С.А. Шапиро
Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации
Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012 – 195 с.
Предыдущая |
Глава 3. Конструктивные отношения с руководством как фактор достижения карьерных целей
§3.4. Кадровый резерв руководства как фактор развития персонала
Объективным показателем хороших отношений с руководством является отбор специалистов в кадровый резерв руководства. Одновременно это и один из элементов планирования карьеры, о которой мы говорили раньше. Данное мероприятие позволяет работникам почувствовать, что руководство организации считает их потенциальными кандидатами на занятие вакантных должностей и способствует возникновению и развитию мотива самоуважения.
Кадровый резерв на выдвижение - это контингент работников из числа линейных и функциональных руководителей, а также специалистов, прошедших профессиональный отбор, имеющих (проходящих) специальную управленческую подготовку или стажировку для тех, кто не имеет достаточного опыта управленческой деятельности.
Наличие кадрового резерва позволяет заранее на плановой основе, по научно-практической обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.[35]
Молодые специалисты включаются в резерв руководства после двух лет работы, в течение которых они должны овладеть специальностью, полученной в учебном заведении и проявить организаторские способности.
Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности, базирующихся на основе анализа конкретных результатов профессиональной деятельности специалистов, достигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое внимание уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, целеустремленности, умению обосновывать и принимать самостоятельные ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе их обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., а также их физическая форма, состояние здоровья, способность переносить дополнительные психофизиологические нагрузки.
Кадровый резерв должен отражать все уровни управления. Каждый работник, зачисленный в резерв, должен знать на какую должность он готовится. Оптимальным считается резерв, когда на каждую должность руководителя приходится не менее двух человек.
Основными критериями отбора в кадровый резерв являются:
- уровень образования;
- опыт работы;
- состояние здоровья;
- возрастные критерии;
- согласие кандидата на занятие вакантной должности.
Рассмотрим, каким образом осуществляется работа по формированию кадрового резерва и управлению им.
На первом этапе составляется прогноз предполагаемых изменений в составе руководящих кадров. Затем проводится оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение. На третьем этапе определяются кандидаты, включаемые в резерв. Далее принимается решение о включении кандидата в резерв. И, наконец, список кандидатов согласуется с вышестоящими инстанциями.
При формировании резерва необходимо точно знать квалификационные требования, предъявляемые к той должности, на которую специалист зачисляется в резерв, учитывать какие специальные знания и опыт необходимы в каждом конкретном случае для обеспечения высокопрофессионального руководства.
Поэтому для определения кандидатов в резерв следует оценить их профессиональные компетенции, используя технологии, имеющиеся в арсенале процедуры деловой оценки сотрудников компании[36].
Работа по подготовке резерва должна носить целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом более высоком уровне.
Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ, по выработке у специалиста умения и навыков руководства на уровне современных требований.
В систему такой работы входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства, стажировка в должности, на которую работник зачислен в резерв; временное замещение отсутствующего руководителя, на период его командировки или отпуска; выезды в другие организации и с целью изучения положительного опыта; участие в преподавательской деятельности в системе повышения квалификации; участие в проверках производственной деятельности организации и ее подразделений.
Планирование кадрового резерва и управление им имеет целью спрогнозировать персональную карьеру отдельных, наиболее перспективных сотрудников, последовательность персональных продвижений и соответствующие этому процессу мероприятия. Оно требует проработки всей цепи продвижений, перемещений, увольнений конкретных работников.
Исключение из кадрового резерва происходит по причине неудовлетворительных показателей деятельности сотрудника на порученном ему участке работы по результатам аттестации, а также по состоянию здоровья, в связи с выходом на пенсию и т.д.
Таким образом, если работника собираются включить в кадровый резерв руководства, то это означает, что его карьера планируется руководством, что он показал себя как инициативный, грамотный, подающий надежды сотрудник. Следовательно, у него есть все шансы на успешную карьеру в данной организации и, находясь в кадровом резерве, ему следует проявлять свои способности, рекомендуя себя с самой лучшей стороны.
[35] Управление персоналом под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. с.448.
[36] С.А. Шапиро. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации. Монография. М.: РХТУ им.Д.И. Менделеева, 2011. С.65.
Предыдущая |