КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 11. Культурно-исторические памятники зарубежной Европы

11.2. Памятники античности

11.2.2. Памятники Древнего Рима

Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».

Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Античные памятники Рима. Собственно говоря, в Списке объектов Всемирного наследия фигурирует более широкая формулировка об «историческом центре Рима», под которой можно понимать наслоения, оставленные в материальном облике Вечного города самыми разными эпохами. Но все же несомненно, что в этом «слоеном пироге» наиболее интересную и уникальную часть образуют объекты именно Древнего Рима.

Античный Рим был таким большим городом и располагал таким количеством архитектурных памятников, что описанию их посвящена поистине огромная литература. Так что нет ни необходимости, ни возможности характеризовать облик Вечного города в сколько-нибудь полном виде. Тем более, что, как метко заметил еще Стендаль в своих объемистых «Прогулках по Риму», изданных в 1829 г., «в центре Рима нет ни одного туаза почвы, которого не занимали бы последовательно пять-шесть зданий, равно знаменитых». Следовательно, правильнее всего вести речь только о том, что сохранилось до наших дней. Представляется, что сделать это лучше всего по историческим эпохам развития города. Ведь история Древнего Рима - отрезок времени, охватывающий более тысячи лет.

От самого раннего этапа римской истории, царского, до наших дней дошло очень немногое. Прежде всего это руины крепостной стены, ограждавшей город в те времена. Она была сооружена из квадратных глыб вулканического камня шестым по счету царем Рима Сер-вием Туллием и имела длину 11 км. Наиболее сохранившиеся ее остатки теперь можно видеть при подъезде к римскому вокзалу Термини.

От второго, республиканского, этапа, который продолжался четыре с половиной столетия, уцелело больше архитектурных памятников. Это прежде всего руины главного гражданского центра города - Римского Форума (Форо Рома-но), где происходили все важнейшие события политической и экономической жизни - народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов. К концу республиканского периода Форум принял уже вполне законченный архитектурный облик - с общественными зданиями,храмами,арками, колоннадами, статуями, священной дорогой (Виа Сакра), а также торговыми рядами. Однако со временем все его сооружения оказались глубоко под землей, и это место, где выпасали коров, стали так и называть - Коровье пастбище (Кампо Ваччино). В XIX в. здесь начали раскопки, и теперь на заповедной территории Форума можно увидеть остатки древних храмов и колоннад.

От эпохи поздней республики до нас дошел храм Весты, богини домашнего очага и покровительницы государства. Жрицы Весты, девушки-весталки, обязаны были поддерживать в храме вечный огонь. На протяжении всей «службы», которая продолжалась как минимум 30 лет, они должны были хранить обет целомудрия (за его нарушение весталок живыми закапывали в землю, а их соблазнителей душили и забивали камнями). Здесь же, у подножия Капитолийского холма, возвышаются мрачные темно-серые руины аркад Табулариума -здания,предназначавшегося для хранения архивов республики.

Далее наступила эпоха ранней Римской империи, охватившая период I в. до н.э. и I в. н.э., когда в стране правили династии Юлиев-Клавдиев, а затем Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами действительно всемирного значения.

К их числу относятся так называемые Императорские форумы. Первый из них начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что старый Форум Романо стал уже тесен для разросшегося города. Этот форум с храмом Венеры был достроен уже при преемнике Цезаря Августе, который кроме того воздвиг рядом с ним свой роскошный форум с храмом бога Марса. О размерах этого храма, которым некогда восторгался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских колонны высотою по 18 м. Видимо, не случайно родившееся еще в те времена утверждение о том, что «Август принял Рим кирпичным, а остав'ил мраморным». Позднее рядом с форумом Августа возник форум императора Веспасиана Флавия. А у подножия Палатинского холма и в наши дни высятся мрачные руины императорских дворцов.

К числу очень хорошо сохранившихся памятников Рима этой эпохи относится мраморная Триумфальная арка сына Веспасиана Тита на форуме. Она была воздвигнута в честь удачного похода римлян на Иерусалим (им удалось взять этот город и разграбить его знаменитый храм). На рельефе арки изображены император на триумфальной колеснице, вступающий в Рим, и трофеи, захваченные в иерусалимском храме. В преддверии Рима прибывающие в этот город могут увидеть огромные аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, «сработанных еще рабами Рима».

