КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 9. Картинные галереи, музеи искусств и древностей

9.2. Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея находится в дворцовом ансамбле Цвингер ‑ впечатляющем шедевре барочного периода. В дворцовом комплексе расположено множество музеев, но Дрезденская картинная галерея ‑ самый известный из них.

Музей считается одним из самых лучших в мире и содержит такие шедевры как "Сикстинская Мадонна" Рафаэля и "Спящая Венера" Джорджоне. Здесь также много знаменитых работ Тициана, Веронезе, Тинторетто, Корреджио, Дюрера, Вермера и Рембрандта.

Шедевры собрания. В собрании находятся картины многих ведущих мастеров Раннего Возрождения: Сандро Ботичелли (1444–1510), Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и многих других. Среди них выделяются картины Антонело де Мессина (1430–1479) Святой Себастьян, Франческо Косса (1435–1477) Благовещение, Чима да Канельяно (1459–1518) Введение Марии во храм. Один из лучших и наиболее характерных портретов этого времени Портрет мальчика Бернардино Пинтуриккьо (1455–1513). Художественные достоинства портрета так высоки, что его приписывали Рафаэлю, однако картина была написана в 1480–1485, а Рафаэль родился в 1483.

Строгая красота и суровое величие образов в картине падуанца Андреа Мантенья (1431–1506) Святое семейство с Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем навеяны древнеримскими скульптурами. Мантенья занимался археологическими раскопками и был знатоком античной культуры.

Наиболее знаменитая часть итальянской коллекции – произведения мастеров Высокого Возрождения. Среди них – Сикстинская мадонна Рафаэля. Рафаэль Санти (1483–1520) написал ее в 1515–1519 по заказу папы Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в городе Пьяченце (Италия).

Среди шедевров Дрезденской галереи Спящая Венера Джорджоне (1477–1510) – лучшее произведение великого венецианского художника. Работая над картиной, Джорджоне умер от чумы, заканчивал ее его друг и ученик Тициан (1477–1576). Тициан имел репутацию лучшего портретиста Италии. В Портрете мужчины с пальмовой ветвью (1561) Тициан подчеркнул духовную значительность, властную силу модели. В портрете Дамы в белом платье внимание художника привлекает ее красота и юность. Долгое время считалось, что это портрет дочери художника в подвенечном платье.

Самая знаменитая картина Тициана в дрезденском собрании – Динарий кесаря, иллюстрирующая нравственный поединок между Христом и фарисеем.

Лучшая среди картин Веронезе (1528–1588) Мадонна с семейством Куччина (1571). Картины П.Веронезе Поклонение волхвов, Пир в Кане, хотя и написаны на библейские сюжеты, но являются по существу изображением великолепных праздников. В отличие от празднично-приподнятого искусства П.Веронезе, творчество Я.Тинторетто (1518–1594) отличается большим драматизмом. Битва архангела Михаила с сатаной в образе дракона создана в последнее десятилетие жизни художника, когда он поставил свое искусство на службу церкви. Подлинным художественным событием стала картина Тинторетто Спасение Арсинои на сюжет, заимствованный из сочинения римского писателя Лукиана и переработанный в эпоху Средневековья в духе рыцарских романов.

Картина пармского художника Антонио Корреджо (1489–1454) Святая ночь – поклонение пастухов новорожденному Христу – считается лучшей в творчестве этого мастера Позднего Возрождения.

Итальянское искусство 17 в. представлено уже не самыми знаменитыми произведениями ведущих мастеров этой эпохи: Аннибале Карраччи (1560–1609), Гвидо Рени и др. членов Болонской Академии, разработавшей нормы классического искусства, воспринятые во всей Европе. В этой части коллекции выделяется собрание живописных работ Доменико Фети. Для 8 картин на сюжеты из евангельских притч (нравоучительных рассказов) выделен специальный кабинет.

Д.Б.Тьеполо (1696–1770) – последний великий художник Италии, представлен декоративным панно Триумф Амфитриты. Современник и соотечественник Тьеполо А.Канале был одним из создателей нового жанра «ведуты» – видов Венеции (Площадь перед церковью Св. Джованни э Паоло).

В Дрездене 18 в. при дворе Августа III работали некоторые видные итальянские мастера, как например П.Ротари (1707–1762). Он написал ряд репрезентативных портретов высокопоставленных заказчиков, но особенно прославился своими картинами небольшого формата с изображением юных красавиц в идиллически-сентиментальном стиле, в духе французского рококо. Он бесконечно варьировал один и тот же типаж, но представлял свою модель в разных поворотах, каждый раз по-другому одетой, причесанной и с новыми атрибутами. В Дрезденской галерее имеется ряд подобных произведений.

Среди иностранных художников, работавших при дворе Августа III, особенно важная роль принадлежала Б.Белотто (Каналетто), племяннику А.Канале. По заказу короля художник должен был запечатлеть виды Дрездена. С 1747 он стал придворным живописцем. В галерее находятся 35 произведений Белотто, в т.ч. 16 видов Дрездена. Эти картины после Второй мировой войны обрели особую историко-культурную ценность, т.к. город после американских бомбардировок был превращен в руины.

