КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 10. Культурно-исторические памятники России

Наиболее ценные культурно-исторические памятники России находятся в европейской части страны, поскольку именно здесь происходило формирование и территориальное распространение великоросской ветви восточных славян.

Почти все российские памятники, включенные в список ЮНЕСКО, относятся к русскому средневековью, которое продолжалось со времени Киевской Руси (IX в.) до XVII в. На протяжении всего этого длительного периода времени на Руси и в России - дольше чем в Западной Европе - господствовала религиозная идеология, поэтому и в архитектуре резко преобладали здания церковного назначения. С принятием христианства Русь восприняла художественные традиции Византии. Это нашло яркое отражение в строительстве крестово-купольных храмов - с прямоугольной формы интерьером, опирающимся на четыре столба полусферическим куполом над центральным квадратом, полуцилиндрическими сводами и апсидой с восточной, алтарной, части. В соответствии с византийскими традициями развивалась и техника каменного церковного строительства. Но со временем русские мастера добавили к византийским канонам и свои специфические черты, например ступенчатую пирамидальность и многоглавие, а также многие оригинальные элементы декорирования фасадов и интерьеров. Наряду с церковными зданиями строили и фортификационные сооружения, тогда как гражданские, например дворцовые, сооружения для этого периода менее характерны.

Из восьми объектов культурного наследия России, вошедших в список ЮНЕСКО, по крайней мере, шесть относятся именно к периоду средневековья. Расставить их по хронологическому ранжиру довольно трудно, так как многие историко-архитектурные ансамбли городов создавались на протяжении длительного времени. И тем не менее не будет ошибкой утверждать, что первым в этой хронологии должен оказаться Великий Новгород, где каменное церковное строительство началось еще в середине XI в. Тогда второе место в хронологии займут белокаменные памятники Владимиро-Суздальской Руси (с конца XII в.), третье - каменные постройки Московского Кремля (с рубежа XIII и XIV вв.), четвертое - Сергиев Посад (XIV в.), пятое - Соловецкий монастырь (XV в.) и шестое - подмосковное Коломенское (XVI в.).

Период, ограниченный временными рамками XVII в., занимает в истории русской культуры особое место. В этом столетии завершилась история древней и средневековой русской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и начался переход к культуре нового времени с ее преимущественным интересом уже не к культовым, а к гражданским сооружениям. Однако каменное зодчество этого периода во Всемирном наследии представлено только отдельными зданиями, входящими в более крупные ансамбли. А вот деревянное зодчество нашло в нем весьма яркое отражение (Кижи).

После окончания этого переходного периода Россия вступила в эпоху нового времени и формирования единой национальной культуры, которая охватила XVIII и XIX вв. Одна из ее главных черт -«обмирщение» как всей культуры, так и зодчества. Это привело к коренному изменению облика русских городов, в застройке которых последовательно прослеживаются черты барокко, классицизма, ампира, а также элементы Ренессанса. Новое время нашло наиболее законченное отражение в архитектурном облике Санкт-Петербурга и его пригородов.

Древний Новгород разделялся р. Волхов на две части. На ее левом берегу находилась Софийская сторона с Кремлем (Детинцем) и Софийским собором, а на правом - Торговая сторона с Торгом и Ярославовым дворищем, где собиралось вече. Соответственно и ис-торико-архитектурные памятники города распределяются между этими двумя сторонами, а также пригородами Новгорода.

Новгородский Детинец имеет эллипсовидную форму, окружен красной каменной стеной с девятью башнями, которая была заложена еще в XI в., много раз перестраивалась и сама по себе может считаться интересным памятником истории и архитектуры. Застройку Детинца каменными зданиями начали, видимо, также еще в середине XI в., при князе Ярославе Мудром. Но оплотом княжеской власти он оставался только до начала XII в. Затем князья переселились на Городище, с которым вплоть до присоединения Новгорода к Москве была связана вся история местной княжеской власти, тогда как Детинец с этого времени стал оплотом нового, вечевого, строя Новгорода.

Самое большое, древнее и знаменитое сооружение Детинца - Софийский собор. Его воздвигли в 1045 - 1050 гг. по повелению сына Ярослава Мудрого князя Владимира, и он в общих чертах повторял планировечную схему построенного за несколько лет до этого Софинского собора в Киеве. Новгородский Софийский собор считают одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это был пятику-польный храм с фасадами и порталами. К его основному пятинефному ядру примыкали открытые галереи-паперти. Фресками интерьер собора был расписан уже в XII в. За свою многовековую историю Софийский собор много раз подвергали перестройкам и реставрациям, несколько видоизменившим его первоначальный облик. Пострадал он и в годы Великой Отечественной войны. Однако несмотря на позднейшие напластования собор в целом сохранил свой первоначальный монолитный и монументальный облик. Новгородские князья отводили ему роль парадного сооружения, которое резко выделялось на фоне окружавших его деревянных построек. Да и все новгородцы считали Софию главным символом своего города. Бытовала даже поговорка: «Где святая София, там и Новгород». На некотором расстоянии от собора, у самой стены Детинца, стоит Звонница, построенная уже в XV в.

Из других сооружений Софийской стороны, находящихся за пределами Детинца, особого упоминания заслуживает церковь Петра и Павла, построенная из кирпича в конце XII в. на Синичьей горе. Среди новгородских построек того времени она выделяется грузностью крестовых столбов и мощными лопатками на внутренней поверхности стен.

Большинство памятников Торговой стороны сконцентровано на небольшой площади, расположенной напротив Детинца, - бывшем Ярославовом дворище. Здесь стоит Николо-Дворищенский собор - большая нарядная постройка начала XII в. с обширными хорами. От некогда украшавших ее фресок остались лишь незначительные фрагменты. Рядом с собором расположены церковь Жен-мироносиц и церковь Параскевы-Пятницы на Торгу - одноглавая, с тремя притворами. Ее строительство новгородские купцы в самом начале XIII в. поручили смоленским зодчим. Поодаль от Ярославова дворища стоит церковь Федора Стратилата на Ручью - четырех-столпная единоглавая постройка, относящаяся к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIII в. Еще дальше расположен собор Рождества Богородицы Антониева монастыря XII в. - многоглавый, с остатками фресковой росписи.

Некоторые значительные историко-архитектурные памятники расположены в окрестностях города. Самый важный из них - Георгиевский собор Юрьева монастыря, основанного в начале XII в. на левом берегу р. Волхов. По размерам и строительному мастерству этот собор, построенный еще князьями, занимает в новгородском зодчестве второе место после Софии. К сожалению, его древняя фресковая роспись, отражавшая художественные традиции Киева, была почти полностью сбита со стен при реставрации собора в начале XIX в.

К числу других важных памятников пригородной зоны относится большая церковь Спаса на холме Нередице, расположенная в нескольких километрах к северу от города. Эту церковь конца XII в. считают последней княжеской постройкой в Новгороде. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена, долго лежала в руинах, но затем ее восстановили в первоначальном облике. Пришлось восстанавливать из руин и церковь Николы на Липне, относящуюся к концу XIII в.

Один из интересных исторических объектов Великого Новгорода - памятник «Тысячелетие России», стоящий в Детинце. Он был сооружен по проекту скульптора М.О.Микешина и открыт в сентябре 1862 г. в присутствии императора Александра П.

Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим древнерусским феодальным государством в Северо-Восточной Руси. С X до середины XII в. здесь существовало Ростово-Суздальское княжество с городами Ростовом и Суздалем, первый удельный князь которого Владимир Мономах «сидел» в Ростове; он же основал и Владимир-на-Клязьме. Один из его младших сыновей - Юрий, прозванный Долгоруким, перенес свою столицу в Суздаль. Его усилиями это княжество из далекой окраины Киевской Руси превратилось в обширное независимое княжество. А когда Юрий Долгорукий под конец жизни овладел-таки киевским престолом, здесь стал править его сын Андрей Юрьевич. Свою резиденцию он перевел во Владимир, где до этого был удельным князем, и в расположенное рядом с ним село Боголюбове («место, богом любимое»), отчего он и получил прозвище «Боголюбский». Именно с этого времени Северо-Восточную Русь стали называть Владимиро-Суздальской, причем она превратилась уже в Великое княжество.