Но, пожалуй, самый знаменитый из архитектурных памятников периода ранней империи, один из главных символов всей римской античности - амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не случайно его название обычно производят от латинского «колоссео» -громадный. Построенный из коричнево-желтого травертина, туфа и кирпича и вмещавший более 50 тыс. зрителей, он был предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ, которые, как известно, были неотъемлемой частью римской цивилизации. По случаю открытия амфитеатра император Тит объявил стодневные игры, во время которых на бго арене сражались несколько тысяч Радиаторов и было затравлено 5000 зверей! Так и всплывают памяти строки из стихотворения Лермонтова «Умирающий гладиатор»:

Ликует буйный Рим...торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена:

А он- пронзенный в грудь - безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена...

Хотя до нового и новейшего времени от античного Колизея дошла только его часть, но и она оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещал и посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин.

Архитектурный облик Колизея можно восстановить по достаточно хорошо сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из них предназначался для императорского двора, второй - для членов знатных семей, третий - для простого народа, а четвертый с деревянными скамьями - для женщин). Три нижних яруса представляют собой сквозные аркады, значение которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр быстро заполнялся и освобождался. Внутри эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких зверей, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских битв (навма-хий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали отсюда на сцену при помощи сложной системы коридоров-проходов и подъемников. В сильную жару или дождь над всем амфитеатром на специальных мачтах натягивали парусиновый тент.

Конструктивные особенности самого большого амфитеатра античности, широко использовавшиеся в последующие эпохи, впечатляют и в наши дни. «Взобравшись на высоту третьего этажа Колизея, - пишет Г.Д. Богемский в книге о городах Италии, - проникаешься восхищением перед искусством архитекторов древности, умевших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не подавляют своей тяжестью, не кажутся массивными и даже большими».

От эпохи поздней империи до нас дошло еще больше архитектурно-исто-рических памятников Рима. В особенности это относится ко II в., когда у власти находилась императорская династия Антонинов; недаром второе столетие нашей эры нередко называют золотым веком Древнего Рима. Можно выделить по крайней мере три особо впечатляющих памятника той эпохи.

Это знаменитая колонна Траяна и часть базилики - все, что осталось от некогда самого великолепного из императорских форумов. Колонна Траяна была воздвигнута в честь побед императора, который умер в Сирии во время военного похода. Поверхность этой 38-метровой колонны обвивает (24 витка) спиральный рельеф-фриз длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Да-кии. На нем можно увидеть сцены жизни даков, подвиги римских легионеров и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.

Далее, это Пантеон, построенный сменившим Траяна императором Адрианом и сохранившийся лучше других античных памятников Рима. Пантеон - удивительно пропорциональный круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту. Стены шестиметровой толщины обеспечивают тот запас прочности, который необходим для поддержания огромного купола, представляющего собой настоящее чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он даже немного превосходит их своими размерами, превзойденными только в XX в. Круглое девятиметровое отверстие в центре купола - «глаз Пантеона» - служит единственным источником света для его внутреннего интерьера, где могут свободно разместиться 2000 человека В небольших нишах, расположенных' вдоль стен храма, находятся гробницу итальянских королей. Но наибольшее внимание привлекает левая ниша, где' покоится прах одного из величайших художников Италии - Рафаэля. Пантеон был объявлен папами «храмом всех богов», иначе говоря, храмом самой боже^ ственной идеи, символизирующим покой, гармонию, духовность. Но ведь все это и ныне ценится не меньше, чем два с лишним тысячелетия назад. Наверное! прав был Стендаль, написавший: «Достав точно двух мгновений для того, чтобь! проникнуться его красотой». э

Наконец, это мавзолей Адриана, по-i строенный на правом берегу Тибра для самого императора и членов его семьи. Но первоначальные функции он выполнял сравнительно недолго, будучи сначала превращен в предмостное укрепление, а в средние века - в неприступный замок, в случае необходимости служивший убежищем для римских пап. Тогда же бывший мавзолей получил название замка Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом. До самого конца нового времени сначала папы, а затем короли использовали его в качестве тюрьмы. Несмотря на многочисленные перестройки, мавзолей Адриана также во многом сохранил свой первоначальный облик огромной цилиндрической башни.