Столь же богато собрание живописи Нидерландов. Становление нидерландского Возрождения начинается с творчества Яна ван Эйка (1390–1441). Одним из шедевров Дрезденской галереи является триптих (1437), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем в красном плаще, сидящая на троне в глубине храма с колоннами. В Дрезденской галерее находятся произведения мастеров Голландии 17 в.: пейзажистов (Яна ван Гойена, М. Гоббемы, Арта ван дер Нира), мастеров натюрморта (Виллема Клас Хеды, Корнелиса де Хеема), бытового жанра (Адриана ван Остаде, Тер Борха, Метсю), есть здесь портреты Франца Хальса. Особую ценность представляют картины Вермера Дельфтского Девушка, читающая письмо у раскрытого окна, У сводни – единственная картина, датированная художником (1656).

Другой великий мастер Голландии, Якоб ван Рейсдаль (1628–1682), представлен с исчерпывающей полнотой, Дрезденская галерея обладает самым большим в Германии собранием его картин. Еврейское кладбище Якоба ван Рейсдаля многие специалисты считают вершиной его творчества. Это аллегория неминуемой смерти человека, конечности его существования на земле и постоянного возрождения жизни природы.

Большое собрание работ Рембрандта насчитывает 15 картин, в основном представляющих начало его творчества. Среди них 2 автопортрета (1636, 1639) и несколько портретов Саскии – жены художника. Наиболее знаменит ранний портрет улыбающейся Саскии, написанный в 1633, когда она была невестой художника. Здесь же находится и самый поздний портрет Саскии, созданный в 1641, за год до ее смерти. В ранних картинах Рембрандта часто проявлялась дерзкая непочтительность к античным сюжетам, как в Ганимеде в когтях орла. Юношеский задор, стремление к нетрадиционному изображению библейских сцен, проявилось и в Автопортрете с Саскией на коленях (1635).

Всесторонне отражено в собрании творчество великого художника Фландрии П.П.Рубенса. В полных динамики сценах охот (Возвращение Дианы с охоты, Охота на кабана) Рубенс выступает как главный создатель стиля барокко в европейском искусстве. Наиболее знаменита среди картин Рубенса Вирсавия у фонтана (1635).

Творчество А. Ван Дейка (1599–1641) представлено картинами Господин в черном перед колонной, Дама в черном перед красной портьерой, а также несколькими картинами разных лет, изображающими детей короля Англии Карла I.

В Дрезденской галерее находится ряд известных произведений художников фламандской школы: Адриана Броувера (1606–1638) Драка крестьян при инре в кости, небольшие жанровые картины Давида Тенирса Младшего (1610–1690), Яна Брейгеля Старшего, прозванного «Бархатным Брейгелем» (1568–1625) и др.

Французская школа 17 в. также представлена работами лучшего мастера этого времени Н.Пуссена (1594–1665): двумя картинами на библейские сюжеты и четырьмя на сюжеты из античной мифологии. Наиболее знаменита картина Царство Флоры (1630–1631) на тему Метаморфоз Овидия. Дрезденской галерее принадлежат Пейзаж с бегством в Египет (1647), Пейзаж с Аяксом и Галатеей, написанные в Риме К.Лорреном.

Легкость, непринужденность и грация, ставшие отличительной особенностью искусства Франции 18 в. проявились в картинах А.Ватто (1684–1721) Общество в парке, Праздник любви.

Во Франции некоторое время работал и художник из Швейцарии Жан-Этьен Лиотар (1702–1789). Знаменитая Шоколадница написана им в духе французского рококо.

Английская школа стала привлекать внимание собирателей только с конца 18 в. В Дрезденской галерее находятся произведения Д.Рейнольдса (1723–1792) – главы английской Академии художеств и Г.Реберна (1756–1823).

В разделе испанской школы также лучше всего представлен 17 в.: картинами Ф.Сурбарана (1598–1664), Б.Э.Мурильо (1618–1682) Х.Риберы (1591–1652), Д.Веласкеса (1599–1660), принадлежавшего к числу лучших портретистов в истории европейской живописи (Портрет господина).

В коллекции искусства Германии лучше всего представлены мастера 16 в. Лукас Кранах Сарший (1472–1553) 50 лет провел на службе при дворе Саксонских курфюрстов. За это время сменилось 3 правителя. Он написал много династических портретов, как например, Свадебные портреты Генриха Благочестивого и его супруги (1514) – первые в искусстве Германии портреты во весь рост в натуральную величину.

Кранах писал картины на сюжеты Священного писания: Адам и Ева (1531), Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше) и ряд других. К числу ранних произведений относится Алтарь Св. Екатерины – покровительницы науки, исполненный в 1506 в связи с основанием университета в Виттенберге (1502), который тогда был столицей Саксонии.

В галерее хранится Дрезденский алтарь (1506), написанный А.Дюрером (1471–528) по заказу Фридриха Мудрого для капеллы в Виттенбергском замке.

Лучшим портретистом Германии эпохи Возрождения был Ганс Гольбейн Младший (1497–1543). Во время первого пребывания в Англии он создал Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона (1528). В 1532 Гольбейн окончательно переселился в Англию и стал с 1536 придворным живописцем короля Генриха VIII. Тогда им был написан Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье Сиера де Моретта.

При дворе Августа III начинал свой творческий путь Рафаэль Менгс, впоследствии глава римской школы живописи. Автопортрет в красном плаще был им написан в возрасте 16 лет.

Завершает отдел немецкой живописи 18 в. творчество Антона Графа (1736–1843) швейцарца по происхождению. С 1766 он стал придворным художником правителей Саксонии, а с 1789 – профессором только что основанной Дрезденской Академии художеств. Многие из написанных им портретов хранятся в галерее, среди них несколько автопортретов.

Предыдущая