КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

2. Торговая политика государства

2.4. Импортные квоты

Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили импортные квоты, или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.

Принцип количественных ограничений заключается в предоставлении права импорта только в пределах количественных квот, заранее зафиксированных, после чего импорт прекращается. Недостаток ограничений данного вида связан с тем, что экспортеры обычно стремятся осуществить отгрузку как можно раньше. Те, кто успевает это сделать, получают высокие прибыли, превышающие среднюю норму. Опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие издалека, дискри­минируются просто вследствие более длительных сроков транспорти­ровки. Крупные экспортеры обычно оказываются в выигрыше по срав­нению с мелкими. Стремление максимально «войти» в разрешенную квоту может привести к значительным колебаниям цен в течение года.

Чтобы избежать хаоса, который может наступить при таком кво- тировании, государство выдает импортные лицензии. Лицензия пред­ставляет собой разрешение, предоставляемое государственными влас­тями на импорт или экспорт какого-либо товара или услуги.

Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, инди­видуальные, автоматические.

Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.

Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разре­шаемого к ввозу.

При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт.

Государство выдает ограниченное количество лицензий, разреша­ющих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем ли­цензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям.

Существует целый ряд причин, по которым правительство и нуждающиеся в защите отрасли отдают предпочтение импортным квотам.

1. Импортная квота является гарантом того, что объем импорта строго фиксирован. Тариф же, в случае снижения цен, может привести к увеличению объема импорта и его общей стоимости при условии, что внутренний спрос на импортные товары эластичен. Введение тарифа та­ким образом усложняет процесс регулирования платежного баланса.

2. Квоты оказываются сравнительно предпочтительными потому, что предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Повышение же ставок тари­фа регламентируется международными торговыми соглашениями.

3. Квоты облегчают государству осуществление регулирующей функ­ции и в отношении отечественных фирм. (Нуждающиеся в защите от­расли предпочитают квотирование импорта, поскольку специальных лицензионных привилегий добиться легче, чем введения тарифа.)

4. Количественные ограничения позволяют национальным производи­телям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщи­ками, сохранить за собой определенную долю рынка, не рискуя проти­воборством в ценовой конкуренции.

При анализе воздействия импортных квот на благосостояние вы­ясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, чем тариф.

На рис. 7 показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты.

До количественных ограничений национальная потребность в то­варе – линия DD1 при цене Р, равной 100 единицам, удовлетворя­лась за счет национального производства 1 и импорта К1K4. С вве­дением квоты Q расположение линии национального производства SSd изменилось, она сместилась вправо.

Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара К2К3 и националь­ного производства 0K2. Квота как бы «отсекла» иностранных постав­щиков. Часть товара не была компенсирована национальными производителями (К3К4). Частично иностранные товары были заменены на­циональными (К1K2). Увеличение цены со 100 до 120 за единицу из­делия свидетельствует о том, что импортная квота в нашем случае аналогична двадцатипроцентному налогу.

На графике видна также часть ущерба для потребителей, связан­ного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем (треугольник d), дополнительные расхо­ды потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицен­зиям (прямоугольник с) и выигрыш производителей, начавших про­изводство в связи с повышением цен (треугольник b).

Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свобод­ной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноцен­ным тарифом.

Однако она становится опасной при соблюдении даже одного из нижеследующих условий:

1) если квота провоцирует монопольную власть;

2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Рассмотрим эти случаи.

1. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка.

Например, доминирующая в отечественной промышленности фир­ма не может обрести монопольную власть от тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, рав­ной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен.

Таким образом, квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены и к снижению выпуска продук­ции. Национальный ущерб в данном случае больше, чем от введе­ния тарифа.

2. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на им­порт. Основные способы распределения импортных лицензий:

1) аукцион на конкурентной основе;

2) система явных предпочтений;

3) распределение лицензий по «затратному методу».

Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установить­ся такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно рав­нялась бы разнице между ценой, установленной импортером, и са­мой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан им­портный товар. (В нашем примере эта цена будет стремиться к 20 долларам за лицензию на единицу импортного товара.) Мы видим, что при открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму,  что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с , на рис.7) равна перераспределяемому внутри страны доходу: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за товар, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для развития социальных программ.

Несмотря на то, что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

Несколько большее распространение имеет другой вариант аукционана конкурентной основе. В данном случае на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.

Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системных явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитет­ным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Эта практика может иметь под собой политические цели.  

Последний способ заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». Это самый дорогой способ. В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел – раньше получил». Это заставляет соискателей тратить время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые име­ют большие производственные мощности. Это также приводит к по­тере ресурсов за счет избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование в надежде получить большее число лицензий.

Процедура распределения импортных лицензий по «затратному ме­тоду» делает область с (см. рис. 7) безвозвратно потерянной для об­щества.

Предыдущая