От «золотого века» в Риме осталась и бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая затем эталоном для многих европейских памятников. Интересно, что это единственная уцелевшая в средние века древнерим-ская конная статуя. Считают, что отуничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

К поздней Римской империи относится правление династии Северов (III - IV вв.). Об этой эпохе в Риме напоминают прежде всего руины терм и триумфальные арки.

Знакомясь с руинами римских терм, нужно иметь в виду, что в жизни города они выполняли одну из центральных функций, будучи не просто банями в прямом назначении, но и чем-то вроде клубов, мест развлечения и занятий спортом. Примером тому могли служить самые большие из римских бань - термы Каракаллы, занимавшие территорию 340 х 330 м. Ядром всего комплекса было главное здание терм, в котором последовательно располагались большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной,теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. А само главное здание находилось в парке, где также были размещены две палестры, место для соревнований атлетов, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещать одновременно более 2000 человек. Ныне их кирпично-крас-ные руины поднимаются на высоту более 30 м. Летом их используют для проведения оперных фестивалей. А в термах Диоклетиана теперь находится национальный римский музей.

Из триумфальных арок той эпохи наиболее известны две - арка Септимия Севера и арка Константина. Первая из них, высотой 20 м, была построена в честь императора, именем которого она названа, и его побед над варварами. Вторая, более поздняя, воздвигнутая в честь победы Константина над Мак-сенцием, имеет три хорошо сохранившихся пролета.

В целом можно считать, что с античных времен в Риме сохранилось не так уж мало памятников, особенно если учесть длительную и бурную историю Вечного города. Ведь в середине I в., при императоре Нероне, в Риме вспыхнул продолжавшийся целую неделю грандиозный пожар, буквально опустошивший город. В V в., на самом закате империи, вандалы две недели грабили Рим, подвергнув его страшному разрушению. Многие античные памятники погибли уже в средние века. Например, в раннем средневековье римские папы и знать использовали Колизей как источник строительного материала. В XV в. его вообще превратили в настоящую каменоломню: из добытого здесь травертина построены многие римские палаццо; даже металлическую арматуру выбивали из стен и снова использовали. Именно тогда сложилась известная поговорка-каламбур: «То, чего не разрушили варвары (barberi), разрушили Барберини» (фамилия нескольких пап и кардиналов).

А в 30-х гг. XX в. Муссолини - из чисто амбициозных побуждений - распорядился проложить через центральную историческую часть города парадную улицу Императорских форумов, уничтожив при этом многие античные памятники.

Другие памятники римской эпохи в Италии

В 1997 г. в Список объектов Всемирного наследия включили еще три памятника римской эпохи, находящиеся в Италии: археологические резерваты

Помпеи и Геркуланума, а также Агридженто и одну из римских вилл.

Наиболее широко известны раскопки Помпеи и Геркуланума. Это один из наиболее достопримечательных исторических памятников Италии, которому посвящено множество исследований и описаний.

Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые были расположены в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (буквально -«страна полей»), которую благодаря красотам Неаполитанского залива и благоприятным условиям обитания в древности, обычно называли «Счастливой Кампаньей». Город Помпеи, основанный еще в VIII в. до н.э., сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Он был небольшим, но процветающим торговым центром.Геркуланум,названный так в честь Геракла, был основан в VI в. до н.э. Его также завоевывали воинственные самниты, а позднее он стал римским патрицианским городом, местом отдыха знати. Местное же население занималось главным образом рыбной ловлей и производством оливкового масла. Словом, это были провинциальные, ничем особенно не выделявшиеся города. Известность они приобрели в 79 г. н.э., когда произошло извержение вулкана Везувий, у подножия которого они были расположены.

Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, а 24 августа началось сильное землетрясение, сопровождавшееся выбросом из расколовшегося жерла вулкана огромной массы камней, пепла, вулканической грязи и лавы. Нависшая над Везувием туча опускалась все ниже, наступивший мрак прорезывали только вспышки огня. Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы. В результате цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за один день превратилась в безжизненную пустыню. Погибли города, селения и виллы, располагавшиеся у подножия Везувия. Город Помпеи был разрушен каменными бомбами, вылетавшими из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом, залит горячим дождем. Поток высотой до 15 м полностью поглотил и Геркуланум. Хотя большинству жителей обоих городов удалось спастись, многие все же погибли. Среди них оказался и знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого подробно описал его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту. Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Рассказы об этой страшной катастрофе еще долго жили в людской памяти. Но прошли столетия, и никто уже не представлял себе, где именно находились оба города. Когда местные крестьяне при рытье колодцев находили остатки древних строений, никто уже не связывал их с забытыми городами.

Местонахождение Помпеи было обнаружено только в XVII в. при постройке водопровода, но раскопки здесь начали лишь в XVIII в., а на более научной основе продолжили в XIX и XX вв. Благодаря работе археологов, которые расчистили территорию города,восстановили разрушенное и поврежденное, Помпеи превратились в большой археолого-му-зейный резерват под открытым небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город 2000 лет назад. Н.В. Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

Раскопки Геркуланума начали только в XIX в., но производили в основном уже в XX в. Этот город, залитый жидкой вулканической грязью, был разрушен гораздо меньше. Но и по сей день из под земли освобождена лишь сравнительно небольшая его часть.

Как объект Всемирного наследия археологический резерват Помпеи более всего интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и застройкой римского города.

Помпеи имели четкую планировку. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Остальные улицы, мощеные каменными плитами, проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни была прямоугольная площадь форума, окруженная зданиями храмов, базилики, городской курии, ар-хива-табулария, рынка. В южной части города находился большой театр с хорошо сохранившимися скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и сценой; он был рассчитан на 5000 зрителей. В юго-восточной части Помпеи размещался эллипсообразный амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. А у ворот в городской стене обычно размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также термы, публичный дом.

Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал деловых посетителей, примыкал его кабинет - таблиний, из которого открывался вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая - триклиний - с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и горячей водой.

Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и декоративным убранством - скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты. С элементами такого декора ныне можно познакомиться как в самих зданиях города, так и в небольшом музее, созданном при резервате. Они демонстрируются и в национальном музее Неаполя.

Геркуланум также был поделен прямыми улицами на восемь кварталов. В нем также были театр, термы, палестра. Здания Геркуланума, не разрушенные градом камней, а залитые вулканической грязью, сохранились в большей целости. Да и сам тип их был несколько иным благодаря большому числу богатых вилл. В этих домах и виллах лучше сохранилась настенная роспись и напольная мозаика.

Археологический резерват Агридженто. Нынешний Агридженто - небольшой городок на южном побережье о. Сицилия, в общем-то мало кому известный. Но в античные времена он был одним из богатых и аристократических городов Средиземноморья.

Агридженто был основан греческими колонистами в конце VI в. до н.э., а своего расцвета достиг в V в. до н.э. Именно тогда здесь были возведены главные храмы - Зевса Олимпийского, Геры, делла Конкордия и др. Греческий поэт Пиндар назвал Агридженто «самым красивым городом смертных».

Позднее городом владели карфагеняне, затем римляне, арабы, византийцы, нормандские завоеватели, и все это привело к тому, что от древних греческих храмов ныне сохранились только руины. Они и образуют археологический резерват Агридженто, представляющий собой историческую ценность.

Римская вилла в Казале. Известно, что римляне использовали слово «вилла» для обозначения сельского дома, в отличие от городского -«домуса». Обычно виллы принадлежали богатым горожанам и служили им местом для занятий сельским хозяйством, либо для отдыха. Многие виллы, предназначенные для загородного отдыха, были настоящими дворцами. Почти все виллы,обнаруженные в Италии археологами, относятся к позднему периоду Римской империи.

Примером такой виллы и служит вилла Казале, относящаяся к IV в. Это была богатая вилла римского патриция, о чем, в частности, свидетельствует украшающая ее мозаика.

Памятники римской эпохи за пределами Италии

Всего в Европе за пределами Италии насчитывается примерно 75 относительно хорошо сохранившихся памятников римской эпохи, десять из которых внесены в Список объектов Всемирного наследия. Они находятся на территории Южной Франции (Прованс), западной части Испании, на юге Албании, на ад-риатическом побережье Хорватии, на западе Германии и на севере Великобритании. Среди этих памятников преобладают театры и амфитеатры, акведуки, мосты, триумфальные арки, выдержавшие испытание временем, но встречаются также дворцовые и другие здания.

