КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 12. Культурно-исторические памятники зарубежной Азии

12.4. Южная Азия

12.4.2. Памятники Шри-Ланки

Как отмечают историки, в географическом и историко-культурном плане Шри-Ланка всегда тяготела к Индии, хотя имела достаточно тесные связи и с Индокитаем, Особенно усилилось индийское влияние в III в. до н.э., когда жителями Шри-Ланки, сингалами, был заимствован из Индии буддизм, оказавший огромное влияние на всю ланкийскую культуру. Легенда повествует о том, что именно в это время местный правитель послал посольство ко двору Ашоки и что в ответ на остров прибыл сын Ашоки, буддийский монах Маханда, который обратил в свою веру сначала правителя, а затем и всех его подданных. Так или иначе, но вскоре буддизм на Шри-Ланке стал государственной религией. Соответственно буддийские монастыри и монахи стали играть в обществе исключительно большую роль. Своего рода напоминанием о том далеком времени и служат два памятника Всемирного наследия - священный город Анурадхапура и так называемый Золотой храм в Дамбулле.

Священный город Анурадхапура.

Этот город был основан еще в IV в. до н.э., причем, согласно легенде, индийским принцем Анурадха; отсюда и проистекает его название. В следующем веке он стал столицей первого в истории острова единого сингальского государства Раджаратта. Так начался Анурадхапурский период в истории Шри-Ланки, продолжавшийся в общей сложности 1300 лет; следовательно, к древности относится только первый этап родословной этого города. Анурадхапурский период часто называют золотым веком. Действительно, в то время большого развития в стране достигли орошаемое земледелие, ремесла, культурные связи с Индией, заморская торговля. Неудивительно, что и Анурадхапура превратилась в большой процветающий город. Священным же его считают из-за обилия реликвий и памятников буддизма.

Главная из его реликвий - дерево под личным именем Шри Маха Бодхи, одна из величайших святынь буддизма. Опять-таки согласно легенде, основателем буддийского монашества Сангха-миттой на остров был завезен отросток того самого фигового дерева, под которым сидел Будда, когда на него снизошло просветление. Из отростка вскоре выросло дерево, зеленеющее и поныне: буддисты полагают, что оно будет существовать вечно. Вот уже 2200 лет это дерево служит объектом массового поклонения и паломничества.

Рядом со священным деревом еще во II в. до н.э. была построена дагоба (так по-сингальски здесь называют ступы) Руванавелли, диаметр которой у основания составляет 80 м. Она подробно описана в старинной ланкий-ской хронике «Махаванеса». Ее нижние плинтусы украшены высеченными в камне барельефами Будды и скульптурным орнаментом, состоящим из 400 изваяний слонов, исполненных анфас и образующих единый горельефный пояс. Здесь же находятся статуя сидящего Будды и полукруглый «Лунный камень».

Кроме этой еще до новой эры в городе были воздвигнуты некоторые другие дагобы, например, Тхупарама, считающаяся древнейшей в стране. Эта куполообразная дагоба стала образцом для последующих дагоб Индокитая и Малайского архипелага.

Из гражданских построек древней Анурадхапуры особенно выделяется бывший королевский дворец, построенный во II в. до н.э. Его 1600 угловатых белых колонн образуют целую каменную «рощу», причем каждая из них была выточена из монолитной глыбы. На строительстве дворца, которое продолжалось всего несколько лет, были заняты многие тысячи мастеров. Дворец имел девять этажей со ста покоями на каждом из них. На первом этаже находился богато украшенный зал для приемов с королевским троном из слоновой кости. Крыша дворца была покрыта бронзой, отсюда и его обиходное название - «Бронзовый дворец». Интересно, что после окончания строительства король подарил этот дворец буддийскому духовенству, и в нем разместились 3000 монахов. Так королевский дворец стал монастырем.

Среди руин города можно увидеть также остатки нескольких бассейнов, бывших в древности хранилищами воды, которая скапливалась здесь во время муссонных дождей, 13 буддистских монастырей (вихара), жилых кварталов, городских укреплений. К сожалению, несмотря на периодически проводившиеся реставрации, все сооружения Анурадхапуры нуждаются в постоянном внимании - хотя бы уже потому, что в условиях экваториального климата их основания и стены быстро покрываются растительностью.

«Золотой храм» Дамбулла. В центральной части Шри-Ланки находится еще один памятник буддизма, относящийся к III в. до н.э. Это пещерный храмовый комплекс в скалах Дамбуллы, занимающий 25 га и включающий в себя пять пещер и остатки скальных жилищ. В этих пещерах можно увидеть многочисленные скульптурные изображения Будды и настенные росписи площадью более 2100 м2; однако они выполнены в основном уже в XVIII в. Ядром всего этого комплекса служит так называемый «Золотой храм».

Предыдущая