КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 11. Культурно-исторические памятники зарубежной Европы

11.2. Памятники античности

11.2.1. Памятники Древней Греции

В Список объектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дель-фы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия,Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

Афинский Акрополь. В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.

Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть».

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.

После разрушения и пожара Эрех-тейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его Камерные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все чтыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во – «сыр, облитый портвейном».

Остается представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Панафиней. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины.

И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эль-джин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя - эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия.

Археологические памятники в Дельфах. Город Дельфы расположен в области Фокея, у юго-западного склона знаменитой горы Парнас, неподалеку от Коринфского залива. В Древней Греции он был крупным торговым и финансовым центром. Этому способствовало даже не столько его выгодное географическое положение, сколько нахождение именно здесь общегреческого святилища бога Аполлона. Роль прорицательниц-ясновидиц в Дельфах выполняли молодые девушки - пифии, которые должны были сначала воспринимать, а потом истолковывать прорицания бога.

Значение дельфийского оракула в Древней Греции было огромным. Его предсказания учитывали при объявлении войн, основании новых колоний, внесении изменений в государственное устройство и т.д., иногда они фактически принимали форму закона. Неудивительно, что со временем в Дельфах стали происходить и так называемые пифийские игры - состязания певцов, музыкантов, атлетов, конные соревнования. Эту свою роль Дельфы сохраняли на протяжении нескольких веков. Но после завоевания Греции римлянами во II в. до н.э. значение их стало падать. А в 385 г. н.э. римский император Феодосии I , воспринявший христианство, вообще закрыл храм в Дельфах.

Еще в XVII в. английские и французские путешественники-исследователи пытались найти местонахождение древних Дельф, но безуспешно. Город и святилище исчезли под слоем более поздних отложений, и никто не знал, где они находились. Только в 70-х гг. XIX в. немецкие и французские археологи начали здесь систематические раскопки, которые привели к тому, что Дельфы снова явились миру. Так что ныне мы можем во всех деталях восстановить их первоначальный облик.

Центром всего дельфийского комплекса был сам храм Аполлона Пифийского, со всех четырех сторон окруженный колоннами. Перед входом в него находился алтарь, а внутри располагались священный очаг, у которого одурманенные фимиамом пифии делали свои пророчества, Омфалос - куполообразной камень, обозначавший «пуп Земли» (греки считали, что именно Дельфы находятся в центре Ойкумены), статуи Зевса, Аполлона и других богов. От центральных ворот к храму Аполлона вела Священная дорога, вдоль которой греческие полисы и отдельные люди устанавливали статуи богов и героев, а также здания-сокровищницы, где они хранили свои богатые дары Аполлону и пифийскому оракулу. За храмом располагалась Лесха - здание для собраний. Для проведения пифийских игр были построены стадион, гимнасий, театр. А поблизости отсюда находился священный Кастальский источник, в водах которого должны были совершать омовение все посетители храма. К сожалению, от этого великолепного ансамбля до наших дней дошло лишь не< многое. Часть его пострадала от многочисленных землетрясений, но основной урон ему нанесли войны и грабежи. В I в. до н.э. сюда вторглись римские легионы Суллы. Спустя 100 лет римский император Нерон «прихватил» с собой в Рим 500 статуй из сокровищниц оракула. Еще позднее Дельфы были подвергнуты разграблению византийскими императорами. Так что, по словам одного из французских географов, посетившего это место уже в середине XX в., здешнее «огромное скопище руин напоминает корабль, потерпевший крушение в горах».

Тем важнее сохранить то, что хоть в какой-то мере уцелело. Это прежде всего руины храма Аполлона, реставрированное здание-сокровищница Афин на Священной дороге, часть ротонды храма Афины. Скульптуру и керамику, найденные здесь при раскопках, хранят в специальном музее. В целях лучшего сохранения древних каменных построек местный муниципалитет разработал для туристов маршрут, ведущий в обход храмов.

Археологические памятники Вергины. Деревня Вергина расположена в греческой части Македонии, к западу от г. Салоники. Раскопки здесь еще в середине XIX в. начал один из французских археологов. Ему удалось напасть на след первой столицы македонского царства г. Эги, обнаружив в одном из курганов остатки дворца и усыпальницы. Потом раскопки здесь продолжали греческие ученые, обнаружившие несколько новых захоронений. Больше всех повезло Манолису Андроникусу, который сделал поистине великое археологическое открытие. Он обнаружил гробницу царя Македонии Филиппа II, отца Александра Македонского. Оказалось, что несмотря на перенос столицы в г. Пелу, царский некрополь был оставлен в Зги.