После смерти Андрея Боголюбского великим князем здесь стал еще одинй сын Юрия Долгорукого - Всеволод, получивший прозвище «Большое гнездо», так как он имел восьмерых сыновей и восьмерых внуков, не считая потомства женского пола. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло еще большего расцвета. Хотя в 1238 г. оно было опустошено татаро-монголами, и в ХШ-ХIV вв. титул владимирского великого князя продолжал считаться главным в Северо-Восточной Руси. А позднее Владимиро-Суздальская земля вошла в состав Русского государства.

В период существования Владимиро-Суздальской Руси здесь сложилась своя художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на растительно-звериные сюжеты, аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписать их в окружающий пейзаж. Внесенную в Список объектов Всемирного наследия формулировку «Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли» иногда считают своего рода синонимом понятия «Золотое кольцо России». Но такое мнение ошибочно, поскольку в действительности эта номинация включает лишь объекты, находящиеся во Владимире и Суздале с их окружением, да и то далеко не все, а только восемь: Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота во Владимире, храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбове, Рождественский собор и Архиерейские палаты, соборы Спасо-Евфимиевского и Покровского монастырей в Суздале, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Почти все они связаны с именами Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо и относятся к XII - началу XIII в., т.е. домонгольскому периоду.

От Юрия Долгорукого, княжившего в Суздале, здесь осталась одна примечательная постройка - Рождественский собор (собор Рождества Богородицы). Его построили в 1122-1125 гг. на месте первой каменной постройки Ростово-Суздальской Руси - собора Успения Богородицы, который был воздвигнут еще при Владимире Мономахе из тонких плиток плинфы на известковом растворе, но при Юрии разобран, так что теперь суздальский Рождественский собор может считаться самой старой каменной постройкой этого края. Он входит в ансамбль Суздальского кремля, с трех сторон окружен р. Каменкой, и его массивные, синие, усыпанные звездами купола во многом определяют облик всего этого кремля. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.

В селе Кидекша, расположенном в 5 км от Суздаля, у места впадения р. Каменки в судоходную Нерль, Юрий Долгорукий поставил деревянный замок, обнесенный валами и стенами. Тогда же здесь из белого известняка построили церковь Бориса и Глеба, сохранившуюся до наших дней. Одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом из маленьких арок на фасаде, она послужила своего рода прообразом более поздних церковных зданий Владимиро-Суздальской Руси. Церковь перестраивали в XVIII в., но сохранившиеся в ней остатки фресок относятся еще ко времени ее сооружения.

Памятники, связанные с временем правления Андрея Боголюбского, находятся во Владимире и его окрестностях. Стремясь превратить Владимир в политический и культурный центр Руси, Андрей Боголюбский в середине XII в. предпринял здесь невиданное по тем временам каменное строительство, о чем свидетельствуют прежде всего Успенский собор и Золотые ворота.

Успенский собор, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158-1160), сразу стал главной архитектурной доминантой города. Он не только соперничал с Софийским собором в Киеве (а по высоте даже превосходил его), но и поражал своей гармонией и изяществом, обилием украшений из золота. Успенский собор, на сооружение которого князь выделил десятую часть своих доходов, стал главным храмом княжества. В нем были возведены на великое княжение Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские и московские князья, кончая Иваном III, некоторые из которых и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира - икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской; ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве. Но нужно учитывать и то, что в дальнейшем Успенский собор много раз перестраивали. Сначала после пожара 1185 г., когда его окружили новыми балконами-галереями, сделав более вместительным и монументальным, а по углам поставили еще четыре главы. Затем после татаро-монгольского нашествия 1238 г., когда он снова был подожжен, причем в огне погибли многие укрывшиеся в нем горожане и княжеская семья. Тогда же собор был заново украшен фресками. А вновь он был расписан уже в начале XV в. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

В результате за многовековую историю Успенского собора его первоначальный облик сильно изменился: деформировались своды, были уничтожены древние галереи и лестничные башни. При реставрации 30-х гг. XIX в. собор лишился «выходных полатей» и ценных фресок XII в. Фрески Рублева и Черного также сильно пострадали от времени, а написанные ими для собора иконы ныне хранятся в Третьяковской галерее Москвы и в Русском музее Санкт-Петербурга. И тем не менее этот белокаменный пятиглавый храм со стройными пропорциями, аркатурным фризом на фасаде, сложнопрофилированными пилястрами и остатками ценнейшей фресковой живописи и ныне, по общему признанию, относится к архитектурным памятникам мирового значения.

Дорога во Владимир при Андрее Боголюбском проходила через Золотые ворота, построенные наподобие Золотых ворот Константинополя и Киева. Их соорудили в 1157-1164 гг. одновременно с валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Ворота служили не только крепостным сооружением (кстати, татары в 1238 г. так и не смогли их взять и проникли в город через пролом в крепостной стене), но и триумфальной парадной аркой. Золотые ворота были сложены из белого камня, их внутреннее пространство было заложено бутом на известковом растворе, а своды выложены из туфа, чтобы уменьшить общую тяжесть. Массивные дубовые двери ворот были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв.

В окрестностях Владимира со времени Андрея Боголюбского сохранились еще два памятника - Боголюбове и церковь Покрова на Нерли.

Поселок Боголюбове расположен в 10 км от города, у р. Клязьмы, неподалеку от места впадения в нее Нерли. Именно здесь князь поставил свою загородную резиденцию, воздвигнув великолепный архитектурный ансамбль, включавший в себя собор Рождества Богородицы, который во многом повторял новгородский Успенский собор, но в уменьшенном виде, и соединенный с ним галереей на уровне второго этажа белокаменный княжеский дворец-замок. Завершили эту постройку в 1165 г., однако до наших дней от нее дошло лишь немногое. На месте основного собора уже в XVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Именно на ступенях этой башни недовольные бояре убили Андрея Боголюбского.

Около Боголюбова находится церковь Покрова на Нерли (1165 г.), которая поражает своей утонченностью и стройностью. Это безусловно один из шедевров мировой архитектуры. Церковь была посвящена новому тогда для Руси празднику Покрова Богородицы, утвержденному Андреем Боголюбским в ознаменование «особого покровительства» Богородицы Владимиро-Суздальскому княжеству. Ее строили также в память о победе владимирских полков над волжскими болгарами. Уединенно стояла эта церковь на пойменных лугах при впадении Нерли в Клязьму, а мимо нее проходили караваны судов с Волги и Оки, из стран Востока.

Историки архитектуры считают, что первоначальный облик церкви был более торжественным благодаря опоясывавшей ее внешней галерее. Ныне она представляет собой небольшой четы-рехстолпный храм, легкий и стройный. Украшающая его резьба сохранилась с XII в., не подвергшись существенной реставрации. Вся ее скульптурная композиция проникнута чувством мира и спокойствия. Интересно, что этот шедевр архитектуры в XVIII в. едва не был уничтожен, когда настоятель Боголюбова монастыря хотел разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. К счастью, монахи не сошлись в цене с подрядчиком...

В наследство от Всеволода Большое Гнездо во Владимире остались два памятника зодчества. Во-первых, он достроил белокаменный Успенский собор, который при нем был окружен высокими галереями и увенчан четырьмя невысокими главами. Во-вторых, в 1194 -1197 гг. князь построил Дмитриевский собор - новый дворцовый храм, название которого связано с именем святого воина Дмитрия Солунского, но также и с самим Всеволодом, носившим христианское имя Дмитрий, и его сыном -также Дмитрием (после его рождения храм и был построен).

