КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 1. Понятие «туристские ресурсы» и их место в производстве туристского продукта

1.4. Роль ресурсов в создании туристского продукта

Некоторые туристские ресурсы прямым образом учитываются в себестоимости туристского продукта. В его стоимости непосредственно отражается большая часть расходов, связанных с использованием туристской инфраструктуры – проезд, трансфер, проживание (часто в той или иной мере включая питание), экскурсии, ‑ а также комиссия туроператора и турагента. Каждая из этих составляющих в свою очередь включает затраты на труд, капитал и другие материальные ресурсы, использованные производителями этих компонентов пакета туруслуг.

Стоимость же других ресурсов – большей части туристских ресурсов в узком понимании ‑ влияет на стоимость турпродукта косвенным образом. Например, стоимость номера, скажем, в трехзвездочной гостинице в известном туристском центре, в крупном городе, в столичном центре будет выше, чем аналогичного номера в аналогичной гостинице в небольшом городке, лишенным ценных достопримечательностей. Сравнительная дороговизна туруслуг в этих центрах не в последнюю очередь связана с ценностью привлекающих туристов ресурсов, в них имеющихся – магазинов, достопримечательностей, объектов развлечений, самого городского пространства, трудовых ресурсов. Здесь действует спрос на туруслуги – если он растет с опережением роста предложения, то туруслуги дорожают. Но для поставщиков туруслуг это означает не только, возможно, более высокие прибыли, но и более высокие затраты – на труд, капитал, стройматериалы и т.д.

Здесь возникает и другой вопрос. Если ресурсы, связанные с инфраструктурой, с туристскими услугами, находятся в ведении самих поставщиков туруслуг, то «внешние» ресурсы могут быть в ведении государства, муниципальных органов. Последние обеспечивают их надлежащее состояние, инвестируют в восстановление, развитие. Но от состояния этих ресурсов напрямую зависит благополучие предприятий турбизнеса. Если в районе гостиницы, к примеру, плохо убирают улицы, то у нее мало шансов быть высоко доходной. Эти обстоятельства вносят дополнительные оттенки в проблему «комплементарности» в ведении турбизнеса (см. выше).

Понятие «ресурса», при рассмотрении его в разрезе разных классификаций, оказывается к тому же «многослойным». Ведь получается, что одни ресурсы используются для производства других. Так, труд, земля и капитал в свою очередь использовались для строительства гостиниц, а теперь это – ресурсы капитала для гостиничного хозяйства. Но опять же, турист потребляет услугу по размещению, а не сам этот капитал – при предоставлении этой услуги снова наряду с самими зданиями гостиниц используется труд (обслуживающего персонала, менеджмента).

Предыдущая