КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 12. Культурно-исторические памятники зарубежной Азии

12.3. Передняя Азия

12.3.6. Древние памятники Израиля

В Израиле находятся множество памятников Всемирного наследия: Старый город Акка, Масада, древний город Давида и  др.

Исторический облик портового города-крепости Акка характерен планировкой исламского типа, с узкими извилистыми улочками, изящными общественными зданиями и жилыми домами. Под слоями османской Акка XVIII-XIX веков лежат нетронутые остатки предшественника, города крестоносцев (1104-1291 гг.). Акка крестоносцев ныне в основном погребена под землей и только недавно стала открываться благодаря раскопкам.

Масада, место самопожертвования тысячи израильских патриотов перед огромной римской армией, является символом древнего царства Израиля. В Масаде, построенном как дворцовый комплекс и убежище Иродом Великим, царем Иудеи (37-4 гг. до н. э.), сохранились руины на вершине неприступной крепости, вписывающейся в прекрасный природный ландшафт. Осадные приспособления римской армии и другие связанные с этим событием памятники лежат на поверхности скалы, не тронутые раскопками.

Древний город Давида, где теперь ведут раскопки, находился на горе Мориа и холме Офел, за которым протекала р. Кедрон. По преданию, это то самое место, где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, и именно здесь Давид начал строительство своего города, в котором хранили самые священные иудейские реликвии, включая Ковчег Завета. Для их надежного укрытия Давид собирался построить храм, но не успел это сделать. Неподалеку отсюда находится и гробница самого царя Давида, еще один объект поклонения иудеев. В ней стоит каменный саркофаг, накрытый вышитым покрывалом и украшенный серебряными венцами свитков Торы; однако достоверность его оспаривают.

Длительное правление царя Соломона ознаменовалось еще большим строительством на г. Мориа, где были воздвигнуты дворец и храм Соломона. Особенно знаменитым стал храм, сложенный из гладкого камня и богато украшенный. В глубине его находился Ковчег Завета, где хранились каменные доски-скрижали с записанными на них Десятью Заповедями. По библейской мифологии, они были вручены пророку Моисею богом Яхве на соседней горе Синай.

Храм Соломона существовал несколько столетий. Но в VI в. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II, который не только взял Иерусалим, но увел евреев в вавилонский плен, разрушил его. Вскоре после возвращения их из плена храм был восстанов- н лен, хотя и в меньших размерах. Одна- v ко и на его судьбе отразились дальнейшие перипетии в истории города, который захватывали Александр Македонский, его полководец Птолемей, цари государства Селевкидов Антиох III и Антиох IV, причем второй из них запретил культ бога Яхве и осквернил храм. Еще позднее, в I в. до н.э., Помпеи присоединил Палестину к владениям Рима. Затем ее неожиданно захватывали парфяне, а во второй половине того же века началось правление царя Ирода I, при котором в Иерусалиме снова вели большое строительство. Им были укреплены и перестроены городские стены с семью воротами, воздвигнута цитадель у Яффских ворот, обычно именуемая башней Давида и, главное, на месте старого храма был построен Второй храм, еще более красивый и величественный.

Однако и этот храм простоял лишь немногим более 100 лет: в 66 - 73 гг. н.э., во время Иудейской войны, он был разрушен римским императором Титом. А во II в., после подавления еще одного восстания, император Адриан вообще объявил Иерусалим римским городом и переименовал его в Элиа Капитолина. На месте еврейских и христианских святынь были построены римские храмы, а евреям под страхом смерти вообще было запрещено вступать в этот город. В результате от Второго храма осталась только одна Западная стена. Собственно это даже не стена самого храма, а 15-метровая по высоте каменная стена, как бы подпиравшая Храмовую гору. С тех пор уже в течение 1900 лет она является для иудеев самым священным местом. Ее второе название - «Стена плача» - восходит к еврейской традиции оплакивания судьбы и своих изго- нявшихся из Иерусалима предков, и Первого и Второго храмов.

Второй исторический «пласт», связанный с христианством, представлен в Иерусалиме полнее. В значительной мере это объясняется тем, что в IV в., при императоре Константине I Великом, христианство стало официальной религией Римской империи, а Иерусалим соответственно превратился в священный город и для ее приверженцев. Несмотря на последующие персидские, арабские, мамлюкские и другие нашествия значительная часть памятников этого периода уцелела. Тем более, что при отвоевании Иерусалима крестоносцами в конце XI в. и образовании христианского Иерусалимского королевства они особо заботились о сохранении христианских святынь.

К таким святыням в первую очередь относятся памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. Это и Масличная (Елеонская) гора в восточной части Иерусалима, за долиной Кедрона, куда, по преданию, Христос часто приходил для обучения своих учеников и где он нередко ночевал, когда оставаться в городе было опасно; отсюда же он вознесся на небо после воскрешения. Это и Гефсиманский сад у подножия Масличной горы - любимое место Христа, куда он пришел перед своим арестом. Это и Золотые ворота, через которые он вошел в Иерусалим. И гора Сион к юго-западу от Старого города, где он предавался размышлениям и где проходила Тайная Вечеря. И, разумеется, это Виа Долореса, т.е. Дорога Скорби, или Крестный путь, по которому, согласно преданию, Христос прошел, неся свой крест, от зала суда Пилата до Голгофы, где его распяли. Эта Дорога Скорби, начинающаяся у ворот Св.Сте-фана, ныне отмечена 14 станциями, из которых девять упомянуты в Евангелиях, а шесть относятся к преданиям. У окончания этого пути, на Голгофе, или лобном месте, еще в IV в. император Константин построил храм Гроба Господня.

Многие другие памятники Иерусалима также связаны с отдельными событиями той эпохи: например, гробница Девы Марии в Кедроне, бассейн Вифезда, где Христос исцелил больного, арка «Се человек», где, по преданию, Понтий Пилат произнес эти слова.

Предыдущая