КА  «Профессиональное тестирование»

Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.

Предыдущая

Часть 1. Организация внешнеэкономической деятельности

2. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России

2.1. Цели и принципы регулирования ВЭД

Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:

-  использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

-  содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

-  создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

-  защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

-  создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

-  единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;

-  единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;

-  перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

-  четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

-  обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

-  определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

-  разработка соответствующих федеральных программ;

-  защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

-  разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

-  подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;

-  организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

-  определение и реализация валютной политики страны;

-  формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

-  контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.);

разработка платежного баланса РФ.

Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:

-  осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

-  контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и peaлизовывать соответствующие региональные программы;

-  предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;

-  заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;

-  иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов:

-  координация действий участников ВЭД;

-  выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

-  разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

-  регулирование приграничной торговли;

-  информационное обеспечение ВЭД.

Предыдущая