И.Н. Герчикова
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
Предыдущая |
Раздел 4. Управление производством
Глава 15. Управление развитием производства в современных условиях
15.1. Цели и задачи управления развитием производства
Управление развитием производства в фирмах - это регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.
Основная цель менеджмента в управлении производством состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений в результате руководства "сверху" путем создания адаптивных информационных систем, использования сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.
Основным требованием к управлению производством является его приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла: к фондоемким и гибким производствам; быстро принимаемым решениям; большой роли человеческого фактора в производстве; улучшению качества продукции; сокращению производственных затрат; лучшему использованию производственных площадей; росту сферы услуг и технического обслуживания выпускаемой продукции.
Управление производством должно быть постоянно нацелено на объединение в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкого и адаптивного мелкосерийного массового производства с низкими издержками и высокой производительностью труда, на создание адаптивных производственных систем нового поколения.
В рамках целей, разрабатываемых для фирмы в целом, ставятся конкретные задачи для каждого производственного отделения или предприятия. Эти задачи могут определяться следующим образом:
· постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
· систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;
· повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;
· снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.
Разработка налей и задач должна основываться на анализе современного положения предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для него в будущем. При этом проводится анализ деятельности как фирмы в целом, так и его отдельных хозяйственных подразделений с целью выявления имеющихся ресурсов и потребностей в ресурсах в будущем при решении намечаемых целей и задач. Одновременно рассматривается вопрос о конкретных исполнителях соответствующих программ действий и планов.
Как известно, во всяком производстве существует непрерывность, превращающая его в воспроизводство. При этом происходит разделение вновь созданного продукта на потребляемую и накопляемую части, на возмещение затраченных средств производства. Всякое производство распадается на собственно производство, обмен, распределение и потребление. Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуры, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны, и управление производством должно следовать законам управляемого объекта.
На систему управления влияет необходимость учитывать сам характер процесса производства, условия снабжения, сбыта и т.д.; материальную сторону производства и характер участия работников в производстве; отдельные факторы или параметры производства: качество продукции, издержки и т.д.
Одной из важнейших целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности производства которое основывается на таких факторах, как увеличение рентабельности инвестиций; рост производительности труда, повышение качества и конкурентоспособности продукции.
Для достижения намеченных целей необходимо осуществление широкого комплекса технических, технологических, организационно-управленческих мероприятий; разработка принципов инвестиционной и технической политики для фирмы в целом: определение приоритетных областей инвестиций и направлений работы; концентрация усилий и ресурсов на развитии наиболее перспективных областей технологического процесса; создание производственных систем нового поколения, работающих с применением ЭВМ.
Разработка принципов инвестирования имеет крайне важное значение для целей повышения эффективности производства. К числу важнейших принципов инвестирования можно отнести следующие:
следование долгосрочной перспективе в определении портфеля инвестиций поскольку никто не может точно определить тенденции развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций; покупку по низшей цене и продажу по самой высокой цене; планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции различных фондов, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
наличие всех видов информации, которая имеет важнейшее значение для принятия правильных инвестиционных решений.
В основе организации любого трудового процесса - технологический процесс, который определяет необходимую последовательность и содержание трудовых операций и соответствующие им средства, приемы, методы труда.
Система управления технологией ориентирована на управление инвестициями и обеспечение наиболее эффективного использования технологии, оборудования. Она включает не только оборудование, но и процедуры организации производства, компоновку рабочих мест, рациональное использование производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации.
Специфика управления производством определяется рыночными условиями, которые в 80-е годы характеризовались следующими факторами:
· сокращением жизненного цикла товара, расширением номенклатуры выпускаемых изделий при уменьшении их объемов (а не выпуска больших партий стандартных продуктов);
· существенным усложнением технологических процессов (по сравнению с существовавшими ранее конвейерными линиями), обусловивших повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов;
· возрастанием требований к уровню качества обслуживания и срокам исполнения заказов, что вызывает трудности в использовании традиционных производственных систем и в механизме принятия решений.
Новые условия, сложившиеся на рынке, потребовали создания более простых и гибких систем управления. Современные системы управления характеризуются следующими особенностями:
наличием небольших подразделений с меньшим числом, но более высоким уровнем квалификации работников; наличием небольшого числа уровней управления; созданием организационных структур, основанных на группах (командах) специалистов;
составлением графиков и производственных программ, ориентированных на запросы потребителей;
наличием на складах фирмы минимальных объемов запасов; незамедлительным реагированием на происходящие во внутренней и внешней среде изменения;
наличием гибко переналаживаемого оборудования;
высокой производительностью труда и низкими затратами;
высоким качеством выпускаемой продукции и ориентацией на прочные связи с потребителями.
Принципы создания эффективных организационных структур управления производством можно свести к следующему:
ориентация структурных подразделений на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;
основу организационной структуры составляют целевые группы специалистов или команды, а не функции и отделы;
ориентация на минимальное число уровней управления и широкую сферу контроля;
ответственность каждого работника за конечные результаты и возможность проявления инициативы.
Эффективность развития фирмы предполагает, что первостепенное значение придается технической новизне и качеству продукции; быстрому моральному старению продукции, что требует сокращения времени между разработкой и производством нового вида товаров и услуг; необходимости постоянного совершенствования качества и потребительских свойств продукции на всем протяжении ее жизненного цикла.
Традиционный подход к разработке новых продуктов предполагает разделение всего процесса разработки и создания образца продукта на отдельные этапы. За выполнение каждого этапа несет ответственность определенная группа специалистов - конструкторов, технологов, которые действуют самостоятельно. В задачи управленческого аппарата входит координация деятельности таких групп.
Новый подход к разработке новых изделий основан на создании целевых групп, на которые возлагается ответственность за проведение всех работ - от конструирования нового продукта до его производства и сбыта. Параллельная разработка изделий и технологии в рамках одной и той же целевой группы позволяет экономить не только время, но и финансовые средства.
Инновационные структуры в стабильно действующих операционных производственных системах характеризуются следующими чертами:
основываются на небольших группах специалистов с многопрофильной квалификацией, которые отвечают за все аспекты осуществления проекта от начала до конца;
внутри каждой группы осуществляются координация и интеграция деятельности;
группы действуют на стабильной основе и состоят из команд, работающих длительное время совместно;
групповой подход постоянно совершенствуется и изменяется по мере возникновения новых проблем и задач.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности фирмы является концентрация производства в рамках гигантских промышленных компаний. В них сочетаются сложные организационные структуры управления и новейшие технические средства управления. Уровень конкурентоспособности определяется и такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и формирование новых потребностей у потребителей. Это требует:
высокого уровня затрат на НИОКР;
постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции;
систематической разработки и быстрого освоения новых образцов изделий;
повышения производительности труда;
повышения гибкости и эффективности производства;
снижения всех видов издержек и затрат;
обеспечения стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.
Совершенствование менеджмента в сфере производства предполагает:
· ориентацию деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
· проведение фундаментальных исследований;
· диверсификацию производства;
· инновационную деятельность;
· максимальное использование творческой активности персонала;
· зависимость продвижения работников и их оплаты от реальных результатов деятельности.
Предыдущая |