КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

5. Личность и теории поведения личности

5.1. Основы представления о личности

Личность — это относительно стабильная форма организации всех характеристик индивида, устойчивая система признаков, определяющих его уникальность.

Личность как научная категория является предметом исследования различных отраслей знаний: психологии, медицины, социологии, управления и т.д. В организационном поведении ориентируются на концепции личности, имеющие существенное значение для эффективного управления человеческими ресурсами в экономических системах.

Концепция личности необходима для понимания различных ситуаций и управления ими. Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается как центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях.

Не существует единой теории, включающей в себя все, что нам известно о таком понятии, как личность. Каждая теория и каждый подход предлагает свой путь к изучению личности.

Пятифакторная модель личности

Анализ многочисленных концепций и параметров личности привел к выделению ее пяти параметров. Эти параметры получили название «Большая пятерка»:

•  экстраверсия характеризует общительность, открытость, честолюбие;

•  эмоциональная устойчивость отражает степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности;

•  склонность к сотрудничеству демонстрирует дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность к кооперации;

•  сознательность является показателем надежности, ответственности, исполнительности, упорства;

•  открытость к совершенствованию характеризует воображение, любопытство, уровень культуры, широту кругозора.

Модель психики личности

Любая личность в своей деятельности в организации реализует себя не только в профессиональном плане, но и в реализации своих личностных потребностей.

Самореализация личности происходит по определённому плану, который можно представить в виде модели психики личности, отражающую организацию нашей внутренней и внешней активности как сложной иерархической системы (рис. 3).

Рис.3. Многоуровневая нейрологическая модель реакций человека на ситуацию (Р. Дилтс).

«Уровень окружения». Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам.  Зачастую на этом уровне люди и остаются. Это не хорошо и не плохо – это такой подход к жизни. Конечно, у каждого человека свой список важных предметов, все зависит лишь от уровня притязаний.

Второй уровень называется «уровень поведения». На нем уже важно не «что», а «что с этим делать». Человек, находящийся на уровне поведения, думает о жизни как о процессе и движении. Есть те, кто на этом периоде и останавливаются - они всегда в действии, их девиз «Я бегаю – значит, я живу». Многим людям достаточно каждый день идти в свой сад, окопать деревья и прополоть сорняки, получив от этого удовольствие, потом прийти домой, поужинать и лечь спать – не решая никаких сложных жизненных вопросов, не впадая в депрессии и кризисы. Вся их жизнь – размеренный ритуал хождения маятника, у них нет времени задуматься о смысле и своем месте.

«Уровень способностей». На этом уровне главным капиталом для человека становится знание, образование. Уровня окружения человека можно лишить, но уровня способностей – нет. После кризиса 98 года многие бизнесмены разорялись, но если бизнес строился не на папиных деньгах, а на умениях – люди быстро восстанавливали утраченное. Те же люди, которые в момент кризиса говорят, что «рельсы кончились», - это люди уровня поведения.  Уровень способностей -  это тот уровень, на котором учиться – никогда не поздно, наоборот – каждое новое обучение (от курсов икебаны до получения степени MBA) – и есть смысл жизни. Пока ты учишься, приобретаешь новые способности, ты молод и полон сил – поскольку это уровень психологической молодости.

«Уровень ценностей». К определенному периоду развития у человека выстраивается система ценностей и принципов. Люди, у которых этот уровень особенно ярко проявлен, так и называются окружающими - «человек принципов».  Конечно, какие-то базовые ценности есть у любого человека на любом уровне, к примеру, здоровье ребенка для любой матери будет выше, чем собственное удовольствие, – и это норма. Можно сказать, что человек находится на этом уровне, когда он сознательно делает выбор – не по инстинктам и не потому, что других путей просто нет, а по принципам, по ценностям и убеждениям.

Ценности - это то, что так просто в беседе люди не раскрывают. Они проявляются в метафорах, легендах, героях, которых человек выбирает для себя, в каких-то оговорках – и в тех выборах, которые человек делает ежедневно.

«Уровень самосознания. Я-уровень». Уровень «кто я» очень важен. Когда есть все, что надо, возникает вопрос «а зачем я? Кто я?» – уже не для себя, а «в этом мире».  Кем я еще могу быть? А кем не стану никогда? Кем я мечтал быть всю жизнь?

Ответить на вопрос «Кто я?» можно, только когда человек проследил, осознал, увидел всю пирамиду уровней, собрал ее, как детскую игрушку: понял, что у него есть – что делает – что умеет –что для него важно. И только тут у развитой личности появляется вопрос – «ради чего».

Предыдущая