КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 9. Картинные галереи, музеи искусств и древностей

9.1. Лувр

Лувр - это не только музей, но и архитектурный памятник.

Еще в начале XIII в. король Филипп Август построил на этом месте крепость. В XIV в., в связи с расширением территории Парижа, она оказалась внутри городских стен и потеряла военное значение. Поэтому Карл V превратил ее в королевский замок, а Франциск I решил вообще ее снести и начал строительство нового дворца - Лувра. Леско и Гужон спроектировали Лувр как трехэтажное, квадратное в плане здание с внутренним двором, к которому должны были быть обращены парадные фасады в стиле классических ордеров, но с широким применением декоративной скульптуры. Эти фасады считают одним из лучших образцов французского Возрождения. Посетивший Париж в 1790 г. Н.М. Карамзин написал в «Письмах русского путешественника»: «Нельзя взглянуть без какого-то глубокого почтения на ее перистили, портики, фронтоны, пиластры, столпы, которым вместо крова служит терраса с прекрасным балюстрадой». В конце XVI в. к Лувру пристроили 440-метровую Большую галерею, соединившую его с дворцом Тюильри. В XVII в. Клодом Перро был перестроен главный, восточный, фасад Лувра.

Судьба дворца складывалась по-разному. После того как в 1672 г. Людовик XIV перенес свою резиденцию в Версаль, Лувр пришел в такое запустение, что подумывали даже о его сносе. Лишь иногда Академия искусств устраивала в его пустовавших залах художественные салоны. Так продолжалось до Великой французской революции: в мае 1791 г. Учредительное собрание постановило собрать здесь «памятники наук и искусств».

Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV.

10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400,000 экспонатов.

Коллекция Лувра включает экспонаты датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций. Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены, а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи которой осуществляется связь между новыми залами и двором. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи.

В основе коллекции Лувра — бывшие королевские собрания, национализированные коллекции монастырей и частных лиц. Собрание пополнялось за счет трофеев наполеоновских походов, закупок в разных странах, многочисленных пожертвований. Особенно богата картинная галерея. Среди шедевров Лувра: древнеаккадская «Стела царя Нарамсина», древнеегипетская статуя писца Каи, древнегреческие статуи «Ника Самофракийская» и «Венера Милосская», произведения Микеланджело, «Мона Лиза» (или «Джоконда») Леонардо да Винчи, «Сельский концерт» Джорджоне, «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка, произведения П. П. Рубенса, Рембрандта, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. Л. Давида, Э. Делакруа, Г. Курбе и др. Современная экспозиция Лувра строится по хронологическому принципу и национальным школам, однако крупный частные собрания, пожертвованные музею, представлены отдельно. Администратично Лувру подчинен Музей импрессионизма (открыт в 1947 в Галерее Же де Пом) и так называемая Оранжерея (выставочное помещение и постоянная экспозиция серии панно «Кувшинки» К. Моне ).

Предыдущая