Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.
Предыдущая |
Часть 2. Организация и техника операций во внешнеэкономической деятельности
11. Внешнеторговые операции по направлению торговли, сырьевым товарам, купле-продаже машин и оборудования
11.4. Особенности торговли промышленными товарами, машинами и оборудованием
Предприятия и организации России при закупке продукции зарубежных фирм наряду с непродовольственными товарами определенное внимание уделяют приобретению некоторых видов машин и технологического оборудования, необходимого для оснащения и модернизации своих производств. В международной торговле используется термин "непродовольственные товары" для характеристики трех групп товаров в зависимости от их назначения.
1. Непродовольственные товары, необходимые для использования в качестве полуфабрикатов и комплектующих деталей в различных отраслях промышленности. Их называют товарами промышленного назначения: металлопрокат, подшипники, комплектующие узлы, агрегаты, станки и т, п.
2. Товары, используемые для удовлетворения личных потребностей населения или товары широкого потребления – обувь, одежда, белье, посуда, культтовары, товары длительного пользования и др.
3. Товары, необходимые для удовлетворения социально- бытовых потребностей общества – для здравоохранения, для защиты окружающей среды, дорожного строительства и т. д.
Чем выше доля готовых изделий в экспорте, тем эффективнее участие страны в мировых хозяйственных связях, в международном разделении труда.
Поставка машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде наиболее распространена при продаже транспортных средств, изделий машиностроения и культурно-бытового назначения (рис. 9).
Рис. 9. Осуществление операций между экспортером и импортером при поставке машин и оборудования
Условные обозначения: 1 – заключение контракта между экспортером и импортером на поставку машин и оборудования; 2 – поставка по контракту; 3 – монтаж оборудования и другой техники; 4 – обучение персонала для работы на поставляемых машинах и оборудовании; 5 – гарантийное обслуживание техники; 6 – техническое обслуживание; 7 – оплата по исполненному контракту; 8 – возврат бракованной продукции.
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, выполняемых экспортером по поддержанию оборудования, закупленного импортером, в рабочем состоянии и обеспечению преемственности при замене устаревшего оборудования новым. Техническое обслуживание осуществляется поставщиком по всему комплексу услуг не только в своей стране, но и в других государствах.
Техническое обслуживание состоит из следующих элементов:
– изучение особенностей эксплуатации машин и оборудования в стране импортера;
– разработка и издание технической документации на языке покупателя;
– подготовка и обучение ремонтно-эксплуатационного персонала на достаточно высоком квалификационном уровне;
- строительство и развертывание в стране покупателя учебных пунктов, гарантийных пунктов ремонта, складов запасных частей, консультационных пунктов, станций технического обслуживания и т. п.;
- создание дифференцированной системы технического обслуживания: а) техническое обслуживание непосредственно изготовителем уникального современного оборудования, представляющего большую ценность для фирмы; б) техническое обслуживание через посредников обычного оборудования, не содержащего в себе коммерческой тайны; в) техническое обслуживание самим потребителем наиболее известного и простого оборудования; г) обеспечение запасными частями в течение всего срока службы.
Как правило, стоимость запчастей в 2–2,5 раза больше тех, которые находятся в собранной машине. Со временем эксплуатации число потребляемых запчастей растет и очень важно правильно рассчитать их набор на 2–3 года. Весьма желательно для импортера в контракте заложить пункт, в котором бы предусматривалась поставка запчастей хотя бы в течение трех лет после его исполнения.
Экспорт продукции в разобранном виде (машины, оборудование, мебель, строительные конструкции и т. д.) выгоден, так как таможенные пошлины на детали, конструкции ниже, чем на готовое изделие. Кроме того, правительства ряда стран, опасаясь подрыва собственной экономики, иногда запрещают ввоз целого ряда готовых изделий.
Ввоз деталей и конструкций выгоден для ряда стран, так как способствует развитию дополнительных производств по сборке изделий.
Выгодна также и транспортировка деталей. Например, детали трактора перевезти на судне дешевле в 2–3 раза, чем сам трактор.
При поставке узлов и деталей следует соблюдать следующие дополнительные требования на организацию производства и коммерческой деятельности:
— продукция делится на такие узлы и детали, сборка которых не требует высокой квалификации рабочих;
— точность изготовления отдельных частей должна устранить подгоночные работы;
— обеспечение экономии на транспортных издержках;
— своевременность поставок узлов и деталей;
— оптимизация запасов узлов и деталей на складах за границей.
Существенный вклад в эту форму сотрудничества вносит прогрессивная сборка, которая предусматривает организацию сборочного производства готовой продукции из импортных узлов и деталей. Одновременно экспортер содействует импортеру в организации собственного производства отдельных деталей и запчастей, продает лицензию на саму продукцию и поставляет необходимое технологическое оборудование.
