55

S=727,4

2,46 / 5=0,49%

Расчет параметров модели представлен в табл. 4.2. Решив систему нормальных уравнений относительно параметров а и b, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

 = 125,74 + 6,58 t.

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота торгового предприятия увеличивается в среднем на 6,58 тыс. руб.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.е. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3%.

В рассматриваемом примере среднее отклонение теоретического товарооборота от фактического составляет 0,49%, что позволяет ее использовать для расчета объема товарооборота на будущий год:

 = 125,74 + 6.58t == 125,74 + 6,58 6 = 165,2 (тыс. руб.).

Для планирования объема товарооборота торгового предприятия может быть использована авторегрессионная модель вида:

у = а + Ьх + ct,

где у - объем товарооборота торгового предприятия, руб.;

х - объем товарооборота торгового предприятия в предшествующем году, руб.;

t - фактор времени, год.

Возможность использования данной модели для планирования объема товарооборота объясняется следующим. Одним из основных факторов, влияющих на объем товарооборота, являются товарные ресурсы. Товарооборот предшествующего года в какой-то степени отражает реализованное соотношение между спросом и предложением товаров и, учитывая инерционность торговли, является показателем, определяющим это соотношение в будущем периоде. Фактор времени в данном случае отражает влияние на объем товарооборота остальных неучтенных факторов.

Данные для расчета параметров авторегрессионной модели приведены в табл. 4.3.

Авторегрессионная модель имеет вид:

= 5,02 + 1,006 х + 0.3 t.

Из полученной модели следует, что при увеличении объема товарооборота торгового предприятия предшествующего года на 1 тыс. руб. товарооборот следующего года увеличивается в среднем на 1,006 тыс. руб., а при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота увеличивается в среднем на 0,3 тыс. руб. Средний процент отклонений теоретических данных от фактических составляет 1,03%, что позволяет использовать модель для планирования объема товарооборота торгового предприятия на будущий год:

 = 5,02 + 1,006 х + 0,31 =

= 5,02 + 1,006 159,1 + 0,3 5 == 166,6 (тыс. руб.).

Результаты расчета объема розничного товарооборота торгового предприятия сведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4.

Расчет объема товарооборота торгового предприятия на планируемый год

Методика расчета

Расчетный товарооборот на планируемый год, тыс.руб.

Прирост товарооборота в % к отчетному году (159,1 тыс.руб.)

1. Экономико-статистический метод

163,8

2,9

2. Трендовая модель

(= 125,74 + 6,58 t)

165,2

3,8

3. Авторегрессионная модель

(= 5,02 + 1,006 х + 0,3 t)

166.6

4.7

I -й вариант расчета – пессимистический, а 3-й – оптимистический. Плановая величина товарооборота на будущий год устанавливается по средней величине:

Тпл = (163,8 + 166,6) / 2 = 165,2 (тыс. руб.),

т.е. она равна объему товарооборота, рассчитанному по трендовой модели, которая, в свою очередь, дает наименьший средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических.

Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

Таблица 4.3

Расчет параметров модели y = f + bx + ct

Годы

Фактический товарооборот, тыс. руб. (у)

Товарооборот предшеству-ющего года, тыс.руб. (х)

Фактор времени, год (t)

yx

x2

yt

xt

t2

Теоретический (расчетный) товарооборот, ттыс.руб. ()

у-

t + 1

138,2

132,6

1

18325,8

17582,8

138,2

132,6

1

138,7

–0,5

–0,36

t + 2

146,5

138,2

2

20246,3

19099,2

293,0

276,4

4

144,4

2,1

1,43

t + 3

151,0

146,5

3

22121,5

21462,3

453,0

439,5

9

152,7

–1,7

1,13

t + 4

159,1

151,0

4

24,24

22801,0

636,4

604,0

16

157,2

1,9

1,19

n=4

Sy=594,8

Sx=568,3

St=10

Syx=84717,2

Sx2=80945,3

Syt=1520,6

Sxt=1452,5

St2=30

S=593,0

e=4,11 / 4=1,03 %

Предыдущая