КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро, А.В. Шилаев
Факторы повышения эффективности труда персонала
Монография. - М.: ИД «АТИСО», 2012 – 222 с.

Предыдущая

Глава 2. Экономические факторы влияния на эффективность труда работников

2.2. Механизм функционирования рынка труда

В экономической теории рынок труда - это один из четырех видов рынков (товарный, денежный, ресурсный, трудовой), где реализуется один из важнейших экономических ресурсов - человеческий труд. Как и на любом рынке, его функционирование осуществляется под воздействием спроса и предложения.

На рынке труда определяется стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма - величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования и профессионального роста, гарантии занятости и т.д.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости населения, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы в стране.

Рынок труда, также как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным регулятором рынка является цена рабочей силы (заработная плата). Именно с ее помощью регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Графически спрос и предложение на рынке труда, изображены на рисунке 2.2

Где, P – уровень цен на рабочую силу; QT – уровень занятости трудовых ресурсов; N – точка равновесия спроса и предложения на труд.

Рисунок 2.2. Спрос и предложение на рынке труда

 

Цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, до тех пор, пока на рынке существует равновесие. Равновесная ставка заработной платы и соответственно равновесный уровень занятости для данного вида труда определяются на пересечении кривых спроса и предложения на труд (точка N).

Разумеется, в реальности изменение заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения невозможно, также как нельзя серьезно говорить об отсутствии безработицы в обществе, так как рынок труда несовершенен. К несовершенствам рынка можно отнести борьбу профсоюзов за повышение ставок заработной платы, которая на самом деле, влияет на повышение инфляции, установление государством минимальных размеров оплаты труда, отсутствие полной информации на рынке труда, «добровольная безработица», и другие факторы.

Специфика рынка труда, заключается в том, что помимо микро- и макроэкономических факторов, влияющих на изменение спроса и предложения, рынок поддается регулированию также социальных и социально-психологических факторов, не всегда связанных с заработной платой.

В реальной жизни динамика рынка труда меняется под влиянием демографических факторов: уровня рождаемости, темпов роста численности трудоспособного населения, половозрастной структуры. Другим важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе. В России с 1993 по 1998 гг. уровень экономической активности женщин снизился во всех возрастных группах, хотя в советское время был практически максимально возможным.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции. В России этот вопрос стоит особенно остро - в страну из бывших союзных республик за 90-е годы въехало более 8 млн. человек.

Спрос на труд во многом зависит от фаз экономического цикла, т.е. в каком состоянии находится национальная экономика (спад, депрессия, оживление или подъем). Серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс, так как компьютеризация и автоматизация производства, способствуя повышению производительности труда, одновременно приводят к вытеснению трудовых ресурсов, особенно низкой квалификации.

Особенностями российского рынка труда является наличие многочисленных диспропорций. Это существующие административные, правовые и экономические ограничения, препятствующие свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. К таким ограничениям относится наличие регистрации, формально, заменившей прописку, и хотя по Трудовому Кодексу РФ, действующему с 2002 года, при приеме на работу не должна требоваться регистрация, руководители предприятий и организаций, не берут на работу, людей, не имеющих регистрации. Другим ограничением является отсутствие реального и доступного рынка жилья, несмотря на его огромный дефицит, неразвитые механизмы государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Другой особенностью является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах, в силу недостаточно высоких заработков на одном рабочем месте.

В стране по-прежнему функционирует в больших масштабах скрытая безработица, т.е. существует большой избыток работников на предприятиях, рационально не использующийся и в то же время не увольняемый по различным социальным причинам. Это также работники, работающие неполный рабочий день или отправленные в неоплачиваемые отпуска по инициативе администрации.

Рынок труда в России несбалансирован. Преобладают регионы, в которых предложение рабочей силы превышает спрос в десятки и сотни раз. В то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей и специалистов, в малооплачиваемых местах - учителей в школах, преподавателей в ВУЗах, врачей в районных поликлиниках. Выход может быть найден, если привлекать на такие работы мигрантов, приезжающих в Россию из других республик СНГ, но на сегодняшний день, миграционное законодательство РФ носит по своей сути запретительный характер. Кроме того предоставление рабочих мест иностранным работникам вызывает социальный протест у определенной части коренного населения, что приводит к обострению межнациональных отношений и разжиганию межнациональной розни.

