И.Н. Герчикова
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
Предыдущая |
Раздел 1. Методологические и организационно-правовые основы менеджмента
Глава 1. Методологические основы менеджмента
1.3. Цели и задачи менеджмента
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
· обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
· стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
· постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также
· определение конкретных целей развития фирмы;
· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
· разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
· выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
· установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.
Предыдущая |