То, что обнаружил Андроникус в недрах большого кургана, превзошло все его ожидания. В погребальной камере, которая, к счастью, не была разграблена, находились саркофаг, царская диадема, шлем и кираса, золотой ларец, изваянные из мрамора бюсты членов императорской фамилии и многие другие предметы. И хотя затем гробница Филиппа II была закрыта для дальнейших раскопок, изучение ее добавило новые важные штрихи к истории Древней Греции. Многие здешние находки стали экспонатами археологического музея в Салониках.

Археологические памятники Олимпии. Олимпия - древнегреческий город в Элиде, на северо-западе Пело-поннеса, давнее место культа бога Зевса. Значение Олимпии определялось прежде всего тем, что с 776 г. до н.э. здесь стали регулярно проводить посвященные Зевсу общеэллинские Олимпийские игры. Это было крупнейшее событие для всей страны. На время игр, которые продолжались пять дней, в Греции прекращали все войны. И даже летосчисление у древних греков было основано на четырехгодичной периодичности Олимпиад. Неудивительно, что в VII-IV вв. до н.э. в городе возник комплекс различных сооружений - храмов,портиков,алтарей, которые по значению и красоте сопоставимы с афинским Акрополем.

Для строительства комплекса была выбрана расположенная у слияния двух небольших речек священная роща Ал-тис. Центральное место в нем занимал храм Зевса Олимпийского, воздвигнутый архитектором Либоном. Этот дорический храм длиной почти 65 м был сооружен из известняковых блоков, покрыт мраморной черепицей и оштукатурен мраморной крошкой. Из мрамора же были изваяны фигуры на фронтонах храма, а также его фризы, изображавшие подвиги Геракла, которого считали основателем состязаний в Олимпии. Внутри храма возвышалась огромная, высотой более 13 м, статуя Зевса работы прославленного Фидия. Она была выполнена мастером в той же манере, что и статуя Афины в Парфеноне, но Зевс был изображен сидящим на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой -изображение победы. Фигура бога была сделана из слоновой кости, волосы и мантия сложены из золота, а трон - из черного дерева, кости и дорогих камней. Неудивительно, что эта статуя еще в античную эпоху была причислена к Семи чудесам света.

В другом углу Алтиса стоял сравнительно небольшой, но гораздо более древний храм супруги Зевса Геры - Герайон. Перед ним находился алтарь Зевса, а за ним - Пританей, где поддерживали пламя священного огня. Вдоль северной границы Алтиса, как и в Дельфах, располагались небольшие здания-сокровищницы, в которых греческие полисы хранили свои пожертвования Зевсу. С востока роща была огорожена стеной. А за пределами Алтиса находилось еще несколько сооружений: Леонадай-он - дом для почетных гостей. Палестра, где проходила подготовка прыгунов и борцов, Гимнасий - площадка для бега и метания, а также бани,мастерские.

Через сводчатый проход-крипту прямо из Алтиса можно было пройти на Олимпийский стадион, самый древний в Европе. Его земляное поле имело форму эллипса. Программа состязаний включала забеги на короткие и длинные дистанции, борьбу, кулачный бой, пятиборье, верховые скачки и заезды на колесницах - всего до 15 видов спорта. После завершения каждого состязания победителя награждали венком из ветвей дикой оливы, которая росла у храма Зевса. Зрители располагались на примыкающих к стадиону зеленых травянистых склонах, которые использовали как естественные трибуны, вмещавшие до 40 тыс. человек. Здесь собирались представители всех греческих полисов и заморских колоний Эллады. Самые почетные места отводили прославленным ораторам, философам, художникам, артистам, политическим деятелям, военачальникам. Состязания обычно занимали три дня, так как первый день Олимпиады отводили торжествам и церемониям жертвоприношения, а в последний день происходило награждение победителей.

Судьба архитектурных памятников Олимпии во многом напоминает судьбу дельфийских памятников. В 393 г. до н.э. византийский император Феодосии I, насаждавший христианство и преследовавший язычников, запретил Олимпийские игры. А еще через 30 лет по приказу Феодосия II Олимпию сожгли.

Остатки города пострадали от сильных землетрясений, а затем были погребены под речными наносами.

