КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 12. Культурно-исторические памятники зарубежной Азии

12.4. Южная Азия

12.4.1. Памятники Пакистана

Из трех памятников Пакистана наиболее известен самый древний во всей Южной Азии - Мохенджо-Даро, позволяющий составить представление об одной из наиболее ранних на Земле цивилизаций. Два других памятника (Таксила и Тахт-и-Бахи) относятся к более позднему периоду.

Мохенджо-Даро. Цивилизация в долине Инда и его притоков, которую обычно называют протоиндийской, возникла в третьем тысячелетии до новой эры - в то время, когда здесь сформировались раннеклассовое общество и государство. Эта цивилизация, относящаяся к бронзовому веку, достигла очень высокого - по меркам той эпохи - уровня развития. Основой экономики древних жителей долины Инда было сельское хозяйство - возделывание пшеницы, ячменя, гороха, дыни, финиковой пальмы и, возможно, впервые в мире, хлопчатника. Было развито и скотоводство -разведение буйволов, зебу, овец, свиней, коз, а позднее и лошадей. Ремесло и прикладное искусство были представлены гончарным делом, прядением и ткачеством, росписью керамики, обработкой меди, бронзы, хотя и каменные орудия еще имели широкое хождение. Отсюда вывозили слоновую кость, жемчуг, хлопчатобумажные ткани. Тут была создана своя пиктографическая письменность, кстати, до сих пор не расшифрованная. Можно лишь сожалеть, что писали древние протоиндийцы на непрочных пальмовых листьях, так что сохранились только печати с рисунками и надписями, которые торговцы ставили на свои товары. Но, может быть, главным признаком этой цивилизации стало городское строительство: уже обнаружено около 100 относящихся к ней городов!

По ареалу распространения эта цивилизация также была одной из самых крупных на всем Древнем Востоке. Зародившись в низовьях Инда, она по широкой долине этой реки продвинулась на север до Пенджаба, а затем, обогнув с севера пустыню Тар, - до среднего течения Ганга. Обойдя пустыню Тар с юга, жители низовий Инда вышли на плоскогорье Декан, а на западном направлении, пользуясь морским путем, достигли Аравии. В результате район этой протоиндийской цивилизации протягивался с запада на восток примерно на 1000 км, а с севера на юг - на 1250 км.

Мнения ученых относительно продолжительности ее существования несколько расходятся, но безусловно, что она превышала тысячу лет и закончилась примерно за 1500 лет до н.э. Среди причин ее гибели называют и катастрофические разливы Инда, приведшие к экологическому кризису, и вторжение арийских племен, вооруженных боевыми колесницами, против которых местные жители, почти не имевшие ни оборонительных сооружений, ни боевого оружия, устоять не смогли. Впрочем, доказано, что упадок индской цивилизации начался еще за несколько столетий до вторжения ариев. А затем на три с половиной тысячелетия, как это иногда случается, она была фактически забыта.

Первые сведения о ее существовании появились только в 1826 г., когда при строительстве железной дороги в Пенджабе у селения Хараппа были обнаружены древние руины, кстати использованные для укрепления дорожного полотна. Но систематические раскопки начали здесь только в 1921 г. Они привели к открытию большого древнего города, и по имени селения Хараппа и вся цивилизация получила название хараппской.

В это же время индийские, а затем английские археологи начали исследования в нижнем течении Инда, где был открыт еще более крупный древний город Мохенджо-Даро, расположенный в 320 км к северо-востоку от Карачи, в провинции Синд. К настоящему времени (хотя раскопки еще далеко не завершены) можно уже представить, каким был этот город на правом берегу Инда.

Прежде всего - особенно по сравнению с первыми европейскими городами - он имел очень большие размеры: площадь его превышала 2,5 кв.км, а численность жителей достигала предположительно 30 - 40 тыс. человек или даже больше. Как и другие города хараппской цивилизации, Мохенджо-Даро, расположенный на высокой кирпичной платформе, отличался очень четкой планировкой, геометрически правильной сетью широких и прямых улиц. Они протягивались точно с севера на юг и с запада на восток, пересекаясь под прямыми углами и разделяя город на отдельные кварталы. Зажиточные горожане строили дома из обожженного кирпича. Они имели два, а может быть и три этажа и были довольно хорошо благоустроены. Окон на улицу у них не было, центральную часть занимал двор, вокруг которого располагались жилые комнаты, кухни и помещения для омовения. Здесь же находились и лавки ремесленников. По улицам протекали арыки, вода из которых подавалась в дома (хотя многие из них имели и собственные колодцы). Но что самое удивительное - каждый дом при помощи проложенных под землей труб из обожженного кирпича был связан с общей системой канализации, выводившей нечистоты за черту города; это было наиболее совершенное из всех подобных сооружений древности!

К востоку от всего этого ремесленно-сельскохозяйственного «нижнего города» на возвышении поднимался «верхний город», который в городах хараппской цивилизации обычно именовали цитаделью. Однако под этим названием подразумевают не столько оборонительные сооружения, сколько комплекс общественных построек, предназначавшихся для местных властей. В отличие от городов Передней Азии здесь не было ни больших дворцов, ни храмов, хотя имелись, например, зал для собраний и другие подобные помещения.

Город Мохенджо-Даро располагал еще двумя крупными общественными сотни и тысячи таких ступ. Но лишь самую знаменитую из них - ступу в Санчи (Большая ступа) - определенно связывают со временем Маурьев. Санчи находится в центральной части Индии, в 50 км к северо-востоку от столицы штата Мадхья-Прадеш г. Бхопала.

Ступу в Санчи воздвигли примерно в 250 г. до н.э., а в следующем столетии ее покрыли новой каменной оболочкой и окружили каменной же оградой. Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м и имеет террасу для культового обхода. На этом цоколе возвышается сложенный из крупного кирпича большой полусферический купол, который символизирует состояние высшего блаженства - нирвану -и самого Будду. Сверху на куполе находится надстройка (хармика) с квадратным основанием в форме балкончика, а над ней возвышается стержень с тремя круглыми каменными зонтами. Этот стержень олицетворяет земную ось, хармика - легендарную гору Меру из золота и серебра, где живут боги и небесные духи, а зонты - три неба. Вокруг ступы сооружена массивная каменная ограда с воротами-торанами (по четырем сторонам света), богато украшенными резьбой, отображающей жизнь Будды. С южной стороны к террасе ведет лестница.

После смерти Ашоки в 232 г. до н.э. династия Маурьев утратила былое могущество. На территории Индии, сменяя друг друга, возникали другие государственные образования. Но буддизм сохранял свое значение, а в Кушанском царстве в I - II вв. получил еще более широкое распространение. Благодаря этому сохранились и многочисленные буддийские ступы, и в том числе Большая ступа в Санчи , хотя в XVII в. Санчи было покинуто людьми.

Предыдущая