КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации
Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012 – 195 с.

Предыдущая

Глава 2. Психологические свойства личности, способствующие построению успешной трудовой карьеры

§2.5. Наличие лидерских качеств – фактор успешной карьеры

Данный параграф предполагает рассмотреть вопросы, связанные с лидерством, как одним из видов власти, влияния на людей и руководства. Ведь все люди делают карьеру в организации и под руководством каких-либо других людей, которые организуют работу в соответствии со своим стилем управления и лидерскими качествами. Поэтому необходимо разбираться в их стиле руководства, о чем мы поговорим подробнее в следующей главе.

В организации любой формы собственности существует система руководства. Руководство организацией базируется на власти, которую начальники имеют над подчиненными. Структура власти, как правило, иерархична. Такое административное устройство существует с момента возникновения первых организационных образований людей, т.е. с племен, где был вождь, шаман, старейшины, воины и каждому начальнику  подчинялись определенные категории людей. Так было на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Такой же порядок вещей существует и в наше время, как в управлении государством – т.е. социальной организацией, так и в управлении предприятием (фирмой). Власть необходима для эффективной работы организации. Безвластие ведет к анархии, хаосу и разрушению организации. Без власти в организации не может быть дисциплины труда и не может быть соответственно и качественной продукции, которую производит данная организация. Однако власть власти рознь.

Власть может основываться на насилии и принуждении, заставляя людей работать без всякого энтузиазма, а может вызывать уважение и мотивировать людей на эффективную деятельность путем проведения грамотной кадровой политики. Однако и в этом случае, в организации всегда найдутся люди, которые будут завидовать тем, кто наделен властными полномочиями, несмотря на ту материальную и моральную ответственность, которую эти люди несут.

 А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» говорит устами своего героя царя Бориса: «Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых.…». Это так и не так. «Живая» власть, т.е. правители или руководители, обладающие властью, ненавистна тогда, когда власть имущие живут хорошо, а управляемый ими народ плохо. В кризисное время такая ситуация приводит к революциям, переворотам и социальным потрясениям. В 90-е годы ХХ-го века Россия долго и мучительно переходила к рыночной экономике. Но при этом когда трудящиеся массы долгое время не получали зарплату и еле-еле сводили концы с концами, образовался достаточно значительный клан людей, обладающих властными полномочиями и материальными богатствами. Вполне понятно, что такая власть, как на уровне государственного управления, так и на уровне отдельно взятых фирм вызывала у людей неприятие. Такая же ситуация царила в России и в 19 и в начале ХХ века. Именно поэтому обе революции 1917 года стали закономерным финалом народного недовольства. Однако в истории существуют и другие примеры, когда «живая» власть пользуется заслуженным уважением и почетом у народа. Такова, например, викторианская эпоха в Великобритании – время правления королевы Виктории с 1837 по 1901 год. 64 года правления этой королевы страна процветала. Английский народ за период ее правления получил многие преимущества, по сравнению с жителями других стран, как в области гражданских прав, так и в области социальных благ. Во многом благодаря ее правлению в Англии устоялась конституционная монархия, которую никто и не думал свергать, несмотря на то, что и 19-й, и 20-й век были эпохой политических потрясений и революций, и многие государства, включая Россию, с многовековым монархическим устройством в одночасье стали республиками.

Королева Виктория была истинным лидером своей страны и благодаря этому Великобритания была и остается процветающей мировой державой. Именно лидеры, даже обладающие ограниченной властью, как в случае правления этой королевы, могут достичь целей стоящих перед организациями, правильно организовав политику руководства ими. Конечно, лидеры тоже люди, поэтому они могут быть положительными и мудрыми, созидающими для блага своей организации, но могут быть и отрицательными, как Сталин или Гитлер, но, тем не менее, успешно ведущими людей за собой для достижения объявленных ими целей, даже если эти цели проникнуты идеями классовой или национальной ненависти.

         В наше время в современных российских организациях также руководители делятся на лидеров и послушных исполнителей чужой воли. Лидерами, несомненно, являются предприниматели, организовавшие собственное дело и стремящиеся к его развитию. Хуже обстоит дело в государственных организациях, в большинстве из которых, руководители выполняют рутинную руководящую работу, не стремясь к развитию этих организаций на базе технологий, имеющихся в арсенале современного менеджмента. Поскольку лидерство это, как правило, элемент власти, то давайте разберемся, какова связь между властью и лидерством.

