КА  «Профессиональное тестирование»

И.Н. Герчикова
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.

Предыдущая

Раздел 4. Управление производством

Глава 16. Инновационный менеджмент

16.4. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США

Обследование компаний Японии показало приоритетное использование в организации управления инновационным процессом проектных групп - временных и постоянных.

Известно, что японские компании завоевывают мировой рынок через разработку новых видов продукции. Так, компания "Сейко" первой разработала часы на жидких кристаллах и в результате этого захватила крупнейшую часть мирового рынка. Компания "Хонда" создала высококачественную модель небольшого мотоцикла, которая вскоре стала доминирующей на мировом рынке в своем классе. Это относится и к компании "Кэнон", и к судостроительной фирме "Мацусита".

Японские фирмы придают большое значение творческой разработке новых товаров на основе технологии своей компании. Они широко используют комплексный подход к инновационной деятельности. Служба разработки новой продукции у них обычно охватывает всю сферу деятельности компании.

Как и в американских фирмах, в японских компаниях относительно немного новых идей было материализовано в продуктах, внедренных в массовое производство и доведенных до продажи на рынке. В японских успешно функционирующих компаниях, по данным опроса, 33% персональных идей дошли до стадии технической разработки, 47%, из них - до стадии коммерческой разработки, прогнозирования возможностей их реализации, 56% из них были полностью приняты и материализованы в образцах, выпущены в массовое производство и дошли до рынка. Общий удельный вес идей, полностью реализованных в массовом производстве и потреблении, составил 8,7%. При этом из четырех новых продуктов лишь один принимается потребителем и успешно реализуется на рынке, поэтому для успеха одного нового изделия нужно продуцировать 18 новых идей.

В японских компаниях многие удачные идеи выдвигаются высшими управляющими или в процессе их взаимодействия с низовыми звеньями управления, как например, в случае малотоксичного двигателя "Хонда", кварцевых часов "Сейко", камеры с автоматической фокусировкой "Копией", копировальной машины "Кэнон", оптических волокон для передачи информации "Сумитомо", синтетической кожи "Ультрасьюд" компании "Торей"

Источники информации для разработки новых продуктов

Вид информации

Результаты японских фирм по приоритетности ответов

Потребность рынка

1. Анализ использования изделий-аналогов

2. Информация из системы сбыта

3. Отчеты и предложения торговых посредников

4. Исследование быстрорастущих секторов сбыта

5. Исследование недостатков производимых видов продукции

6. Специальные исследования рынка для обнаружения неудовлетворенности потребностей

7. Информация о заменителях

8. Заказы и заявки потребителей

9. Интервью, взятые у покупателей

10. Информация о важнейших видах сырья

11. Информация поставщиков

12. Информация куратора рынка

Конкурентные изделия

1. Тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами

2. Удачные изделия других компаний, в том числе иностранных

3. Наблюдение за товарами-аналогами или родственными товарами на выставках и в магазинах

Зародыши новых изделий в науке и технике

1. Направление научных исследований конкурирующих компаний

2. Патентная информация

3. Мнений экспертов по технике и технологии

4. Мнения экспертов по эксплуатации, использованию товаров

5. Статьи в академических изданиях журналов

6. Отчеты о научных конференциях и совещаниях

Выявление новых преимуществ и слабых сторон

1. Маркетинг

2. Исследовательский потенциал

3. Производственная деятельность

Важнейшими факторами успеха во внедрении новой продукции у японских компаний являются:

·       поддержка высшего руководства компании;

·       удачная организационная структура: солидный исследовательский потенциал и широкие возможности в области маркетинговой деятельности;

·       ориентация разработчиков новых изделий на потребности рынка как высшего критерия успеха, для чего необходимо тщательное изучение всех условий рынка данного товара;

·       поведение людей, участвующих в разработке новых изделий, а также наличие сильного организатора этого процесса;

·       уникальность новой продукции.

В компаниях США затраты на разработку новой продукции распределяются следующим образом (% сметных затрат):

Фундаментальные (базисные) исследования............................................................................................................................................................ 3 - 6

Прикладные разработки.......................................................................................................................................................................................... 7 - 18

Подготовка технологического оборудования и строительство новых предприятий......................................................................................... 40 - 60

Организация сбыта (включая рекламу, стимулирование продаж, сбытовую сеть, товародвижение)................................................................. 10 - 27

В американской компании "Дженерал моторс", несмотря на мощную научно-исследовательскую базу, руководство научно-исследовательскими подразделениями до недавнего времени было ограничено в выборе направлений НИОКР. Это во многом объяснялось тем, что на первое место выдвигались производственные и финансовые проблемы. Научно-исследовательским подразделениям отводилась роль "устранителей неисправностей", а не создателей новой продукции.

"Дженерал моторс" в последние годы осуществила кардинальную перестройку своей сложной и малоэффективной структуры управления. Из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску крупных автомобилей и малолитражных автомобилей. Это потребовало создания новой информационной системы, включающей банки данных информации с использованием компьютеров, системы телекоммуникаций. Для реализации таких задач была приобретена фирма "Электроник Дейта системз". В 1985 г. в структуре "Дженерал моторс" была создана проектно-целевая группа по разработке новой модели малолитражного автомобиля "Сатурн". Начало было положено в 1982 г. инженерным проектом такого автомобиля. Проводя реорганизацию структуры управления, "Дженерал моторс" ориентировалась как на новые формы организации разработки новых моделей, так и на создание новой системы сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему заработной платы и стимулирование персонала.

Проект "Сатурн" фирмы "Дженерал моторс" предусматривал, что завод "Сатурн" получает оперативную самостоятельность, его работники переводятся на оклад, составляющий 80% суммы, обычно получаемой членами профсоюза автомобилестроителей на других предприятиях "Дженерал моторс". Кроме того, они могут получить оставшиеся 20% и более в зависимости от прибыли завода, распределяемой по прогрессивной системе.

Сам автомобиль и система его производства были сконструированы совместно "Дженерал моторс" и профсоюзом автомобилестроителей. Около 100 специалистов из "Дженерал моторс" и профсоюза собирались летом 1983 г., чтобы разработать новую американскую систему производства, основанную на лучшем мировом опыте.

Создатели "Сатурна" построили проект не в виде пирамиды, а как систему концентрических кругов, в центре которой находятся комплексные бригады в 15-20 человек. Бригады координируют работу и обслуживаются группой руководителей компании и профсоюзных деятелей, стоящих во главе отделения. Отделение поддерживается другим кольцом - производственными наблюдательными комитетами, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным комитетом профсоюза и фирмы, стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление развития всей организации.

Предыдущая