КА  «Профессиональное тестирование»

О.И. Волков, В.К. Скляренко
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ
М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.

Предыдущая

Тема 23. Внешняя экономическая деятельность предприятия (фирмы)

23.3. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором прежде всего предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:

•      счет-фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;

•      паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемые в уполномоченных банках;

•      сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);

•      сертификат прохождения товара по требованию таможенных органов в необходимых случаях;

•      лицензии для лицензируемых товаров;

•      правильный выбор источника возмещения ущерба, так как от этого в значительной степени зависит эффективность всей работы.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах – Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» – таможенные механизмы уточняются.

Таможенный тарифсистематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

•      фискальную – обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

•      защитную – предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;

•      регулирующую – оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.

В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров – международная товарно-статистическая номенклатура.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

базовый – для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);

максимальный – для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например Эстония), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки превышают размер базовых ставок;

минимальный – для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. – всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран – Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран) и из стран СНГ – участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).

Со странами СНГ существует договор об экономическом союзе, который предусматривает создание ассоциаций свободной торговли, расширение Таможенного союза и, наконец, общего рынка.

Сумма таможенной пошлины при ввозе-вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара. Законодательство предусматривает шесть методов определения таможенной стоимости. Наиболее распространенным является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете-фактуре:

ТП = ТС ´ П / 100,

где ТП – сумма таможенной пошлины, руб.; ТС – таможенная стоимость товара, руб.; П – ставка таможенной пошлины, %.

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования – различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.

Предусматривается использование специальных разрешений – лицензий на ввоз и вывоз ряда товаров. Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством.

Лицензии бывают разовыми4 и генеральными (сроком на один год). Предприятие для получения лицензии обращается к уполномоченному в регионе, который в соответствии с установленной процедурой рассматривает заявление и принимает соответствующее решение.

Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО.

Запреты и ограничения экспорта и/или импорта могут вводиться как защитные меры, они, по сути, являются отступлением от принципов свободной торговли, диктуемым необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.

В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным 21 декабря 1995 г. Наличие этого документа позволяет отечественным производителям защитить свои интересы на российском рынке, если по окончании расследования будет определено, что импорт наносит им материальный ущерб, если очевидна неотвратимость такого ущерба или существенно задерживается развитие отечественного производства.

Предыдущая