Раскопки здесь еще в 80-х гг. XIX в. производили немецкие археологи. Шесть лет подряд сотни рабочих освобождали античный город от многовековых наслоений. Результаты вполне оправдали этот труд: здесь нашли 130 мраморных статуй и барельефов, 13 тыс. бронзовых предметов, б тыс. монет, до тысячи надписей, множество глиняных изделий. Оказалось, что все храмы Олимпии, и в первую очередь Герайон, в той или иной мере сохранились. Так что Олимпия стала важным объектом туризма.

В добавление к античному ансамблю в новейшие времена в Олимпии был воздвигнут белый обелиск в честь Пьера де Кубертена, по инициативе которого в 1896 г. древнегреческие Олимпийские игры были возобновлены. А рядом с обелиском теперь находится мраморный алтарь, где зажигают олимпийский факел перед началом современных Олимпиад.

Археологические памятники в Эпидавре. Руины еще одного греческого города IV в. до н.э. - Эпидавра находятся на п-ове Арголида в восточной части Пелопоннеса. Ядром здешнего архитектурного ансамбля служил комплекс сооружений, посвященный богу врачевания и сыну Аполлона Асклепию. Этот ансамбль был расположен в сосновой роще, поскольку считалось, что благодаря целебному воздуху и общей красоте ландшафта он дарит людям здоровье. Ансамбль включал в себя богато украшенный мраморной скульптурой дорический храм Асклепия со статуей самого бога, круглое здание фолоса с колоннадой, двухнефный портик, несколько общественных сооружений. Однако от

всего этого великолепия ныне почти ничего не осталось. Лишь некоторые уцелевшие архитектурные детали можно увидеть в местном и афинском музеях.

Гораздо лучше сохранился театр Эпидавра - каменный амфитеатр с 55 рядами, которые возвышаются над сценой - «орхестрой» - почти на 23 м. Театр в Эпидавре поныне славится прекрасной акустикой. « С последнего ряда обычно слышно, как актер шелестит листами бумаги на сцене», - замечает В.М. Меньшиков в книге путевых впечатлений о Греции. С начала 50-х гг. XX в. в этом театре ежегодно проводят фестивали, привлекающие самых знаменитых исполнителей со всего мира.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассае. В западной части Пелопоннеса, в области Аркадия, в V в. до н.э. знаменитый архитектор Иктин, один из создателей афинского Парфенона, воздвиг величественный храм Аполлона Эпикурейского, посвященный избавлению от чумы жителей здешнего города Фигалия. Прямоугольное в плане здание из голубоватого известняка со всех четырех сторон было обрамлено колоннами; полуколонны поддерживали и кровлю храма. В открытой его части стояла четырехметровая статуя Аполлона, окруженная художественным фризом.

Руины этого храма обнаружили только во второй половине XVIII в., а исследовали лишь в начале XIX в. Уцелевшие плиты его фриза ныне хранятся в Британском музее, в Лондоне.

Острова Делос и Самое. Остров Делос (ныне Дилос) расположен в западной части Эгейского моря и входит в состав архипелага Киклады. В античной Греции его считали священным, так как, согласно мифу, именно здесь родился бог Аполлон. Долгое время маленький городок Делос жил доходами от храма Апол- ' лона, который имел общеэллинское культовое значение. Но затем, получив торговые льготы, Делос стал крупным центром международной торговли и в особенности прославился как крупнейший на всем Средиземноморье рынок рабов. По свидетельству Страбона, в порту Делоса ежедневно продавали и покупали десятки тысяч рабов!

В наши дни на Делосе нет постоянного поселения, но весь остров служит как бы музеем античности под открытым небом. Археологам удалось обнаружить здесь руины трех храмов-святилищ Аполлона, храма его сестры Артемиды, храма бога Тритона, храма богини Геры, жилого «Дома на холме», «Аллеи львов», а также других святилищ и портиков.

В отличие от Делоса о. Самое находится в восточной части Эгейского моря, у берегов Турции. Заселенный еще в третьем тысячелетии до новой эры, этот остров в античные времена много раз переходил из рук в руки. Главные его археологические достопримечательности находятся в Пифагорее - античном полисе Самое, который только в середине XX в. был переименован в Пифагорею - по имени его уроженца знаменитого Пифагора. Этих достопримечательностей три: руины храма Геры, некогда одного из крупнейших в Греции, туннель-акведук Евпалина, сооруженный для доставки в город воды из горных источников, и остатки древнего порта Самое, который когда-то построили рабы с о.Лесбос.

Предыдущая