Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.
Предыдущая |
Часть 1. Организация внешнеэкономической деятельности
2. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2.1. Цели и принципы регулирования ВЭД
Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:
- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;
- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
- единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;
- единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;
- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
- разработка соответствующих федеральных программ;
- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;
- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
- определение и реализация валютной политики страны;
- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
- контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.);
разработка платежного баланса РФ.
Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:
- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и peaлизовывать соответствующие региональные программы;
- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;
- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;
- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов:
- координация действий участников ВЭД;
- выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
- регулирование приграничной торговли;
- информационное обеспечение ВЭД.
Предыдущая |