Античный театр и триумфальная арка в Оранже. Расположенный в нижнем течении Роны Оранж был цветущим римским городом. С той поры здесь хорошо сохранился великолепный каменный амфитеатр, по греческому образцу врезанный в склон холма. Строить его начали при императоре Тиберии, а закончили в эпоху правления Клавдия. Амфитеатр с 60 рядами скамей, рассчитанный на 10 тыс. зрителей, обращен к сцене, за которой поднимается трехъярусный каменный задний фасад высотой 37 и длиной более 100 м.

 Другая римская достопримечательность города - триумфальная арка, воздвигнутая в 20 г. н.э. в честь победы над галлами. Массивная арка имеет три прохода и богато декорирована рельефами, отображающими события римско-галль-ских войн и побед Юлия Цезаря. Интересно, что обнаружена и раскопана она была лишь в XIX в.

Древнеримские памятники в Арле.

В соседнем городе Арль, который был основан еще греками, а затем перешел под власть римлян, сохранились остатки крепостных стен Сен-Трофим (в древности они окружали этот город, а затем их перестраивали в средние века) и театр времен императора Августа, где при раскопках было обнаружено много художественных изделий. Но главной достопримечательностью Арля был и остается большой и относительно хорошо сохранившийся амфитеатр, сооружать который начали еще в 50 г. до н.э., при Юлии Цезаре, а закончили значительно позднее. Этот амфитеатр вмещал До 25 тыс.зрителей.

В середине XX в. на месте бывшего уродского форума были обнаружены подземные галереи, имеющие в плане U-образную форму: две параллельные галереи имеют в длину по 90, а соединяющая их поперечная галерея - 60 м. Предназначение этого большого подземного сооружения до сих пор окончательно не выяснено.

Римский акведук Пон-дю-Гар. По соседству расположен и знаменитый Гар-ский мост (Пон-дю-Гар) - одно из чудес римского инженерно-строительного искусства. Этот мост через р. Гар представляет собой массивный арочный акведук длиной 275 м и высотой 50 м. Он был сооружен примерно 2000 лет назад как составная часть 50-километрового водовода, поставлявшего питьевую воду в древнейший на нынешней французской территории римский город Ним (Немаус).

Мост-акведук Пон-дю-Гар имеет три яруса. Нижний ярус состоит из шести больших арок, средний - из 11 таких же арок, а верхний - из 35 арок меньшего размера: здесь и проходила водоводная труба. Вся эта конструкция была основана на очень точной подгонке каменных блоков, причем известковый раствор не применялся. Любопытно, что некоторые из римских памятников Южной Франции используют и в наши дни. Так, в амфитеатрах устраивают корриды. А Пон-дю-Гар превращен в мост, по которому проходит одна из дорог местного значения.

Археологический ансамбль Мериды.

Современный г. Мерида - одна из региональных столиц Испании, административный центр автономного района Эст-ремадура. Этот город был основан в 25 г. до н.э., при императоре Августе. В римские времена его называли Аугус-та-Эмерита. Как административный центр провинции Лузитания он и тогда был одной из региональных столиц Римской империи. Неудивительно, что именно здесь римляне осуществили большую градостроительную программу, возведя дворцы, термы, театры.

Сохранившийся до наших дней археологический ансамбль Мериды включает в себя несколько достопримечательных объектов. В их числе римский мост через Гвадиану с 60 мраморными арочными опорами, римский театр на 6000 тыс. зрителей с двухярусной колоннадой за сценой (теперь здесь проходят театральные фестивали), римский амфитеатр на 14 тыс. мест, на арене которого устраивали гонки на колесницах и разыгрывали морские сражения, триумфальная арка Траяна, остатки виллы римского патриция, двух акведуков - водоводов. В археологическом музее города собрана самая большая за пределами Италии коллекция римских древностей.

Римский акведук в Сеговии. Построенный в годы правления императора Траяна, этот крупнейший в Испании древнеримский акведук, имеющий общую длину около 800 и высоту до 28 м, предназначался для снабжения водой верхней части города. Он имеет 128 арок, расположенных на двух уровнях, и сложен из больших гранитных блоков.

