О.И. Волков, В.К. Скляренко
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ
М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.
Предыдущая |
Тема 2. Предприятие и рынок
2.1. Товарное производство: рынок, определение, характеристика, виды
Под товарным понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.
Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда. Этапы развития товарного производства связаны с развитием обмена, рынка. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:
• товарное производство неразвитого рынка;
• товарное производство свободного рынка;
• товарное производство регулируемого рынка;
товарное производство деформированного рынка.
Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.
Как функционирующая система рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации закона спроса.
Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.
Составной частью рыночной экономики является конкуренция – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.
Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, системой множества разнообразных специализированных рынков. Существует несколько различных методов их классификации в зависимости от выбранного критерия.
I. По характеру объекта товарообмена:
Рынок товаров |
Финансовый |
Рынок интеллектуальной |
Рынок труда |
и услуг |
рынок |
продукции |
|
1. Рынок |
1. Рынок |
1. Рынок |
•1. Занятые |
средств |
ценных |
технологий, |
|
производства |
бумаг |
опытно-конструкторских |
|
|
|
разработок |
|
2. Рынок |
2. Рынок денег |
2. Рынок |
2. Безработные |
потребительских |
(капитала) |
фундаментальной |
|
товаров – товаров, |
|
научной |
|
поступающих |
|
информации |
|
для конечного потребления населением |
|
|
|
3. Рынок услуг |
3. Валютный |
3. Рынок |
3. Биржи труда |
производственного |
и ссудный |
информации |
|
и непроизводственного |
рынок |
|
|
назначения |
|
|
|
|
|
|
4. Система подготовки и |
|
|
|
переподготовки |
|
|
|
кадров |
II. По отношению к субъекту рыночных отношений:
рынок продавца; рынок покупателя;
рынок посреднических операций (рынок промежуточных продавцов).
III. По географическому признаку:
внутренний, подразделяющийся на региональный, местный, национальный и т.д.;
внешний – мировой, пограничный и т.д.
IV. По характеру продаж:
оптовый и розничный.
V. По отраслевому признаку:
рынок сырья – уголь, нефть, газ, древесина и т.п.; рынок продовольствия – зерно, рыба, мясо и т.п.; рынок машиностроения – автомобили, машины и т.п.; другие отраслевые рынки.
В силу специфики производимых товаров (сложность, длительность изготовления и др.), удаленности продавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплате отправленных товаров каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой – системой специализированных организаций, важнейшими из которых являются товарная биржа, фондовая биржа и банковская система.
Инфраструктура рынка включает: кредитную систему, систему биржевой торговли, совокупность самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли.
Кредитная система состоит из страховых компаний, банковской системы, фондов профсоюзов и других организаций.
Первым ярусом банковской системы является центральный банк, вторым – коммерческие, ипотечные, инновационные, инвестиционные и другие банки.
Биржа – это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого комитета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институты. Биржи бывают товарными (специализированными по продуктам и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бумагами), валютными (для обмена национальных валют).
Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы – ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
Как любая реально функционирующая система рынок обладает преимуществами и определенными недостатками.
Основными преимуществами рыночной экономики являются:
• эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
• высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям производства;
• быстрое использование достижений науки и техники;
• свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
• относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.
Основными недостатками рынка являются:
• отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования;
• отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
• отсутствие гарантий на труд;
• неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
• нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.
Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимость государственных институтов в развитии национальных экономик. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой - сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпал полностью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшая составляющая – рынок информации.
Предыдущая |