КА  «Профессиональное тестирование»

О.И. Волков, В.К. Скляренко
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ
М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.

Предыдущая

Тема 2. Предприятие и рынок

2.1. Товарное производство: рынок, определение, характеристика, виды

Под товарным понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда. Этапы развития товарного производства связаны с развитием обмена, рынка. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:

•      товарное производство неразвитого рынка;

•      товарное производство свободного рынка;

•      товарное производство регулируемого рынка;

товарное производство деформированного рынка.

Рынок это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.

Как функционирующая система рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации закона спроса.

Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.

Составной частью рыночной экономики является конкуренция – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.

Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, системой множества разнообразных специализированных рынков. Существует несколько различных методов их классификации в зависимости от выбранного критерия.

I. По характеру объекта товарообмена:

Рынок товаров

Финансовый

Рынок интеллектуальной

Рынок труда

и услуг

рынок

продукции

 

1. Рынок

1. Рынок

1. Рынок

•1. Занятые

средств

ценных

технологий,

 

производства

бумаг

опытно-конструкторских

 

 

 

разработок

 

2. Рынок

2. Рынок денег

2. Рынок

2. Безработные

потребительских

(капитала)

фундаментальной

 

товаров – товаров,

 

научной

 

поступающих

 

информации

 

для конечного потребления населением

 

 

 

3. Рынок услуг

3. Валютный

3. Рынок

3. Биржи труда

производственного

и ссудный

информации

 

и непроизводственного

рынок

 

 

назначения

 

 

 

 

 

 

4. Система подготовки и

 

 

 

переподготовки

 

 

 

кадров

II.        По отношению к субъекту рыночных отношений:

рынок продавца; рынок покупателя;

рынок посреднических операций (рынок промежуточных продавцов).

III.       По географическому признаку:

внутренний, подразделяющийся на региональный, местный, национальный и т.д.;

внешний – мировой, пограничный и т.д.

IV.       По характеру продаж:

оптовый и розничный.

V.        По отраслевому признаку:

рынок сырья – уголь, нефть, газ, древесина и т.п.; рынок продовольствия – зерно, рыба, мясо и т.п.; рынок машиностроения – автомобили, машины и т.п.; другие отраслевые рынки.

В силу специфики производимых товаров (сложность, длительность изготовления и др.), удаленности продавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплате отправленных товаров каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой – системой специализированных организаций, важнейшими из которых являются товарная биржа, фондовая биржа и банковская система.

Инфраструктура рынка включает: кредитную систему, систему биржевой торговли, совокупность самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли.

Кредитная система состоит из страховых компаний, банковской системы, фондов профсоюзов и других организаций.

Первым ярусом банковской системы является центральный банк, вторым – коммерческие, ипотечные, инновационные, инвестиционные и другие банки.

Биржа – это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого комитета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институты. Биржи бывают товарными (специализированными по продуктам и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бумагами), валютными (для обмена национальных валют).

Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы – ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.

Как любая реально функционирующая система рынок обладает преимуществами и определенными недостатками.

Основными преимуществами рыночной экономики являются:

•       эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;

•       высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям производства;

•       быстрое использование достижений науки и техники;

•       свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;

•       способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;

•       относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Основными недостатками рынка являются:

•       отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования;

•       отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;

•       неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

•       отсутствие гарантий на труд;

• неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

• нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.

Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимость государственных институтов в развитии национальных экономик. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется.

Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой - сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпал полностью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшая составляющая – рынок информации.

Предыдущая