Акведук в Сеговии считают одним из шедевров римского инженерно-строительного искусства.

Лас-Медулас. Этот объект был внесен в Список ЮНЕСКО в 1997 г. Расположенный в северо-западной части Испании, он функционально отличается от других испанских объектов наследия. В I в. н.э. римляне открыли здесь месторождение золота и начали его разрабатывать гидравлическим способом. Через два столетия они покинули это место, оставив после себя сильно нарушенный горными разработками ландшафт. Поскольку с тех давних пор никакую промышленную деятельность здесь больше не вели, сохранившиеся туг следы почти двухтысячелетней давности представляют немалую историческую ценность.

Бутринто. Этот небольшой поселок находится на крайнем юге Албании, на берегу одноименного озера, но в то же время совсем недалеко от побережья Адриатического моря. Еще в 600 г. до н.э. здесь была основана греческая колония, затем возникла римская крепость, господствовавшая над проливом Керкира. Случилось так, что в позднем средневековье это место было фактически заброшено, а его архитектурные древности сильно пострадали - от землетрясения, заболачивания, от хозяйничанья турецких властей, а позднее также от англичан и итальянцев. Тем больщую ценность представляют руины Бутринто, сохранившиеся до наших дней.

Это остаток Акрополя, древнего храма, массивных каменных стен, но прежде всего - руины древнеримского амфитеатра примерно на 3000 мест. Его скамьи для зрителей сложены из массивных каменных плит. При этом шесть первых рядов, предназначавшихся для именитых гостей, значительно удобнее. Между рядами на некоторых скамьях можно увидеть отверстия для шестов, на которые натягивали тенты для зашиты от палящего солнца.

В 1997 г. во время народных волнений в Албании район Бутринто сильно пострадал от вооруженных столкновений. Сгорел и местный музей, обладавший ценнейшими экспонатами римской древности. Так что ЮНЕСКО пришлось принимать специальные меры для спасения того, что осталось.

Исторический ансамбль Сплита с дворцом Диоклетиана. На месте хорватского города Сплит в начале новой эры находился рыбацкий поселок Аспа-латос, превратившийся позднее в крепость, которую итальянцы называли Спалатто; отсюда проистекает и славянизированное название города - Сплит. На протяжении своей двухтысячелетней истории Сплит много раз менял «хозяев», и в его архитектурном облике нашли отражение самые различные эпохи. Но главной историко-архитектурной достопримечательностью Сплита по праву считают дворец римского императора Диоклетиана.

Именно в этом городе в середине Ш в. в семье простого писца родился мальчик, нареченный Дибклесом. Карьера его была головокружительной: от рядового легионера до консула и начальника стражи при римском дворе и, наконец, императора под именем Диоклетиан. Осуществив в угасающей уже империи несколько важных реформ, Диоклетиан затем отказался от престола в пользу своего наследника и решил провести остаток дней в родных местах, где для этой цели в самом конце III в. был воздвигнут дворец-крепость, являющий собой прекрасный образец римской дворцовой архитектуры.

Дворец Диоклетиана, в ту пору вмещавший в себя почти весь город, был сооружен по образцу римского военного лагеря. Он имел форму прямоугольника и был обнесен мощными стенами (толщиной 2,5 и высотой 15 - 20 м) с 15 сторожевыми башнями, из которых уцелел и три. Южный фасад дворца, за которым находились покои самого Диоклетиана, выходил к морскому заливу. Далее находились вестибюль, парадный зал, храм Юпитера, который должен был символизировать божественное происхождение Диоклетиана, а также заранее построенный восьмиугольный мавзолей для него и членов его семьи. Украшением дворца служил внутренний двор (перистиль), окруженный пышной колоннадой. В каждой из четырех его стен были ворота, называвшиеся соответственно золотыми, серебряными, бронзовыми и железными.

