КА  «Профессиональное тестирование»

И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Предыдущая

Глава 2. Международная торговля и внешнеторговая политика

2.2. Экономические причины международной торговли. Ситуация абсолютных преимуществ в международной торговле

Исходный вопрос в теории международной торговли – почему страны торгуют между собой? Поиском ответа на этот вопрос экономисты занимаются давно.

Первые систематические исследования проблем внешней торговли провели в XVI–XVIII вв. меркантилисты. Основной вывод меркантилистов – увеличивать экспорт и ограничивать импорт с целью притока золота в страну. Недостаток теории очевиден, если все будут только экспортировать, то кто тогда будет импортировать?

В конце XVIII в. на смену меркантилизму пришла теория свободной торговли – «фритредерство». Согласно этой теории выгодны и ввоз, и вывоз. Ограничение импорта невыгодно. Но полного и правильного объяснения причин внешней торговли теория фритредерства (так же, как и меркантилизм) не давала.

На первый взгляд кажется, что внешняя торговля ведется всегда, когда дает прибыль. Бесспорно. Но возникает ряд вопросов. Кто в конечном счете получает прибыль? Экспортер? Импортер? Если одна страна получают выгоду, то несут ли при этом убытки торгующие с ней страны?

Таким образом, взаимовыгодность внешней торговли не очевидна.

Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внешней торговли, был А. Смит. В своей книге «Богатство народов» (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Так как каждое семейное хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам.

Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изготовлять дешевле, чем другие страны. И, следовательно, иметь преимущество. Взгляды А. Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ».

Выводы Смита о выгодах внешней торговли были несовершенны. Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в ситуации, когда страна не располагала абсолютным преимуществом. Например, США на единицу затрат могут производить 300 т зерна и 150 м ткани, а Мексика на единицу затрат производит 50 т зерна и 100 м ткани. Естественно, возникает вопрос: выгодно ли той и другой стране иметь торговые отношения? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX века Д. Рикардо.

Предыдущая