Поставка узлов и деталей дает возможность импортерам начать выпуск готовой продукции за счет налаживания собственного производства.
Готовая продукция, предназначенная для конечного потребления, передается, например, путем подписания контрактов непосредственно между сбытовыми организациями производителями и потребителями товаров или через посредников.
Комплектное оборудование означает набор машин и механизмов для определенного технологического процесса. Экспортер осуществляет монтаж и доводку оборудования. Уровень комплектности оборудования в настоящее время довольно высок и может представлять собой комплекс оборудования для цеха или небольшого завода.
Поскольку цены могут оказаться весьма большими, то возникает необходимость авансирования и кредитования импортера. Соотношение аванса, оплат наличными и кредиты примерно следующее: 10% – аванс в течение 30–90 дней со дня подписания контракта, 10% покупатель выплачивает наличными, а 80% средств за счет кредита сроком на 7– 10 лет, при этом банковская гарантия должна составить 15– 30% от суммы контракта, при подписании которого контрагенты приходят к консенсусу, согласовав 80–90% средств, требуемых сметой.
В настоящее время имеется отставание технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка.
В связи с этим в России импорт машиностроительной продукции превышает экспорт в несколько раз. Основные причины неблагополучного положения в машиностроении такие: низкие темпы внедрения в технологию результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, неудовлетворительные технико-экономические характеристики и низкое качество, высокая материало- и энергоемкость, низкий уровень технического обслуживания и нехватка запчастей, неудовлетворительная договорная дисциплина, слабое участие в международной кооперации и специализации; несоблюдение, недоучет рекомендаций международных организаций по стандартизации; уход от требований международных рынков.
Поэтому необходим комплекс мер по улучшению конструкторских, технологических работ и по совершенствованию коммерческой работы на внешнем рынке, а также следует использовать различные пути приспособления продукции к требованиям зарубежных импортеров.
Наиболее простой путь – это выбор отечественной модели, отвечающей внутренним стандартам и соответствующей требованиям внешнего рынка. Но в этом подходе преобладает элемент случайности, а не закономерности, и такой путь нельзя считать основным.
Следующий путь предполагает адаптацию серийной продукции к требованиям рынков. Такой подход успешно можно осуществить, если расхождения качественных параметров серийной продукции и требований к ней невелики и легко поддаются корректировке.
Весьма практичным подходом для освоения требований внешнего рынка является участие российских предприятий в международной кооперации при изготовлении экспортной продукции.
Одним из главных направлений следует считать разработку и изготовление товаров в полном соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации.
Перспективным направлением является выход на передовые рубежи в производстве или технологии и завоевание позиции законодателя моды, технологии, изделия. В России такие возможности имеются благодаря разработкам ученых военно-промышленного комплекса и в сфере космических исследований, создавших немало уникальных высокоточных технологий.
Вопросы для повторения и контроля знаний:
1. Перечислите основные элементы экспортных, импортных операций.
2. Поясните основные действия сторон при проведении реэкспортных и реимпортных операций. Выполните их графическую интерпретацию.
3. Дайте характеристику классификации промышленного и сельскохозяйственного сырья.
4. Назовите основные внешнеторговые операции зарубежных производителей и потребителей продукции, проходящей через экспортные и импортные фирмы.
5. Покажите схему взаимодействия производителей и потребителей продукции ТНК.
6. Охарактеризуйте семь основных особенностей и факторов, воздействующих на конъюнктуру сырьевых, сельскохозяйственных товаров и материалов.
7. С какой целью создаются в мировой экономике ассоциации экспортеров сырьевых товаров?
8. Какую помощь экспортерам оказывает Конференция ООН по торговле и развитию?
9. Для чего используются буферные запасы и стабилизационные фонды?
10. Почему демилитаризация экономики способствует сохранению сырьевых товаров?
11. Охарактеризуйте три группы товаров, которые в международной торговле положены в основу классификации непродовольственных товаров.
12. Почему необходимо проводить техническое обслуживание машин и оборудования при продаже их за рубеж? В чем сущность технического обслуживания?
13. Почему на внешнем рынке экспортировать продукцию в ряд стран выгодно в разобранном виде?
14. В чем проявляются положительные стороны поставки на экспорт готовой наукоемкой продукции и комплектующего оборудования?
15. В чем заключаются проблемы экспортирования машиностроительной продукции из России?
16. Какой комплекс мер необходимо осуществлять для совершенствования качества и увеличения объемов машиностроительной продукции, поставляемой по экспорту за рубеж?
Предыдущая |