Дмитриевский собор - четырехстолпный одноглавый храм, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает 1300 рельефов. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен. Поэтому и облик его неоднократно менялся: деформировались своды, были уничтожены старые галереи и лестничные башни. В результате реставрации в 30-х гг. XIX он лишился также «восходных полатей» и почти всех ценнейших фресок XII в.

Остальные три памятника Владимиро-Суздальской земли относятся уже к послемонгольскому времени. Все они находятся в Суздале.

Это белокаменные Архиерейские палаты суздальского кремля, создававшиеся на протяжении ХУ-Х\ЛП вв., с тронным залом в Крестовой палате. Это также соборы Покровского и Спасо-Евфимиевского монастырей, которые расположены в северной части города на противоположных берегах р. Каменки и, будучи опоясаны высокими каменными стенами с башнями, внешне скорее напоминают крепости. Покровский монастырь был основан еще в середине XIV в., а его главное сооружение - Покровский собор - было возведено по приказу московского государя Василия III в конце XVI в. В подклете этого собора находится усыпальница цариц-монахинь, княгинь и боярынь, которых ссылали сюда в заточение в ХУ1-Х\/11 вв. Монументальный ансамбль Спасо-Евфимиев-ского монастыря сложился в основном на протяжении ХУ1-ХУП вв., когда этот монастырь был крупнейшим феодалом-вотчинником. Ядро ансамбля образует Спасо-Преображенский собор - массивный, пятиглавый, сохранивший стенную роспись конца XVII в., выполненную костромскими мастерами.

Ныне многие из упомянутых культурных памятников выполняют функции музеев.

Московский Кремль и Красная Площадь. Включение этого историко-архи-тектурного объекта в Список Всемирного наследия вполне закономерно, поскольку он давно уже служит своего рода символом не только Москвы, но и всей России.

Московский Кремль - самая древняя часть города. Именно здесь, на Боровицком холме, между реками Москвой и Неглинной, еще в середине XII в. Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость, впервые упомянутую в летописи в 1147 г. и вскоре перестроенную им же в «город». С тех пор вот уже в течение более чем 850 лет эта небольшая территория треугольной формы, занимающая всего 27,5 га, как бы вбирает в себя все основные вехи истории Руси и России, одновременно отражая развитие ее градостроительства. Для сооружений Кремля всегда было характерно четкое функциональное предназначение. В этом смысле их можно подразделить на три большие группы: крепостные, церковные и гражданские.

К крепостным сооружениям относятся стены и башни Кремля. Первые деревянные стены, окружавшие только часть Боровицкого холма, были разрушены Батыем в 1237 г. Затем были построены новые деревянные стены, а в середине XIV в. более прочные, дубовые. Но они вскоре сгорели, и тогда Дмитрий Донской в 1367 г. возвел стены и башни из белого камня (отсюда и название Москвы - белокаменная), расширив при этом территорию Кремля; именно этот белокаменный Кремль изобразил А.М. Васнецов на одной из своих картин. Да и само название «Кремль» вошло в обиход именно в это время. Уже вскоре белокаменному Кремлю пришлось выдержать испытание на прочность при набегах литовского князя Ольгерда и хана Зодотой Орды Тохтамыша. Однако в XV в. кремлевские стены уже заметно обветшали, и их то и дело приходилось «латать» досками. К тому же многое изменилось и в военном деле, и в искусстве фортификаций.

Поэтому во второй половине XV в., при Иване III, когда Москва стала политическим и культурным центром русских земель, в 1485-1495 гг. вокруг Кремля итальянскими архитекторами и русскими мастерами прямо на фундаменте старых белокаменных были возведены новые стены, существующие поныне. При этом были учтены и традиции русского оборонительного зодчества, и новейшие достижения западноевропейского фортификационного искусства. На этот раз, принимая во внимание и то, что итальянские зодчие не имели опыта работы с белым камнем, стены и башни Кремля сложили из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Размеры стен колебались в зависимости от рельефа местности и степени возможной угрозы со стороны неприятеля на отдельных участках: высота их (без зубцов) от 15 до 19 м, а толщина от 3,5 до 6,5 м. Конструкция стен была такой, что обеспечивала ведение как нижнего, так и - при помощи более чем тысячи зубцов и узких бойниц - верхнего «боя».

Одновременно с крепостными стенами были воздвигнуты 18 башен Кремля - три круглых, угловых, которые должны были обеспечить круговую оборону, шесть проездных с воротами (ныне ворота сохранились в четырех из них), каждая из которых имела целую систему укреплений, и девять глухих, прямоугольных в плане, с несколькими боевыми ярусами, площадками и бойницами. Некоторые из башен были оборудованы внутри колодцами с питьевой водой на случай осады, а также подземными ходами. Первоначально кремлевские башни имели невысокие деревянные кровли для защиты гарнизона от непогоды. Но в дальнейшем, когда Кремль потерял оборонное значение, сначала над Спасской (первоначальное ее название - Фроловская), а затем и над другими башнями возвели высокие каменные шатры. На Спасской башне установили также часы-куранты. Общая же длина кремлевских стен составила 2235 м.

Основные памятники и составные части Московского Кремля:

Башни: 1 - Боровицкая; 2 - Водовзводная; 3 - Благовещенская; 4 - Тайницкая; 5 - 1-я Безымянная- 6 - 2-я Безымянная; 7 - Петровская; 8 - Беклемишевская; 9 - Константино-Еленинская; 10 - Набатная; 11 - Царская; 12 - Спасская; 13 - Сенатская; 14 - Никольская; 15 - Угловая Арсенальная; 16 - Средняя Арсенальная; 17 - Троицкая; 18 - Кутафья; 19 - Комендантская; 20 - Оружейная

Соборы и здания: 21 - Оружейная палата; 22 - Большой Кремлевский дворец; 23 - Соборная площадь; 24 - Успенский собор; 25 - Благовещенский собор; 26 - Архангельский собор- 27 - колокольня «Иван Великий» и звонница; 28 - Патриаршие палаты с домовой церковью Собора двенадцати апостолов; 29 - Грановитая палата; 30 - Царь-колокол; 31 - Царь-пушка; 32 - Тайницкий сад; 33 - Лобное место; 34 - административное здание; 35 - бывший Сенат (ныне административное здание); 36 - Арсенал; 37 - Государственный Кремлевский дворец; 38 - Потешный дворец; 39 - Александровский сад; 40 - Троицкий мост- 41 - могила Неизвестного солдата; 42 - Красная Площадь; 43 - Мавзолей В.И. Ленина; 44 - Покровский собор; 45 - памятник К. Минину и Д. Пожарскому; 46 - Исторический музей; 47 - Воскресенские ворота; 48 - Казанский собор

Главные церковные здания Московского Кремля со времени его возникновения находились примерно на одном месте. Еще при правлении Ивана Калиты здесь были поставлены деревянные храмы. Но к концу XV в. они сильно обветшали, да и по размерам и архитектуре уже не соответствовали потребностям столичного города. Поэтому в конце XV - начале XVI вв. на площади, получившей с тех пор название Соборной, возвели три главных кремлевских собора - Успенский, Архангельский и Благовещенский, а также колокольню Ивана Великого.

Для сооружения Успенского собора Иван III специально пригласил в Москву итальянского зодчего Фиораванти, потребовав от него фактически повторения Успенского собора во Владимире, но в увеличенном виде. Однако Фиораванти отнесся к этому царскому заказу творчески и сумел сочетать наиболее типичные древнерусские формы с ре-нессансной архитектурой, создав произведение зодчества, поразившее современников оригинальностью. «Земное небо, сияющее как великое солнце посреди Русской земли» - так отозвался о нем известный русский просветитель того времени Иосиф Волоцкий.

