КА  «Профессиональное тестирование»

Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.

Предыдущая

Часть 2. Организация и техника операций во внешнеэкономической деятельности

11. Внешнеторговые операции по направлению торговли, сырьевым товарам, купле-продаже машин и оборудования

11.3. Общие тенденции торговли сырьевыми и сельскохозяйственными товарами

В 90-е гг. на мировом рынке сложился ряд особенностей и факторов, влияющих на конъюнктуру сырьевых, сельскохозяйственных товаров и материалов [19, с. 161, 165].

Во-первых, наблюдается тенденция роста цен на сырьевые товары, материалы, а также топливо. В связи с неравномерностью распределения природных богатств по разным странам происходит оживление торговли топливом, сырьем, продовольственными товарами. Общая доля экспорта этими товарами уже длительное время зафиксировалась на уровне 25% от общего объема мирового экспорта.

Во-вторых, более быстрыми темпами среди сырьевых товаров растет экспорт нефти, газа, пшеницы. За последние 20 лет произошел рост экспорта этих товаров в 2,8; 14; 2,5 раз соответственно. Значительно медленнее происходит увеличение объемов продажи других продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья растительного происхождения, а их удельные веса в общем объеме экспорта постепенно сокращаются. Это объясняется увеличением собственного производства продуктов во многих странах мира, а также заменой сравнительно дорогого сырья растительного происхождения синтетическими и искусственными материалами.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой в 70-е и 80-е гг. реализован ряд специальных программ, направленных на целевое сокращение потребления энергии и материалов. США, Франция, Япония, Великобритания и другие страны добились существенных успехов в ресурсосбережении. Например, энергоемкость производства единицы валового национального продукта в США за последние 20 лет уменьшилась на 37%, в Японии – на 29%, во Франции – на 30%. Пробег автомобиля в США увеличился почти вдвое на одну и ту же величину топлива, в Англии – на 50%, в Японии – на 30%. Но сокращение этих показателей на единицу изделия не означает сокращения потребления на душу населения. И, конечно, благодаря росту численности населения потребность в сырье, материалах, топливе, продуктах имеет устойчивый характер.

В-четвертых, в мире наблюдается тенденция перевода ряда экологически опасных производств в развивающиеся страны, поэтому в них резко увеличивается производство стали, азотных удобрений, нефтехимических продуктов, цветной металлургии. И в связи с модернизацией сельского хозяйства и промышленности требуется увеличение поставок сырья в Китай, Индию, Пакистан, Турцию, Нигерию и другие страны.

В-пятых, увеличивается число долгосрочных соглашений на поставку важнейших видов сырья: до 15–20 лет и более. К этим видам сырья относятся: железная, марганцевая, хромовая, урановая руды, природный газ, фосфаты, бокситы, уголь. При этом используются соглашения типа "развитие – импорт" (или их называют компенсационными сделками). Импортер дает экспортеру долгосрочный кредит на разработку сырья и по мере его поступления кредитору происходит погашение кредита.

В-шестых, наблюдается еще одна особенность торговли сырьем и сельскохозяйственными товарами – активное влияние транснациональных корпораций на ход, объемы, цены поставляемой продукции. Транснациональные корпорации контролируют 80–90% экспорта чая, какао, хлопка, табака, меди, железной руды, бокситов. Над каждым видом сырья контроль осуществляют 3–6 крупнейших транснациональных компаний мира.

И, в-седьмых, в большинстве развитых стран с рыночной экономикой на защиту интересов рыночных структур встают и их правительства, которые путем бюджетных ассигнований, регулирования экономики, аграрных программ, таможенной политики, ценовых ограничений, регулирования валютного курса существенно облегчают деятельность экспортеров сырья и сельхозпродукции.

Для защиты интересов экспортеров в мире уже создано около двадцати ассоциаций экспортеров сырьевых товаров, которые осуществляют коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Классическим примером организации подобного рода может служить ОПЕК – Организация стран экспортеров нефти, созданная в 1960 г. и объединяющая в своем составе почти полтора десятка нефтедобывающих государств. Благодаря этому им удается получать значительное увеличение доходов от продажи нефти.

Большую помощь экспортерам оказывает ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. С ее помощью осуществляется государственное регулирование рынков сырьевых товаров. Конференция устанавливает экспортные квоты, руководит созданием буферных запасов и стабилизационных фондов. Буферный запас помогает регулировать цену следующим образом: если она на мировом рынке на какой-либо вид сырья падает, то осуществляется закупка больших партий данного товара для размещения в запас; а если цена резко возрастает, то осуществляется выброс товара из запасов на мировой рынок.

В 1976 г. в ООН была принята "Интегрированная программа для сырьевых товаров" – ИПСТ, определившая 18 основных товаров, формирующих третью часть мирового экспорта сырья и оказывающих большое влияние на экономику развивающихся стран. Программа реализует меры по стабилизации мирового рынка этих товаров. Конференцией ООН по торговле и развитию в 1979 г. принята "Хартия экономических прав и обязанностей государств", определяющая права, суверенитет государств по контролю за своими ресурсами и за деятельностью транснациональных корпораций [19, с. 173].

Существенные резервы по сохранению сырьевых товаров для нужд населения заключены в демилитаризации экономики различных стран мира. По оценкам ООН от 3 до 12% полезных ископаемых расходуется на содержание армий. Ежегодное потребление нефти для обслуживания армий государств составляет 6% от ее мировой добычи.

Правильное определение стратегии и тактики торговли сырьевыми и продовольственными товарами на основе использования наиболее рационального комплекса внешнеторговых операций и учета мировой конъюнктуры создают необходимые условия для успешной продажи этих товаров на мировом рынке.

Предыдущая