Цель руководителя – эффективно влиять на подчиненных ему людей, для выполнения ими своих обязанностей и достижения целей, стоящих перед организацией. Влияние – это поведение одного человека (не обязательно руководителя, но, безусловно, лидера), которое вносит изменения в поведение других людей, их ощущения и межличностные отношения. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных личностей или на целые группы людей, направляя их усилия для достижения целей организации. Власть – это возможность оказывать влияние на поведение других людей. Из этих определений становится ясна разница между понятиями, которые часто считают синонимами.

Однако однозначное определение лидерства дать сложно. Лидерство это многоаспектное социальное явление, феномен которого проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для всей группы цели. О.С. Виханский и А.И. Наумов в своей книге «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс» дают следующее определение: Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей». Из данного определения становится ясно, что речь идет об организационном лидерстве, поэтому в дальнейшем, употребляя термин «лидерство», мы также будем говорить об его организационном проявлении, оставив за рамками нашей книги политическое лидерство. При этом мы будем исходить из того, что формальная организация является группой, объединяющей двух и более людей, действующих на основании устава, договора (контракта) или другого документа, регламентирующего их положение в организации, и сознательно действующих для достижения какой-либо цели.

         Р. Стогдилл в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по 11 ключевым идеям, которые позволили сгруппировать эти определения в соответствии с ними. Приведем эту классификацию.[27]

         1) Лидерство как центр групповых интересов. Этот подход отмечает то обстоятельство, что лидер является духовно-эмоциональным центром группы. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы. Он обладает единоличной властью, так как все охотно ему подчиняются.

         2) Лидерство как проявление личностных черт. Здесь лидер это человек, обладающий некоторым определенным набором личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. Эта позиция аналогична уже упоминавшейся нами «власти примера».

         3) Лидерство как искусство достижения согласия. В этом случае основной акцент делается на обязательно присущее лидеру умение добиваться согласия между руководимыми им людьми, приводить их к консенсусу, уметь улаживать конфликты. Такой тип лидерства называют консенсуальным. Само лидерство рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.

         4) Лидерство как действие и поведение. В данном случае во главу угла ставятся поведенческие аспекты лидерства: лидерское поведение – любые действия, которые предпринимает лидер для управления и координации работы группы. К таким действиям относятся – делегирование полномочий, позитивное или негативное стимулирование членов группы, мотивация сотрудников, направленная на достижение результатов.

         5) Лидерство как инструмент достижения цели или результата.  В данном случае эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей всех членов группы.

         6) Лидерство как взаимодействие.  В данном случае лидерство понимается как эффект группового действия. В соответствии с этим подходом необходимым условием лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Следовательно, под лидерством, понимаются такие межличностные отношения, когда члены группы выполняют свои задачи, именно потому, что они сами хотят это делать.

         7) Лидерство как умение убеждать. В данном случае подчеркивается разница между лидерством и управлением. Если последнее часто понимают как искусство принуждения и использования силы или угрозы применения силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении, то лидер управляет с помощью убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собственного примера. Такое поведение лидера характерно для различных организаций, но в большей степени неформальных.

         8) Лидерство как осуществление влияния. В данном случае лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания. Большое значение в этом случае придается анализу межличностных отношений.

         9) Лидерство как отношения власти. В этом случае властные отношения рассматриваются как форма лидерских отношений, как способность одной личности доминировать над другими и преодолевать сопротивление подчиненных. Если один индивид в организованной группе может добиться изменения поведения других индивидов, то мы имеем дело с актом лидерства, при этом некоторые лидеры в большей степени, чем другие, способны трансформировать лидерские отношения во властные полномочия.

         10) Лидерство как дифференциация ролей. Согласно ролевой теории все члены общества, группы и общественные организации занимают определенное место в системе социальных статусов. Каждый участник взаимоотношений лидерства-подчинения играет определенную роль, а лидерство может рассматриваться как ролевая дифференциация. Основой такой дифференциации является процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы, когда один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.

         11) Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. В данном случае лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Лидер стремится сконструировать структуру группы таким образом, чтобы лигитимизировать свой лидерский статус. Такие процессы особенно важны на этапе возникновения новых организаций и создания трудовых коллективов, структура которых еще не имеет устоявшегося характера.