В дальнейшем дворец много раз перестраивали. В средние века его перистиль превратили в главную площадь города, были сделаны пристройки и надстройки. Античный ансамбль нарушила пятиярусная звонница христианского собора, в который был переделан бывший мавзолей. При этом от внутреннего убранства дворцовых помещений практически ничего не осталось. В VIII в. христиане отомстили Диоклетиану, который был ярым гонителем их религии: они вскрыли его мавзолей, разрушили саркофаг, а прах императора развеяли по ветру. И тем не менее сохранившиеся до наших дней сам корпус дворца,часть его аркад,колонн и других архитектурных деталей представляют очень большую ценность.

Памятники Трира. История германского города Трира, ныне расположенного на территории земли Рейнланд-Пфальц, также уходит корнями к временам Древнего Рима. Еще в I в. до н.э. здесь, на месте святыни галльского племени треверов, был заложен римский военный лагерь, ставший затем городом. При императоре Августе он получил имя Аугуста Тревориум, затем трансформировавшееся в Трир, и стал центром провинции Белгика. Но еще большего расцвета Трир достиг при императоре Диоклетиане, который провел административную реформу империи, разделив ее на четыре части и сделав Трир одной из четырех столиц. Отсюда соправитель Диоклетиана Констанций Хлор управлял всей Галлией и Британией.

С тех времен в Трире уцелело несколько архитектурных памятников, хотя и в разной степени сохранности. От императорских терм, принадлежавших к числу самых грандиозных сооружений такого рода в империи,античного амфитеатра на 25 тыс. зрителей и римского моста осталось лишь немногое. На месте дворца императрицы Елены, жены Констанция Хлора и матери будущего императора Константина Великого, в раннем средневековье был воздвигнут собор. Но одна из достопримечательностей и в наши дни вы-"' глядит живым осколком Римской империи, застывшим в теле Германии.

Это бывшие северные ворота в Ау-густу Тревориум, имеющие высоту 30 м и сложенные из мощных и плотно пригнанных друг к другу блоков песчаника. По форме ворота имеют вид двух башен, в одной из которых сохранились три, а в другой - четыре этажа. Первый этаж не имеет окон, а на остальных можно насчитать 144 арочных окна. Обе башни соединены двухэтажным переходом, под которым находятся две арки, т.е. собственно ворота в крепостной стене города. Почерневшие за 18 веков своей истории, эти ворота давно уже получили наименование «Порта Нигра» ( «Черные ворота»).

В Рейнском земельном музее в Трире демонстрируют большую коллекцию римских древностей.

Вал Адриана. Известно, что завоевание Британии еще в середине I в. до н.э. начал Юлий Цезарь, но пробыл он здесь недолго, и только через 100; лет императору Клавдию удалось добиться большего успеха. Страна покорилась относительно легко, но северная ее часть - Каледония ( современная Шотландия) продолжала оказывать сопротивление римским легионам. Местные племена пиктов постоянно совершали набеги на их военные лагери - лимесы. Именно поэтому во II в. император Адриан решил обезопасить северную границу империи, возведя здесь неприступный защитный вал, своего рода «китайскую стену».

Место для этой стены, получившей название Адрианова вала, было выбрано в северной, более узкой части рим-.ской Британии, между устьем р. Тайн на западе и заливом Солуэй-Ферт на востоке. Осуществление этого грандиозного проекта с привлечением многих тысяч строителей продолжалось 14 лет, но все же - несмотря на беспрестанные набеги пиктов - было успешно завершено. Частично земляной, частично каменный вал длиной более 120 км, воздвигнутый в нескольких километрах к северу от долины р. Тайн, имел высоту 5 м. В этот вал через каждую римскую милю ( 1481 м) были встроены укрепленные форты, между которыми располагались еще сторожевые башни. С внешней стороны вала был прорыт 10-метровый ров, а с внутренней были проложены дороги, построены склады и военные лагери.

После падения Римской империи необходимость в Адриановом вале отпала, и его перестали охранять. Этим воспользовались местные жители, которые превратили его в каменоломню, используя даровой строительный материал для своих жилищ. Поэтому ныне в некоторых местах вал уже плохо прослеживается, но в других его сооружения выглядят еще вполне внушительно. Сохранилась значительная часть каменной стены, некоторые из фортов, военная дорога между рвом и валом. Многие реликвии, связанные с Адриановым валом, хранятся в небольших местных музеях, в Античном музее Ньюкасла, где можно увидеть и макет этого вала.

Предыдущая