КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

11. Конфликты

11.2. Основные этапы процесса конфликта

Конфликт представляет собой динамический процесс, включающий ряд этапов:  

Скрытая стадия: противоречия не осознаются участниками конфликта, существует явное или неявное недовольство ситуацией.  

Формирование конфликта: формируются противоречия, выдвигаются требования (формальные лидеры, конфликтная группа).  

Инцидент –  событие, активизирующее действия участников конфликта.  

Активные действия сторон.  

Завершение конфликта – процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта.

Возможными моделями завершения конфликта являются:

1) выигрыш – проигрыш; 

2) выигрыш – выигрыш;  

3) проигрыш – проигрыш.

Влияние последствий.

К позитивным последствиям конфликта можно отнести активизацию инновационных процессов, повышение качества принимаемых решений, уровня их обоснованности, улучшение количественных и качественных показателей работы. При этом нередко улучшаются социально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения его членов.

К негативным последствиям конфликта относятся понижение уровня сплоченности членов группы, проблемы общения, агрессивность либо, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополнительными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья работников, их уходом с предприятия.

Возможные негативные последствия конфликта можно минимизировать, если управлять ими. Наиболее часто используемые методы управления конфликтами могут быть сведены к следующим:

-  организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в определении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;

-  постановка совместных целей и задач, которые не могут быть решены без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;

-  привлечение дополнительных ресурсов (в том случае, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов: производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.);

-  выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;

-  административные методы управления конфликтом (например, перевод работника из одного подразделения в другое);

-  изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;

-  обучение работников навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.

Предыдущая