КА  «Профессиональное тестирование»

Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.

Предыдущая

Часть 2. Организация и техника операций во внешнеэкономической деятельности

11. Внешнеторговые операции по направлению торговли, сырьевым товарам, купле-продаже машин и оборудования

11.2. Основные операции в процессе купли-продажи сырьевых, продовольственных товаров и материалов

Основную часть экспортных поставок России составляют сырьевые товары и энергоресурсы. Поэтому весьма важно рассмотреть классификацию сырьевых и продовольственных товаров, основные тенденции мировой конъюнктуры по этим товарам и особенности осуществления внешнеторговых операций по ним. В мировой торговле принято, что все виды сырья, необходимые для промышленности, делятся на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье.

Сырье, продукция, создающие материальную основу товара, являются основными материалами. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения (руды: уголь, нефть, соль, другие ископаемые) и сырье, полученное искусственным путем (синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы и т. д.). На долю промышленного сырья минерального происхождения приходится почти 80%.

По формам международной торговли сырьевые товары делятся на биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, цветные металлы) и небиржевые (природный газ, уголь, руды, черные металлы, целлюлозно-бумажные и др.). Товары второй группы реализуются по контрактам с различными сроками действия.

Для импортера и экспортера сырья очень важно иметь долгосрочный контракт. И здесь, как правило, обе стороны быстро находят общий язык. Однако один важный момент заставляет контрагентов как минимум за 1 месяц до 1 января ежегодно пересматривать условия контракта – изменение цен. Поэтому экспортер после подписания контракта твердо знает объемы поставки только на год.

Представляет интерес схема движения продовольственных товаров и сырья в странах с развитой рыночной экономикой, в которых на начальной стадии продажа сырья и товаров осуществляется, в основном, через экспортные и импортные фирмы, которые, в свою очередь, продают их большому числу мелких конечных потребителей (рис. 7).

Рис. 7. Основные внешнеторговые операции зарубежных производителей и потребителей продукции, проходящей через экспортные и импортные фирмы

Условные обозначения: 1 – подписание долгосрочного контракта; 2– поставка на год; 3, 4, 5, б, 7 – уточнение цен и объемов поставки в последующие годы; al, bl, cl, ..., nl – производители продукции; а2, b2, с2, ..., n2 – потребители продукции.

Затем производители продукции, завоевав прочное место на рынке, стремятся создать свое дочернее предприятие, которое реализовывало бы его продукцию на более удобных для него условиях, заключающихся, прежде всего, в применении трансфертной (внутрифирменной) цены (рис. 8)

Рис. 8. Взаимодействие производителей и потребителей продукции через дочернюю и материнскую компании

Условные обозначения: 1 – заключение контракта между производителем продукции и дочерней фирмой; 2 – поставка по контракту; 3 – заключение контракта между дочерней фирмой и материнской компанией с использованием трансфертных цен; 4 – поставка по контракту; 5 – расчеты за поставку; 6, 7, 8, 9 – поставка продукции потребителям; а, b, с, n – потребители продукции.

Материнская компания, являясь международной или транснациональной корпорацией, оказывает большое влияние на конкурентов, имеет возможность влиять на формирование цен в своем регионе и иметь минимальные потери при оплате таможенных пошлин.

Предыдущая