         Лидерство является важнейшим аспектом управления, а способность к лидерству – ключевой момент в становлении эффективного менеджера в любой организации. Учитывая все аспекты деятельности менеджера, ему следует стремиться к тому, чтобы быть лидером в своей организации. Менеджер выполняет все свойственные ему роли – стратега, организатора, аналитика и другие для того, чтобы путем комбинирования имеющихся у него ресурсов достичь поставленные перед организацией цели. Для этого необходимы свобода действий, определяемая полномочиями, делегированными менеджеру и власть, которая как мы уже выяснили, часто является следствием лидерства. Какова же взаимосвязь между менеджментом и лидерством? Однозначный ответ дать достаточно трудно. Это во многом зависит от подходов к изучению лидерства. Если считать, что менеджер обязательно должен быть лидер, то в таком случае менеджмент и лидерство практически синонимы. Если же исходить из того, что менеджмент как управление организацией – это четко определенная совокупность действий, которая основывается на использовании навыков и управленческих технологий, приобретенных в результате обучения, то он совершенно отделен от лидерства. В случае рассмотрения проблемы актуального организационного поведения часто возникает вопрос: кто необходим организации для осуществления эффективной деятельности: хороший менеджер или хороший лидер и является ли такое различие существенным?

Автор считает разумным обозначить следующую позицию: Предприниматель, основавший организацию, которая является его собственностью, безусловно, обязан быть лидером. Если он одновременно является ведущим топ-менеджером в своей организации, вникающим в ее дела и решающим проблемы, то в данном случае такая организация возглавляется эффективным менеджером-лидером. Если же организацию возглавляет наемный менеджер, то ситуация может быть двоякой. Наемный менеджер, правильно мотивированный на решение задач стоящих перед организацией и являющийся лидером по своим природным характерологическим особенностям может добиться успеха в своей деятельности. Такой человек должен обладать стратегическим мышлением. Если же наемный менеджер просто является хорошим администратором, решающим тактические задачи, и не является лидером по своему характеру, то организации грозит серьезная опасность, тем более что лидером может стать какой-нибудь другой человек, не занимающий формально руководящей должности и оппозиционно настроенный по отношению к руководству.

         Связь между менеджментом и лидерством изучается на протяжении достаточно длительного периода времени. В 40-60-е годы ХХ века, проводимые в США исследования, выявляли, такие понятия как «стиль лидерства» и «стиль менеджмента», часто подменяя одно другим. Лидерство должно иметь последователей. Лидер – человек, который ведет за собой других людей, идущих за ним добровольно. Примером, может служить Иисус Христос, за которым следовали его ученики, разделяя его учение, несмотря на гонения со стороны официальных властей. В наши дни, люди добровольно идут за лидером, который предоставит им блага для удовлетворения их потребностей. За менеджером же добровольно никто не следует. Работники исполняют его приказания, часто в душе не одобряя их и лишь подчиняясь его власти, т.е. действуют под угрозой наказания.

         Организация успешно функционирует тогда, когда в ней действует сплоченная команда единомышленников. Формирует и возглавляет эту команду успешно функционирующий лидер. В качестве примера можно привести симфонический оркестр. В данном случае дирижер оркестра – это и лидер, и менеджер одновременно. А музыканты – члены его команды. Вместе они могут и слаженно играть и добиваться успеха у общественности.

         Меняющиеся параметры окружающей внешней среды, такие как глобализация экономики, развитие информационных технологий, демографические изменения и многие другие предъявляют все новые требования к менеджерам, требуя  формирования у них лидерских качеств, проявления инициативы, творчества, внедрения неординарных методов принятия решений. Естественно, что главная ответственность за принятие решений, учитывающих влияние внешней среды организации, лежит на плечах высшего руководства – топ-менеджеров, как правило, владеющих методами эффективного лидерства в силу врожденных индивидуальных качеств, или другими словами, предпринимательских способностей, о чем было сказано выше. Обычно перспектива занять должность в высшем эшелоне руководства отводится индивидам, имеющим ярко выраженные лидерские качества и навыки их использования.

         Подводя итог рассмотрению связи лидерства и менеджмента, а также различий в функциях лидера и менеджера, следует отметить, что хороший эффективный менеджер должен обладать лидерскими способностями. Их можно объединить в четыре группы:

1)  способность эффективно и ответственно использовать властные полномочия, делегированные работодателем;

2)  способность признавать, что поведение людей определяется различными факторами мотивации в различных ситуациях и в определенные моменты времени;

3)  способность вдохновлять на достижение цели, вызывать чувство энтузиазма у подчиненных;

4)  способность создать организационный климат, способствующий поддержанию высокого уровня мотивации у сотрудников.

Исходя из вышеизложенного, можно определить, что если люди стремятся следовать за теми, кто с их точки зрения предоставляет им средства для достижения их собственных личных целей, то большинство менеджеров понимают, как действуют факторы, мотивирующие их подчиненных на достижение поставленных целей. Эффективные менеджеры используют эти факторы при выполнении своих управленческих обязанностей. Наиболее успешные среди таких менеджеров в наибольшей степени подходят к роли лидера.



[27] А.Т. Зуб, С.Г. Смирнов. Лидерство в менеджменте. – М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999. с.7.

Предыдущая