Трехнефный и пятикупольный Успенский собор, в интерьере которого сохранились росписи ХУ-ХУП вв., пятиярусный иконостас, Царское место Ивана Грозного и Патриаршее место, стал главным русским православным храмом, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров, а также усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Именно,сюда была в 1395 г. перевезена из Владимира икона Владимирской Богоматери. С 1989 г. в соборе снова проводят патриаршие богослужения.

Затем на той же Соборной площади по поручению Ивана III итальянский зодчий Алевиз Новый начал сооружение Архангельского собора, посвященного Архангелу Михаилу, которого почитали на Руси как предводителя «небесного ангельского воинства», призванного помочь в отстаивании целостности русских земель. Этот пятикупольный и шестистолпный храм, в облике которого нашли отражение мотивы итальянского зодчества эпохи Возрождения, также сохранил ценные росписи и иконы, но известен он в первую очередь другим. Еще по замыслу Ивана III ему предстояло стать княжеской усыпальницей. И действительно, здесь можно увидеть 46 белокаменных орнаментированных надгробий над захоронениями московских и удельных князей, а затем и царей, в том числе Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

Почти одновременно на той же площади псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор, который стал домовой церковью великого князя и был соединен сенями с его дворцом. Первоначально этот собор был трехглавым, но в XVI в. его обнесли крытой галереей с приделами и главками. В интерьере собора сохранились росписи ХУ1-Х1Х вв., а в иконостасе - иконы Андрея Рублева и Феофана Грека.

А рядом с Архангельским собором итальянский архитектор Бон Фрязин на месте старой колокольни построил колокольню Ивана Великого - самое высокое здание на Руси, ставшее композиционным центром всего кремлевского ансамбля.Это столпообразное сооружение, состоящее из трех удлиненных и суживающихся кверху, поставленных друг на друга восьмигранников, каждый из которых завершается открытыми арочными проемами - «звонами»; поэтому колокола Ивана Великого размещены на трех ярусах. Внутри колокольни находится лестница с 329 ступенями, ведущая наверх. К ней пристроена еще и звонница, где ныне находится 21 колокол. А на начальном этапе Иван Великий выполнял также функции сторожевой башни.

К церковным сооружениям Кремля относится и церковь Ризоположения, построенная в конце XV в. псковскими мастерами. Это была домовая церковь московских патриархов и митрополитов.

Среди гражданских построек Кремля можно выделить более ранние и более поздние.

К наиболее ранним сооружениям такого рода относится прежде всего Грановитая палата, названная так по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Итальянские зодчие Марко Руффо и Пьетро Солари построили ее как парадный зал для проведения церемоний государственной важности, празднеств, приемов иностранных послов. Собственно Грановитая палата -это огромный зал на втором этаже здания площадью почти 500 м2, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Здесь проходили собрания Боярской думы и Земских соборов. Здесь же Иван Грозный в 1552 г. отмечал взятие Казани, Петр I в 1709 г. - победу в Полтавской битве, а в 1721 г. - еще одну победу над шведами, которая привела к заключению Ништадтского мира. С Соборной площади в Грановитую палату (через Святые сени) вело Красное крыльцо, недавно восстановленное. Ко второй половине XVI в. относится и Потешный дворец - первоначально место развлечений и театральных постановок, а также жилых покоев, а затем место размещения разного рода служб.

Самая примечательная постройка Кремля XVII в. - сооруженный русскими мастерами для царских детей Теремной дворец, в облике которого прослеживается влияние деревянных построек хоромного типа. В нем также сочетались жилые помещения и парадные покои. Большая часть этого дворца сохранилась до наших дней.

В XVIII в. архитектурный комплекс Кремля пополнился зданиями Арсенала и Сената. Трапециевидное в плане двухэтажное здание Арсенала с внутренним двором было построено по распоряжению Петра I для хранения оружия, снаряжения и трофеев русской армии. Поэтому не случайно в XIX в. именно вдоль стены Арсенала были выставлены 875 пушек, отбитых русской армией у Наполеона, а ныне размещены русские пушки ХУ1-ХУП вв. Здание Сената, предназначавшееся для размещения московских департаментов Правительствующего Сената, было построено М.Ф.Казаковым. Его легко узнать по большому зеленому куполу, поднимающемуся над Главным залом, который играет весьма важную роль в формировании архитектурного облика Кремля. Ныне здесь находится резиденция Президента России, о чем свидетельствует и государственный флаг, поднимающийся на флагштоке над куполом.

А в XIX в. архитектурный ансамбль Кремля пополнился зданиями Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Большой Кремлевский дворец, выходящий фасадом к Москва-реке, был сооружен по проекту архитектора К.А. Тона на месте княжеского дворца ХУ-ХУ1 вв. Он стал московской резиденцией императорской семьи, местом парадных приемов. И ныне такие приемы проходят в его залах - Георгиевском, Владимирском, Андреевском и др. Что же касается Оружейной палаты, то фактически она существовала с XVI в., ведая изготовлением, закупкой и хранением оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. При ней были также созданы живописная и иконописная школы. Оружейная палата была превращена в музей еще в начале XIX в., но само здание для него было построено архитектором К.А.Тоном уже в середине того же столетия. И ныне в девяти просторных залах музея экспонируются тысячи произведений русского и зарубежного прикладного искусства - оружие и доспехи, ювелирные изделия, золотая и серебрянная посуда, драгоценные ткани и шитье, парадные экипажи, конская упряжь, государственные регалии и древнерусские книги. Среди экспонатов музея - шлем князя Ярослава Всеволодовича, шапка Мономаха, сабли Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и многое другое.

Начало истории Красной Площади относится к Х1А/-ХУ вв., когда на этом месте находился торговый центр города. После пожара 1434 г. Иван III в противопожарных и оборонительных целях приказал расчистить перед северо-восточной стеной Кремля широкую полосу земли - так называемый Пожар, - которая и стала основой будущей Красной площади; вскоре же из стен Кремля сюда был окончательно вытеснен главный московский торг. В XVI - XVII вв. эта площадь все более становилась центром не только торговой, но и общественной жизни города, а во второй половине XVII в. она получила название Красной, т.е. Красивой.

В дальнейшем реконструкцию Красной Площади проводили неоднократно. И в конце XVIII в., и в начале XIX в., когда после Отечественной войны 1812 г. ее значительно перестроили по проекту архитектора О.И. Бове, и в последней четверти XIX в., и уже в советское время. В ходе этих реконструкций многие исторические здания сносили, на их месте возникали другие. Из сохранившихся поныне объектов к Всемирному наследию отнесены: Покровский собор, или храм Василия Блаженного, Лобное место, Монетный двор, Верхние и Средние торговые ряды и здание Государственного исторического музея.

Покровский собор, что на Рву, расположенный на южной стороне площади, возвели в 1555-1561 гг. русские зодчие Барма и Постник в ознаменование победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Согласно заданию он должен был состоять из восьми отдельных церквей, каждая из которых символизировала бы дни решающих боев за Казань. Этот архитектурный замысел и был претворен в жизнь: собор имеет восемь столпообразных церквей-приделов, которые окружают девятую церковь Покрова Богоматери, завершенную шатром с маленькой маковкой. В 1588 г. к собору пристроили придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе название. Первоначальная цветовая гамма собора определялась сочетанием красного кирпича стен с белым камнем и цветными майоликовыми украшениями центрального шатра. В XVII в. его живописность была еще более усилена благодаря декоративной обработке глав и орнаментальной росписи его и снаружи, и внутри. Храм Василия Блаженного считают одним из высших достижений русского зодчества XVI в. Ныне здесь размещается филиал Исторического музея.

