М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.
Предыдущая |
11. Конфликты
11.2. Основные этапы процесса конфликта
Конфликт представляет собой динамический процесс, включающий ряд этапов:
- Скрытая стадия: противоречия не осознаются участниками конфликта, существует явное или неявное недовольство ситуацией.
- Формирование конфликта: формируются противоречия, выдвигаются требования (формальные лидеры, конфликтная группа).
- Инцидент – событие, активизирующее действия участников конфликта.
- Активные действия сторон.
- Завершение конфликта – процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта.
Возможными моделями завершения конфликта являются:
1) выигрыш – проигрыш;
2) выигрыш – выигрыш;
3) проигрыш – проигрыш.
- Влияние последствий.
К позитивным последствиям конфликта можно отнести активизацию инновационных процессов, повышение качества принимаемых решений, уровня их обоснованности, улучшение количественных и качественных показателей работы. При этом нередко улучшаются социально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения его членов.
К негативным последствиям конфликта относятся понижение уровня сплоченности членов группы, проблемы общения, агрессивность либо, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополнительными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья работников, их уходом с предприятия.
Возможные негативные последствия конфликта можно минимизировать, если управлять ими. Наиболее часто используемые методы управления конфликтами могут быть сведены к следующим:
- организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в определении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;
- постановка совместных целей и задач, которые не могут быть решены без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;
- привлечение дополнительных ресурсов (в том случае, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов: производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.);
- выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;
- административные методы управления конфликтом (например, перевод работника из одного подразделения в другое);
- изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;
- обучение работников навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.
Предыдущая |