КА  «Профессиональное тестирование»

И.Н. Герчикова
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.

АННОТАЦИЯ

Это второе переработанное и дополненное издание широко известного учебника. Учебник состоит из трех частей: основы менеджмента, экономический механизм менеджмента и регулирование предпринимательской деятельности. Экономический механизм менеджмента рассматривается на трех уровнях: внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом. Особое место отводится финансовому менеджменту: финансовой политике и анализу финансовой отчетности фирм, а также важнейшим экономическим методам: коммерческому и внутрифирменному расчетам, ценам и ценообразованию.

Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, работников сферы управления, широкого круга предпринимателей.

Данный электронный учебник является версией следующего печатного издания:
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
ISBN 5-85173-039-0

© И.Н.Герчикова, 1994
© И.Н.Герчикова, переработанное и дополненное, 1995

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел 1. Методологические и организационно-правовые основы менеджмента
Глава 1. Методологические основы менеджмента
   1.1. Сущность менеджмента
   1.2. Содержание понятия «менеджмент»
   1.3. Цели и задачи менеджмента
   1.4. Характерные черты и стадии менеджмента
   1.5. Менеджер и его функции
   1.6. Суть и содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательская структура»
   Литература к главе 1
Глава 2. Классификация фирм и методика их изучения
   2.1. Классификация фирм
   2.2. Методика изучения фирм
   Литература к главе 2
Глава 3. Правовое регулирование образования и деятельности фирм
   3.1. Порядок учреждения и регистрации фирмы
   3.2. Образование и принадлежность капитала фирмы
   3.3. Формирование органов управления
   3.4. Порядок ликвидации фирмы
   Литература к главе 3
Глава 4. Организация управления в крупных промышленных фирмах
   4.1. Организационная структура фирмы
   4.2. Материнская компания как организационно-экономический центр управления и ее основные формы
   4.3. Важнейшие уровни аппарата управления и их функции
   4.4. Особенности организации управления в американских, западноевропейских и японских фирмах
   Литература к главе 4

Раздел 2. Технология менеджмента
Глава 5. Выработка целей и стратегии развития фирмы
   5.1. Формирование и ранжирование целей
   5.2. Выработка стратегий: путей и методов достижения целей
   5.3. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии
   Литература к главе 5
Глава 6. Процесс принятия и реализации управленческих решений
   6.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
   6.2. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений
   6.3. Механизм принятия управленческих решений
   Литература к главе 6
Глава 7. Информационное обеспечение менеджмента
   7.1. Содержание информации и функции внутрифирменной системы информации
   7.2. Технология информационной деятельности
   7.3. Специализированный аппарат управления внутрифирменной системой информации

Раздел 3. Внутрифирменное управление
Глава 8. Общие принципы управления промышленными фирмами
   8.1. Основные принципы менеджмента
   8.2. Демократизация управления: участие работников в процессе управления
   Литература к главе 8
Глава 9. Важнейшие функции внутрифирменного управления
   9.1. Методологический подход к содержанию и развитию функций управления
   9.2. Суть и назначение основных функций управления
   Литература к главе 9
Глава 10. Маркетинг как функция управления и исходный этап внутрифирменного планирования
   10.1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности
   10.2. Маркетинг как специфическая функция управления
   10.3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью
   10.4. Технология маркетинговой деятельности
   10.5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения
   Литература к главе 10
Глава 11. Внутрифирменное планирование как важнейшая функция внутрифирменного управления
   11.1. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, виды планов
   11.2. Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели
   11.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование
   11.4. Организационные формы внутрифирменного планирования
   11.5. Планирование деятельности производственного отделения
   11.6. Особенности организации процесса планирования в зарубежных фирмах
   Литература к главе 11
Глава 12. Функция организации в экономическом механизме менеджмента
   12.1. Суть и содержание функции организации
   12.2. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе
   12.3. Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении
   Литература к главе 12
Глава 13. Функция контроля в экономическом механизме менеджмента
   13.1. Управленческий контроль: его формы и средства реализации
   13.2. Финансовый менеджмент
   13.3. Информационное обеспечение финансового менеджмента
   Литература к главе 13
Глава 14. Экономические методы управления в менеджменте
   14.1. Коммерческий и внутрифирменный расчет в экономическом механизме менеджмента
   14.2. Цены и механизм ценообразования в системе экономических методов управления
   14.3. Меры по обеспечению конкурентоспособности фирмы
   Литература к главе 14

Раздел 4. Управление производством
Глава 15. Управление развитием производства в современных условиях
   15.1. Цели и задачи управления развитием производства
   15.2. Управление качеством продукции
   15.3. Особенности управления развитием производства в фирмах США и Японии
   Литература к главе 15
Глава 16. Инновационный менеджмент
   16.1. Цели и основные направления инновационного менеджмента
   16.2. Разработка и внедрение новой продукции
   16.3. Организационные формы инновационного менеджмента
   16.4. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США
   Литература к главе 16
Глава 17. Разработка и обоснование политики по важнейшим направлениям деятельности основного производственно-хозяйственного звена фирмы - производственного отделения[15]
   17.1. Научно-техническая политика
   17.2. Ассортиментная политика
   17.3. Технологический менеджмент
   17.4. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами и кадрами
   17.5. Сбытовая политика и организация сбыта
   17.6. Ценовая политика
   Литература к главе 17
Глава 18. Организационные структуры управления развитием производства
   18.1. Основные факторы, определяющие структуру управления производством
   18.2. Классификация организационных структур управления развитием производства
   Литература к главе 18
Глава 19. Организация управления международной деятельностью фирм
   19.1. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях
   19.2. Организационная структура аппарата управления международной деятельностью фирм
   Литература к главе 19

Раздел 5. Управление персоналом
Глава 20. Разработка и проведение кадровой политики в фирме
   20.1. Принципы подбора и расстановки персонала
   20.2. Специфические особенности управления персоналом в фирмах США и Японии
   Литература к главе 20
Глава 21. Оплата и стимулирование труда
   21.1. Формы и уровень оплаты труда
   21.2. Поощрительные системы оплаты труда
   Литература к главе 21
Глава 22. Социально-психологические аспекты управления
   22.1. Руководство персоналом и мотивация труда
   22.2. Групповой подход к организации работ и социальная система управления
   22.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация
   22.4. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров в США
   Литература к главе 22

Раздел 6. Организационное обеспечение и регулирование предпринимательской деятельности
Глава 23. Менеджмент и предпринимательская среда
   23.1. Содержание понятия «предпринимательская среда»
   23.2. Анализ внутренней предпринимательской среды
   23.3. Анализ внешней предпринимательской среды
   Литература к главе 23
Глава 24. Государственное и международное регулирование предпринимательской деятельности
   24.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование
   24.2. Организационно-правовое регулирование образования и деятельности фирм в странах ЕС
   Литература к главе 24
Глава 25. Регулирование межфирменных рыночных отношений
   25.1. Особенности современных межфирменных рыночных отношений
   25.2. Современные формы и методы регулирования межфирменных рыночных отношений
   25.3. Особенности конкуренции в современных условиях
   25.4. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование
   Литература к главе 25