На южной стороне Красной Площади, на «лбу» обрыва к Москва-реке, также еще в XVI в. соорудили Лобное место. Сначала оно было деревянным, а при Борисе Годунове его отделали камнем - с резьбой, железными дверьми и решетками. С Лобного места зачитывали царские указы, с него обращались к народу цари и патриархи. По преданию, именно отсюда держали речь в 1547 г. Иван Грозный, в 1604 г. Василий Шуйский. В1612 г. князь Дмитрий Пожарский отсюда провозгласил освобождение Москвы от польских интервентов. В ХУ1-ХУШ вв. на специальном помосте рядом с Лобным местом совершали казни, а в XVIII в. оно окончательно утратило свои «глашатайские» функции и обросло лавками. Ныне Лобное место представляет собой возвышение круглой формы с площадкой, окруженной парапетом, и ведущими к ней ступенями.

Восточная сторона Красной Площади издавна была занята торговыми рядами. Первые каменные торговые ряды появились здесь еще при Борисе Годунове. Они подразделялись на Верхние, Средние и Нижние. В начале XIX в. их также реконструировал О.И. Бове. Но появление современных торговых рядов (ГУМ) относится уже к концу XIX в., когда архитектор А.Померанцев создал новый для Москвы тип торгового сооружения с тремя пассажами, в которых размещено около 1000 магазинов.

А на северной стороне Красной Площади находятся здания бывшего Монетного двора и Исторического музея. Первое из них построили у Воскресенских ворот Китай-города еще в конце XVII в., а затем неоднократно реставрировали. Характерное красное здание Государственного исторического музея, выдержанное в «русском стиле», гораздо моложе - его построили в конце XIX в. специально для этого музея, где должны были собираться памятники Русского государства.

С 1991 г. все многочисленные объекты Кремля и Красной Площади входят в состав Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. - г. Загорск) - районный центр Московской области, расположенный в 70 км к северо-востоку от столицы. Он сложился вокруг Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной истории Русского государства.

Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный, вероятнее всего, в 1345 г. в глухих лесах Подмосковья у поселения Радонеж сыном разорившегося ростовского боярина Варфоломеем, получившим после пострижения в монахи имя Сергия, а затем прозванного Радонежским. Сначала это была небольшая деревянная церковка на горе Маковец, посвященная Троице, с кельей-срубом для самого монаха. Затем вокруг стали ставить свои кельи и другие монахи, они же обнесли поселок оградой из дубовых бревен. Это было время борьбы великокняжеской Москвы и с татаро-монгольским игом, и с феодальной раздробленностью Руси. Сергий Радонежский принимал в ней активное участие. Сам князь Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 г. перед началом похода против Мамая приезжал к Сергию за советом и еще раз посетил его после победы, чтобы поблагодарить за поддержку. Поэтому в 1408 г. во время одного из своих набегов на Москву хан Едигей специально разыскал затерявшуюся в лесах Сергиеву обитель и предал ее огню. Но вскоре монастырь заново отстроили, чему способствовали захоронение Сергия в этой же обители и его канонизация в качестве одного из наиболее почитаемых деятелей русской церкви.

В ХУ-ХУ1 вв. монастырь продолжал разрастаться. Расположение на важной стратегической дороге к Русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. В начале XVII в. он сыграл важную роль в борьбе с польской интервенцией, выдержав 16-месячную осаду отряда Сапеги и Лисовского. Он же способствовал организации первого земского ополчения для отпора полякам.

В конце XVII в. Троице-Сергиев монастырь снова привлек внимание всей страны как место, где нашли временное убежище малолетний Петр с братом Иваном и царевной Софьей. При Романовых он превратился в крупнейшего феодала-землевладельца, который по числу принадлежавших ему крестьян занимал первое место не только среди духовных, но и среди светских феодалов. В 1744 г. монастырю было присвоено почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг него, объявили городом под названием Сергиев Посад. В 1792 г. был составлен план его застройки, которая сочетала в себе элементы новизны с самым бережным отношением к его архитектурно-художественному наследию. В первой половине XIX в. в Сергиевом Посаде предприняли новое капитальное строительство. Но ядром и самой примечательной частью города на протяжении всего этого времени оставалась лавра.

Уже в советское время, в 1920 г., Троице-Сергиева лавра была превращена в историко-художественный музей, а в 1940 г. объявлена музеем-заповедником. Действительно, здесь находится уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства ХИ-Х\Ш вв., включая работы Андрея Рублева и Даниила Черного. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и собирание древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла; не случайно и в наши дни именно тут размещается музей игрушки. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII -XIX вв. Но самое главное в Сергиевом Посаде - архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, создававшийся постепенно на протяжении почти шести столетий и включающий в себя более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры - Троицкий собор. Его возвели в 1422 г. над гробом Сергия Радонеж-; ского на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, стоящий на подклете и сложенный из тесаных белокаменных блоков, с главами в форме шлема, с тремя порталами и ведущими к ним белокаменными же лестницами. В дальнейшем собор неоднократно достраивали, перестраивали и реставрировали, но в целом он сохранил свою первоначальную форму.

Для росписи интерьера Троицкого собора в конце XV в. были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», хранящуюся в Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, в XVIП-XIX вв. фресковая живопись собора была почти полностью сбита вместе со штукатуркой, а рублевские иконостасы были записаны бездарными ремесленниками, так что восстановить удалось далеко не все.

В XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями.

Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана Грозного, и по его указанию он должен был как бы повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Это массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими художниками, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. Как исторический памятник он интересен и тем, что в 1606 г. здесь в специальном помещении были погребены Борис Годунов (тело которого по распоряжению Лжеди-митрия I было изъято из царской усыпальницы в кремлевском Архангельском соборе), его жена, сын и дочь.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540-1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м. По углам этих стен стоят восьмигранные башни -Пятницкая, Водяная, Плотничья и Утичья, сильно выступающие вперед, что должно было обеспечивать круговой обстрел неприятеля. По пряслам стен возвышаются плоские четырехугольные башни - Красная, Сушильная, Звонковая, Пивная, Келарская, Луковая. Все эти крепостные сооружения хорошо вписываются в окружающую местность с мелководной речкой, оврагами, крутым склоном холма.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться и пополняться новыми сооружениями. К их числу прежде всего относятся трапезная, больничные палаты и церковь Зосимы и Савватия, надвратная церковь и царские «Чертоги». Сложенная из кирпича и белого камня трапезная - длинное белое здание, наружные стены которого расписаны «в шахмат» и декорированы каменной резьбой. Трапезный зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Специалисты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко». Двухэтажные больничные палаты с шатровой церковью, посвященной соловецким святым Зосиме и Савватию - это комплекс сооружений, поставленных на месте бывшей больницы, один из немногих памятников гражданского зодчества XVII в., сохранившийся до наших дней. Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная на средства Строгановых, оформляет парадный вход в монастырь. А «Чертоги» - это каменный царский дворец в лавре. В XVII в. были также украшены резьбой и достроены некоторые из ее крепостных башен.

Расширение монастырского комплекса продолжалось и в XVIII в. К этому времени относятся двухэтажные Митрополичьи покои, возведенные рядом с трапезной на месте старых архимандритских келий, Смоленская церковь, построенная на средства графа А.Г. Разумовского. Но наиболее значительным памятником этой эпохи стала пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В.Ухтомским. Белая 88-метровая колокольня - своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

XIX в. в художественном отношении к этому ансамблю практически ничего не добавил. Новые здания появились здесь только в самом начале столетия в связи с переводом в лавру Московской духовной академии. А в XX в. больше всего внимания уделяли реставрационным работам.

С учетом огромной художественной ценности Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад в 1969 г. специальным постановлением был объявлен туристским центром и включен в число городов, составляющих так называемое «Золотое кольцо России».