Но, несмотря на все эти трудности, есть положительные тенденции, свидетельствующие о том, что рынок труда в России может стать нормально функционирующим рынком. Спасение должно придти от негосударственного сектора экономики, в т.ч. от малого предпринимательства. В 2008 году число малых предприятий в России составило 1347700. Численность работников, занятых на малых предприятиях составила в 2008 году 11412,1 тыс. чел, а в целом на долю негосударственного сектора экономики приходилось около 70 % общей численности занятых.[15] При условиях нормальной конкуренции предприятия будут оптимизировать состав и численность работников, а работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

Но, несмотря на все эти трудности, есть положительные тенденции, свидетельствующие о том, что рынок труда в России может стать нормально функционирующим рынком. Спасение должно придти от негосударственного сектора экономики, в т.ч. от малого предпринимательства. В 2002 году число малых предприятий в России составило 843 000. Численность работников, занятых на малых предприятиях составила в 2002 году 6483, 5 тыс. чел, а в целом на долю негосударственного сектора экономики приходится около 70 % общей численности занятых.[16] При условиях нормальной конкуренции предприятия будут оптимизировать состав и численность работников, а работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

Основными сегментами рынка труда являются, во-первых, высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации и надежные гарантии занятости. Это рабочие места, занимаемые специалистами с высшим образованием, менеджерами всех звеньев, высококвалифицированными рабочими, техниками. Этот сегмент рынка, характеризуется высокой мобильностью рабочей силы, высоким уровнем оплаты труда, возможностями карьерного и профессионального роста, значительной степенью конкуренции в борьбе за рабочие места.

Вторым сегментом является рынок рабочих мест, не требующих высокой квалификации, и специальной подготовки. Это работники сферы обслуживания (официанты, медицинский обслуживающий персонал, милиция, прислуга, уборщики помещений и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Этот сегмент рынка характеризуется низким уровнем оплаты труда, высоким уровнем безработицы и текучести кадров, слабыми карьерными перспективами.

Мы часто произносим слова "рабочая сила" не давая ему четкого определения.  Под рабочей силой в развитых странах и в России понимаются все занятые и безработные, включая военнослужащих. Синонимом этого понятия часто служит категория "экономически активное население". Однако это методологически неверно, так как «экономически активное население» это количественное понятие, подлежащее статистическому учету, в то время, как «рабочая сила» это в первую очередь качественная величина, приближенная к понятию «трудовой потенциал». Разница между двумя последними понятиями состоит в том, что рабочая сила это величина индивидуальная, относящаяся к отдельно взятому работнику, в то время как трудовой потенциал может быть как у индивида, так и трудового коллектива. Кроме того, понятие «рабочая сила» имеет свою стоимость, то есть цену, предлагаемую работодателем работнику на рынке труда, за выполненную работу.

Поэтому в современных экономических условиях имеет смысл предложить новую трактовку понятия «рабочая сила». По нашему мнению, «рабочая сила» - это экономическая категория, отражающая с одной стороны, рыночную стоимость труда работника, а с другой стороны комплекс психифизиологических свойств и потенциальных способностей, позволяющих выполнять работу соответствующей квалификации в надлежащие сроки и на высоком качественном уровне.

При этом можно установить равенство рыночной стоимости рабочей силы и комплекса психофизиологических свойств и способностей работника.

Занятыми в России являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период времени (месяц, год) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму (предпринимательство). В России и развитых странах наемные работники составляют в среднем около 90% всей рабочей силы.

В профессионально-квалификационной структуре наблюдаются определенные эволюционные сдвиги в составе рабочей силы. В США преобладающей категорией в профессиональной структуре рабочей силы стали так называемые "белые воротнички" - инженеры, ученые, менеджеры, многочисленные группы служащих и торговых работников. В основном это работники наемного труда. В России, несмотря на высокий уровень образования и квалификации многие работники трудятся на неквалифицированных работах.