Историко-культурный ансамбль Соловецких островов. Соловецкий архипелаг площадью более 300 км2 расположен в Белом море при входе в Онежскую губу, в 30 - 60 км от ближайшего материкового берега и в 150 км к югу от Полярного круга. Самый крупный из островов архипелага, Большой Соловецкий, имеет 25 км в длину и 16 км в ширину. Всего на этой территории выявлено 170 различных исторических памятников, которые образуют уникальный по своей совокупности непрерывный исторический ряд. Их сохранность во многом объясняется тем, что благодаря своей изолированности Соловецкие острова оказались мало подверженными техногенным изменениям новейшего времени.

Исторические памятники Соловецкого архипелага можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся археологические памятники домонастырского периода, охватывающие отрезок времени от третьего тысячелетия до новой эры до XV в. Это стоянки первобытного человека, каменные лабиринты второго-первого тысячелетий до новой эры, представляющие собой спиралевидные наземные выкладки из небольших необработанных камней и сопутствующие им каменные курганы-могильники, дольмены и другие виды святилищ первобытных северян. Особенный интерес для археологов представляют лабиринты, один из которых, даже по мировым меркам, принадлежит к числу очень крупных.

Во вторую группу входят историко-архитектурные памятники монастырского периода, охватывающие период времени от XV в. до наших дней. Они представляют собой разбросанные по островам архипелага церкви, скиты, часовни, поклонные кресты, жилые постройки, промысловые избы и причалы, а также разветвленную систему междуозерных каналов, через которые благодаря естественному перепаду уровней воды северных и южных озер поступают в центральную часть Большого Соловецкого острова. Но центральный объект всей этой группы памятников - Соловецкий монастырь, или Соловецкий кремль.

Этот монастырь был основан в первой половине XV в. монахами Зосимой, Савватием и Германом в западной части Большого Соловецкого острова, на берегу залива Благополучия. Хотя монастырь получил название Спасо-Преобра-женского, его чаще называли и называют Соловецким. Первоначально он возник на земле, принадлежавшей Новгородской феодальной республике, а после ее падения в 1478 г. вошел в состав владений великого князя московского. В первые десятилетия существования он мало чем отличался от других скромных северных обителей. Но во второй половине XVI в., при игумене Филиппе Колычеве, началось его процветание, и уже вскоре он превратился в один из самых крупных монастырей России, в религиозный и экономический центр обширного Беломорского края. Основную роль в хозяйстве монастыря играли соляной, рыбный, зверобойный, слюдяной и некоторые другие промыслы.

Прославился он и как крепость, особенно в конце XVI в. во время Ливонской войны со шведами, в начале XVII в. во время польской интервенции, в конце того же века во время так называемого Соловецкого сидения - восстания соловчан, направленного против церковной реформы патриарха Никона, когда монастырь подвергся осаде царских войск. А в середине XIX в., во время Крымской войны, его бомбардировала английская эскадра. Наряду с этим, еще с конца XVI в., монастырь стали использовать как место ссылки противников официального православия. После революции 1917 г. его упразднили и превратили сначала в совхоз «Соловки», а вскоре в лагерь особого назначения (СЛОН), каким он и был до 1939 г. Только в 1990 г. монастырь был снова возвращен церкви.

Соловецкий кремль расположен на узком перешейке между заливом Благополучия и Святым озером, подступающим к самой его восточной стене и замыкающим «питьевую систему» Соловецких озер. Мощные стены и башни этого кремля монахи по приказу царя Федора Ивановича возвели еще в конце XVI в. на месте старого деревянного острога. В начале XVII в. укрепления с северной и южной сторон дополнили глубокими рвами, облицованными валунным камнем. Ныне Соловецкий кремль занимает около 5 га. Он огражден стенами и имеет форму пятиугольника, вытянутого с севера на юг. К западной стене кремля подступает море, с восточной -озеро, тогда как северная и южная его стороны оказываются открытыми с суши. Общая длина стен составляет около 1100 м. Стены покоятся на фундаменте, сложенном из валунов и имеющем глубину до 2,5 м. Высота их наземной части колеблется от 8 до И м, толщина кладки у подошвы достигает б м, а в верхней части - 3-4 м. Сложены стены из гранитных валунов, залитых известковым раствором, причем масса отдельных валунов достигает 6 - 10 т. Особую архитектурную выразительность Соловецкому кремлю придают шесть его башен - пять круглых по углам и одна квадратная -в середине западного прясла стены, обращенного к морю. В начале XVII в. к кремлю добавили еще «пристенок» с двумя башнями.

Внутри кремля находится основной комплекс зданий Соловецкого монастыря. Ядром его служит Соборная площадь, на которой кучно располагаются главные здания комплекса.

Это прежде всего самая старая в монастырском ансамбле Успенская церковь (XVI в.). Она выполняла роль не парадной, а скромной «вседневной» церкви, к тому же теплой, приспособленной для богослужения в зимнее время года. Основной объем этой постройки занимают не столько сама церковь, сколько трапезная - едва ли не самая большая одностолпная палата тогдашней Руси (500 м2), а также келарская палата, которую использовали для хранения богатой посуды и других предметов трапезного обихода.

Сооружение Успенской церкви и трапезной еще только заканчивали, когда на месте небольшого деревянного храма начали строить главный собор монастыря - Преображенский. Царь Иван IV лично пожертвовал на это строительство огромную по тем временам сумму - 1000 рублей. Филипп Колычев задумал построить собор, который размерами, богатством и совершенством архитектуры не уступал бы самым знаменитым храмам тогдашней России. И он претворил этот замысел в жизнь, воздвигнув огромный многопрестольный храм, который стал самым высоким зданием в стране, превзойдя даже Успенский собор Московского Кремля. В дальнейшем интерьер и иконостас этого собора были расписаны лучшими мастерами, но это наследие сохранилось лишь частично.

В том же веке комплекс зданий на Соборной площади был дополнен Никольской церковью - третьим каменным сооружением монастыря, и надвратной Благовещенской церковью. Уже в конце XVIII в. к ним добавились монументальная трехъярусная колокольня и церковь Филиппа Митрополита. В середине XIX в. монастырский ансамбль пополнился Троицким собором, до этого выполнявшим функцию одного из приделов Преображенского собора. Была также заново отстроена Никольская церковь.

Пространство вдоль внутренней части монастырских стен занято преимущественно разного рода службами -жилыми и хозяйственными, однако и они представляют немалый исторический интерес.

В 1967 г. на Соловецких островах создали музей-заповедник. В 1974 г. его преобразовали в Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в состав которого вошла вся территория архипелага. В Список объектов Всемирного культурного наследия историко-архитектурный комплекс Соловецких островов был внесен в 1992 г.

Церковь Вознесения в Коломенском. Село Коломенское, вошедшее в 1960 г. в городскую черту Москвы, расположено в южной части города, на высоком правом берегу Москва-реки.

История этого села, уходящая в далекое прошлое, тесно связана со многими важными событиями российской политической, и в особенности династической жизни. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте Ивана Калиты в 1349 г. Затем им владел внук Калиты Владимир Храбрый - герой Куликовской битвы. Кстати, именно здесь остановилось войско Дмитрия Донского при возвращении с Куликова поля. Позднее Коломенское перешло к великому московскому князю Василию I и постепенно превратилось в крупную вотчину - сначала великокняжескую, а затем, после венчания Ивана IV на царство, - в царскую. В1606 г. около этого села войско Василия Шуйского разбило отряды восставших крестьян, которыми руководил Иван Болотников. В1662 г. царь Алексей Михайлович здесь же жестоко расправился с участниками «медного бунта». В Коломенском провел свои детские годы Петр I. После взятия Азова и победы под Полтавой он останавливался здесь перед торжественным въездом в Москву. И в дальнейшем Коломенское оказалось связанным с именами Екатерины П, Николая I.

Архитектурный ансамбль села Коломенское сложился в ХУП-ХУШ вв., но в дальнейшем не раз подвергался перестройке.

Так, в 1667-1671 гг. русские мастера соорудили здесь для Алексея Михайловича изумительной красоты деревянный дворец, который называли «осьмым чудом света». Увенчанный шатрами и луковичными кровлями этот дворец состоял из семи отдельных хором, предназначавшихся для царя, царицы, царевича и четырех царевен. Во дворце было 3000 окон, а вход в него украшало резное крыльцо. К сожалению, со временем он сильно обветшал, и Екатерина П, пожалев средства на реставра-цию,велела его разобрать. Представление об этом дворце ныне можно составить только по макету, находящемуся в музее Коломенского.

Новый дворец, построенный при Екатерине П на высоком берегу Москва-реки, разрушили солдаты Наполеона в 1812 г. В 1825 г., уже при Николае I, на его месте построили еще один дворец, который затем также снесли. Тем не менее ансамбль села Коломенское и ныне включает в себя довольно много строений. К постройкам XVI в. относятся церкви Вознесения, Иоанна Предтечи и Георгиевская колокольня. Из построек XVII в. сохранились проездные ворота с часовой башней, Приказные и Полковничьи палаты, Водовзводная башня. Сытный двор, Казанская церковь. В 1923 г. в Коломенском открыли филиал Государственного исторического музея, в котором экспонируются коллекции русского прикладного искусства. В 30 - 50-е гг. XX в. сюда также перевезли памятники русского деревянного зодчества XVII в.: угловую крепостную башню Братского острота из Сибири, надвратную башню Николо-Карельского монастыря, домик Петра I из Архангельска. Но главной достопримечательностью этого ансамбля была и остается церковь Вознесения.

Полагают, что этот храм заложили по указанию Василия III либо в 1529 г. - как молельный о даровании сына-наследника, либо в 1530 г. - в ознаменование рождения сына Ивана (в будущем царя Ивана IV Грозного). Освятили его в 1532 г. Но отделочные работы, в которых, по-видимому, участвовали и русские, и итальянские мастера, продолжались и после этого.

В первой половине XVI в. русские зодчие привнесли в свое каменное строительство элементы шатрового храма - столпообразного сооружения с невиданной до того в подобных постройках конструкцией верха в виде высокого шатра. Это означало отход от традиционного византийского крестово-ку-польного храма и создание совершенно нового его типа. Церковь Вознесения в Коломенском - первая из сохранившихся до нашего времени каменная шатровая постройка, к тому же самая совершенная.

Композиция этой церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами, формирующими крестообразный план, восьмерика и собственно шатра с небольшим куполом-главкой. Величественный столп церкви с четырьмя фасадами высотой 41 м опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря чему все сооружение органично вписывается в рельеф высокого берега Москва-реки. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер церкви открыт, что увеличивает впечатление ее устремленности вверх и как бы расширяет совсем небольшое (8,5 х 8,5 м) ее помещение. Видимо, эту церковь создали прежде всего для обозрения снаружи - как свидетельство могущества великокняжеского престола Москвы.

Пример коломенской церкви Вознесения получил затем широкое распространение по всей стране - вплоть до середины XVII в., когда при патриархе Никоне на строительство подобного рода шатровых храмов был наложен запрет.

Погост Кйжи. Погост Кижи (или Спасо-Преображенский) расположен в северной части Онежского озера на небольшом острове. В середине XVII в. вокруг погоста возвели деревянную стену со сторожевыми башнями. Весь облик Кижского погоста теснейшим образом связан с архитектурными вкусами старой, допетровской Руси.

Его здания, различные по высоте и очертаниям, составляют живописную, хотя и несимметричную, группу, образующую тем не менее единый ансамбль. В нем нет красочности ансамблей Центральной Руси с их разноцветными стенами, золотыми и синими куполами церквей. Его потемневшие от времени замшелые строения, поднимающиеся у холодного северного озера, имеют гораздо более суровый и менее нарядный вид. Весь ансамбль Кижей показывает, что строителям тогдашнего Олонецкого края были еще близки те эстетические идеалы древней Руси, память о которых в архитектуре больших русских городов XVIII в. уже начинала стираться. С древнерусской архитектурой Кижи роднит и то, что весь здешний ансамбль прекрасно вписывается в суровый ландшафт Севера, в бескрайнюю даль озера с его плоскими островами.

В ансамбль Кижского погоста входят три основные здания: Преображенской церкви (1714 г.), меньшей Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни, построенной в 1874 г. на месте более старого сооружения. Здания эти весьма различны по своим типам, формам и внешнему облику и к тому же построены в разное время. Тем не менее вместе они образуют единое художественное целое, и именно их силуэты со стороны озера видны издалека.

Ядро и смысловой центр всего ансамбля образует Преображенская церковь - самая сложная по конструкции из всех памятников северного деревянного зодчества. В ее облике прослеживаются и ярусность, и ступенчатость, и пирамидальность. Три ее яруса образованы тремя восьмиугольниками, поставленными один на другой. К более широкому нижнему «восьмерику» примыкают четыре пристройки, имеющие фигурное завершение. Многочисленные купола церкви (их 22) поднимаются к ее центральной главе пятью ярусами. И все эти элементы согласованы между собой и подчинены одной архитектурной идее. Как и в других церквях русского Севера, основной декор связан с украшением четырехярусного иконостаса и потолка - «неба». К сожалению, первоначальный иконостас в середине XVIII в. был переделан, а роспись потолка почти полностью погибла в годы Великой Отечественной войны. От раннего убранства церкви сохранились лишь несколько икон нижнего ряда.

Несмотря на эти потери, Преображенская церковь в Кижах и ныне никого не оставляет равнодушным. «Чем ближе всматриваешься в эту несравненную сказку куполов, тем яснее становится, что зодчий, создававший ее, - неподражаемый творец форм и мотивов...»

Покровская церковь меньше и проще Преображенской. Удлиненная по форме, она имеет девять главок, стоящих на небольших восьмигранниках. Ее интерьер также неоднократно подвергался реставрации. А колокольня, хотя она и была построена значительно позднее, уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, и поэтому в архитектурном отношении представляет меньший интерес, тем не менее удачно вписывается в общий контур погоста. Она как бы перекликается с обеими церквями своей высотою и в то же время противостоит им простотой своих очертаний.

В 1960 г. на базе погоста Кижи создали музей-заповедник деревянного зодчества и этнографии Карелии. На остров перевезли многие другие гражданские и культовые деревянные постройки, дополнившие этот музей под открытым небом. К ним относятся Лазаревская церковь конца XIV в. - один из самых старых и скромных памятников русского деревянного зодчества, часовни, крестьянские дома, амбары, мельницы, бани, рига, кузница. В состав музея-заповедника входят также две соседние деревни. В Покровской церкви развернута выставка древнерусской живописи Карелии, в колокольне погоста - выставка колоколов.

Исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его окрестностей. Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, многочисленные протоки и каналы, сады и парки, мосты и набережные. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцо-во-парковым комплексам его пригородов. Всего здесь находятся под охраной более 3000 архитектурных памятников. Среди них около 50 значительных объектов, относящихся к XVIII в. и более 50 -к XIX и XX вв.

Возникновение этого города связано с событиями Северной войны 1700 -1721 гг., которую Петр I вел со Швецией за освобождение исконно русских земель по берегам Невы и Финского залива. В те годы на северо-западе страны было заложено несколько крепостей. 16 (27) мая 1703 г. на небольшом островке была заложена и крепость Санкт-Питер-Бурх, представлявшая собой традиционную для русского фортификационного зодчества земляную фортецию с деревянным Петропавловским собором. На следующий год по эскизному проекту Петра I на левом берегу Невы заложили еще одну, Адмиралтейскую, крепость с верфью. Обе эти крепости стали важнейшими доминантами застройки нового города, которая в первой трети XVIII в. шла нарастающими темпами, причем по единому «регулярному» плану, воплотившему градостроительный замысел царя-реформатора. При этом нужно учитывать, что Санкт-Петербург, куда в 1712 г. была переведена столица государства, впервые в истории России строили заново, на совершенно пустом месте. В 1714 г. Петр I издал указ, запрещавший каменное строительство по всей России кроме столицы. Согласно этому указу, действовавшему десять лет, на каждую въезжавшую в город подводу, на каждое входившее в его гавань судно был установлен налог в виде определенного количества камней. В строительстве новой столицы участвовали десятки тысяч работных людей со всей страны.