Основное направление развития в квалификационной структуре работающих - переход от преимущественно физической работы, связанной с ручным управлением станками и агрегатами к нефизическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Использование ЭВМ существенно меняет характер труда инженерно-технического персонала и служащих. Они становятся пользователями и операторами ПЭВМ, которые помимо специальности должны обладать знаниями в области программирования и использования прикладных программ.

Потеря работы по различным причинам, приводит к тому, что уволившиеся работники пополняют ряды безработных граждан. Слово «безработица» звучит достаточно угрожающе, и каждый работник в принципе не хотел бы стать безработным, однако, давайте разберемся насколько страшно это явление.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не обеспечена работой или не занята в общественном производстве. Такое явление возможно в случае превышения предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным людям относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период не имели работы (занятия, приносящего доход), занимались поисками работы, обращаясь в государственные и коммерческие службы занятости и были готовы приступить к работе.

К безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу, и предпринимающих попытки найти новую, более их устраивающую.

Структура безработицы включает следующие основные причины потери работы: уволенные работники, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок труда после перерыва в работе, впервые пришедшие на рынок труда.

В экономической теории доминирует точка зрения, что безработица - явление, отражающее экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов, в зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика страны, т.е. другими словами находится экономика на спаде или на подъеме.

Известны следующие типы безработицы.

Структурная - безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям.

Фрикционная безработица - это явление, связанное главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Следовательно, фрикционная безработица включает в себя еще и сезонную безработицу.

Циклическая безработица отражает состояние экономики страны и превышение предложения над спросом рабочей силы в период экономического спада или депрессии.

Естественный уровень безработицы, существующий даже при полной занятости предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы, но отсутствие циклической. При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы.

Другими формами безработицы, связанными с ее продолжительностью, вынужденным характером, и другими факторами является частичная безработица, когда работники вынуждены работать неполный рабочий день или неделю в виду отсутствия работы; скрытая безработица - существующая в обществе нерациональная, неэффективная занятость. Застойная безработица - концентрация безработных среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного периода времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса.

В развитых странах естественный уровень безработицы не превышает 5-6%, в России на 2008 год около 7%.

На динамику безработицы влияют экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, позиции и активность профсоюзов.

Но масштабы безработицы отражаются статистическими официальными данными, которые не отражают истинного положения вещей в сфере занятости, особенно в России. Эти данные с одной стороны не учитывают лиц, так или иначе, задействованных в частичной или скрытой безработице, а их число может быть достаточно большим. Несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В России на сегодня преобладает так называемая "синеворотничковая" безработица, т.е. среди технических работников. Около 52% безработных - рабочие, 15,6% - руководители различных уровней, 32,4% - специалисты, в том числе более 12% - с высшим образованием.[17]

В то же время не следует преувеличивать масштабы безработицы, так многие люди, не доверяя государству, в том числе и в области политики занятости, находит себе самостоятельное доходное занятие, причем, отнюдь не всегда официальное. Это сфера так называемой "теневой" занятости, не учитываемой официальной статистикой.

Сюда относится "челноки", осуществляющие экспортно-импортные операции, лица занятые неофициальной (без патента) розничной торговлей, сотрудники незарегистрированных охранных структур, люди, занимающиеся нелегальным бизнесом (распространением наркотиков, порнографической продукции, проституцией) и, разумеется, просто криминальные структуры. Помимо этого существует достаточно много легальных видов деятельности, таких как консультационные услуги, медицинская частная практика, репетиторство, ремонт и строительство жилья, ремонт автомобилей и бытовой техники и многие другие, с доходов от которых, осуществляющие их лица, как правило, не платят налогов.

Так в сельской местности, особенно в весенне-летний период многие жители занимаются сбором, грибов, ягод, ловлей рыбы. Часть этой продукции они продают отдыхающим в этой же местности городским жителям, обеспечивая себе таким образом сезонную работу и определенный доход. В городах мы часто встречаем граждан из малообеспеченных слоев населения, которые подбирают на улицах многочисленные пивные бутылки, а также металлические банки и сдают их в соответствующие пункты приема, также зарабатывая себе на хлеб.