От этого первого периода до наших дней дошло только одно деревянное здание - домик Петра I на Петровской набережной. Но каменных сооружений, возведенных по проектам Д. Трезини, Дж.М. Фонтана, Ж.Б. Леблона, И.М. Матвеева, М.Г. Земцова, И.К. Коробова и других архитекторов, сохранилось довольно много. Это прежде всего каменная Петропавловская крепость с собором и колокольней, которой так и не суждено было стать «действующей» крепостью. Зато ее превратили в тюрьму, где содержали особо опасных заключенных, начиная с сына Петра I Алексея, затем А.Н. Радищева, декабристов, революционных демократов, народовольцев, деятелей рабочего движения. А под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен Петр I, и с того времени этот храм стал царской усыпальницей. Широко известно, что именно здесь в 1998 г. были захоронены останки Николая I и членов его семьи. Это также здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, летний дворец Петра I в Летнем саду, два собора Александро-Нев-ского монастыря. Была возведена и центральная честь Адмиралтейства, увенчанная башней с золоченым шпилем.

В середине XVIII в., при преемниках Петра I, и в особенности после опустошительных пожаров 1736 и 1737 гг., был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга с подразделением его на пять частей. В это время полное завершение получил «Нептунов трезубец» трех лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, во главе со знаменитым Невским проспектом. С 40-х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал Ф.Б.Растрелли, создавший один из выдающихся памятников петербургского барокко - Зимний дворец, который, по словам самого зодчего, он сооружал «для единой славы всероссийской». По его проектам были созданы также ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы графа М.И.Воронцова, барона С.Г. Строганова. В таком же пышном декоративном стиле русские архитекторы возвели на берегах Фонтанки дворец графа П.Б. Шереметева. Эта эпоха в современном Санкт-Петербурге представлена также еще несколькими соборами и церквями.

В 60-е гг. XVIII в. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций. Все эти черты нашли яркое отражение в архитектурных творениях

И.Е. Старова, А.В. Квасова, А.Ф. Коко-ринова, Н.А. Львова, Дж. Кваренги, Ж.Б. Деламота, А. Ринальди и других зодчих. Особое значение для развития петербургского центра имели также работы по сооружению гранитных набережных Невы и ее рукавов, каменных мостов.

Из гражданских зданий города, представляющих ныне эту эпоху, достойны особого упоминания Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт. Большой Гостиный двор. Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека, из церковных - Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор. Не менее, если не более ярко ее представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов -Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков - для Алексея Разумовского, Таврический - для Потемкина, получившего титул князя Таврического за присоединение к России Крыма - древней Тавриды; в этом дворце в начале XX в. заседала Государственна дума. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у южной границы Летнего сада был сооружен Михайловский (затем Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом.

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург стал главной в стране ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова, В.П.Стасова, К.И.Росси, Ж.Тома де Томона, А.Монферрана и других зодчих. Именно в это время в городе были возведены многие крупные общественные здания, гармонично соединенные в парадные ансамбли.

Еще в самом начале века, до наполеоновского нашествия, город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, откуда после торжественного молебна в 1812 г. отправился в действующую армию фельдмаршал М.И.Кутузов и где в следующем году он был похоронен, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. В основном была проведена и реконструкция Адмиралтейства - одного из самых «обликооп-ределяющих» зданий города с его 400-метровым фасадом и в особенности 70-метровой башней со шпилем и венчающим его корабликом, который стал своего рода эмблемой города на Неве.

Что же касается архитекторов, работавших в столице уже после Отечественной войны 1812 г., то наибольший след в ее облике оставили творения крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси, который поистине «мыслил ансамблями». Это с его именем связано создание Дворцовой площади с 700-метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой трети XIX в. относятся также Исаакиевский собор, еще многие дворцы, триумфальные ворота. Реконструкции подверглись Невский и другие главные проспекты. В результате уже в первой трети XIX в. столица России превратилась в один из красивейших городов мира.

Для градостроительства в Петербурге второй половины XIX в. характерны отход от классицизма и появление разного рода стилизаторских течений - неоготики, неоренессанса, необарокко, «русского стиля» и др. Они нашли отражение в облике Московского вокзала, некоторых других церковных и гражданских зданий. А в конце XIX - начале XX в. строили уже переимущественно крытые рынки, вокзалы, банки, большие доходные дома. Улицы стали застраивать зданиями разного стиля, появились модерн и эклектизм. Несколько планов архитектурного развития города было разработано и осуществлено уже после 1917 г., но в большинстве своем они касались районов, находящихся за пределами его исторического ядра.

Во Всемирное наследие включены не только исторический центр современного Санкт-Петербурга, но и его дворцово-парковые пригороды - Петергоф, Оранниенбаум, Царское село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша. Их начали создавать на южном берегу Финского залива и на Ижорской возвышенности одновременно с началом застройки самого города, а затем, по мере его роста и чередования властителей, их ансамбли усложнялись и обогащались.

Дворцово-парковый ансамбль Петергофа Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением от посещения Версаля и знакомства с каскадами Марли. Затем над созданием его неповторимого облика в течение всего этого века трудились многие архитекторы. Так был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж и Верхнего парка с Большим дворцом, построенным Растрелли-сыном. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада -великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства, которые находятся в полной гармонии и между собой и с окружающей панорамой. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур.

Для обеспечения фонтанов Петергофа водой была создана специальная система водоснабжения, берущая начало на Ропшинских высотах в 20 км от Петергофа. Всего же этот дворцово-парко-вый ансамбль занимает площадь около 1000 га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов.

Неподалеку от Петергофа, также на берегу залива расположен Оранниенбаум. Еще при А.Д. Меншикове, который получил эту землю в подарок от Петра I, здесь построили Большой дворец и раз-

били регулярный парк с прямыми аллеями, партерными цветниками, боскетами и фонтанами. Затем А.Ринальди построил тут сначала дворец для будущего императора Петра III, а затем и загородную резиденцию Екатерины II - так называемую Собственную дачу с Китайским дворцом и Катальной горкой, служившей для катания в летнее время в специальных колясочках.

Царское село, бывшая Саарская мыза, также еще в петровское время стало загородной резиденцией царя. При Елизавете Петровне Растрелли перестроил здешний старый дворец, превратив его в один из красивейших барочных дворцов Европы с фасадом протяженностью 300 м. Интерьер этого дворца был отделан с особой роскошью. Именно сюда из петербургского Зимнего дворца была перенесена знаменитая Янтарная комната, бесследно исчезнувшая в годы Второй мировой войны. При Екатерине II интерьер этого дворца капитально переделал Ч.Камерон, который построил в Царском селе еще несколько зданий. Среди главных достопримечательностей этого города - Царскосельский лицей, где юный Пушкин провел шесть лет и куда много раз приезжал позднее. А в местных парках находятся многие декоративные сооружения, павильоны и скульптуры.

Неподалеку от Царского села расположен дворцово-парковый ансамбль Павловска, основанный в 70-х гг. XVIII в. как усадьба сына Екатерины II Павла, а после вступления его на российский престол ставшая царской резиденцией. Этот ансамбль - одно из самых выдающихся объектов мирового зодчества такого рода второй половины XVIII и первой половины XIX в. Архитектура и природа выступают здесь в художественном единстве.

Предыдущая