Все эти вместе взятые виды деятельности обеспечивают регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч, а может и миллионов человек, не склонных к социальному иждивенчеству, а пытающихся найти самостоятельное занятие. Эта занятость корректирует существующие показатели безработицы. Подтвердим это конкретными статистическими данными Госкомстата, рассчитанными по методике Международной организации труда (МОТ).[18]

Таблица 2.1

Численность безработных в тыс. чел.

Безработные

1992 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2005 г.

2008 г.

Всего

3877

9094

6999

6303

5208

5289

В т.ч. Мужчины

2026

4801

3781

3411

2801

2901

В т.ч. Женщины

1851

4293

3219

2893

2407

2388

В принципе картина ясна. Конечно, уровень безработицы вырос по сравнению с 1992 годом, т.е. годом, с которого реально начался период становления рыночной экономики в России. С тех пор, разумеется, уровень промышленного производства в стране снизился, так как изменились пропорции в структуре народного хозяйства. Практически перестали функционировать многие предприятия военно-промышленного комплекса, тяжелой промышленности и т.д. А быстрорастущая сфера услуг не может еще предоставить достаточного количества рабочих мест для всех желающих работать. 1999 год – это период спада в экономике после августовского кризиса 1998 года и большое количество безработных на данной фазе экономического цикла – нормальное явление. А дальше наблюдается тенденция к снижению числа безработных и так происходило до нового экономического кризиса, наступившего в 2008 году. Численность экономически активного населения в стране составляла 75524 тыс. человек в 2009 году. По сравнению с ними число безработных 6162 тыс. человек составляет 8,1%, что и подтверждает вышеописанное.

Теперь рассмотрим, что же такое занятость

Несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он, тем не менее, поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика. Развитие дальнейших рыночных реформ в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда.

В силу социальной важности рынок труда должен функционировать эффективно, поэтому он нуждается в квалифицированном государственном регулировании. В России такая задача обеспечения занятости является одной из важнейших в сфере социального реформирования, так как страна стремится быть причисленной к странам с социально-ориентированной рыночной экономикой.

Государство может проводить на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика, как это будет показано в дальнейшем и проводится на сегодняшний день в РФ.

Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает жизни населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, что человек должен повышать свою конкурентоспособность в борьбе за то, чтобы иметь свое место на рынке труда, чтобы вовремя занять его, а для этого ему необходимо пройти обучение, переподготовку, ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность обращаться за профессиональным консультированием, прохождением психологических тренингов, позволяющих лучше ориентироваться в конкурентной борьбе за занятие вакантных мест. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики занятости, государство является партнером, как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, что является социальным долгом каждого человека перед своими близкими, так и предпринимателя, являющегося потенциальным работодателем. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка, предоставляющего одному возможность занятости, а другому, возможность заполнения вакансий. При этом государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

В современных российских условиях необходим переход от пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время  к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень его квалификации, доход семьи, получаемой от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов), обеспечение защиты трудящихся и социального страхования. Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

·        Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

·        во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

·        в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

·        в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение государственных средств на пособия по безработице.

Основными целями государственного регулирования рынка труда является наиболее быстрое вовлечение безработных в процесс трудовой деятельности, предоставление рабочих мест каждому желающему и стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников в экономике труда. Основными направлениями этой деятельности  являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров. 

Одновременно с этим существует косвенное регулирование рынка рабочей силы. Мерами такого рода являются налоговая, денежно-кредитная политика и амортизационная политика правительства, способствующая увеличению деловой активности и привлечения работников на предприятия, в силу возрастающего объема производства. Данные меры одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через экономическую конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда должно представлять собой комплекс экономических, административных, социальных, законодательных и организационных мер.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства Фонда занятости, средства коммерческих организаций.



[15]  http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html3/12-02.htm

[16] Российский статистический ежегодник 2002г. Статистический сборник /Госкомстат России. – М.:2002 г.с.140.

[17] http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-55.htm

[18] http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-52.htm.

Предыдущая