КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

2. Торговая политика государства

2.5. Экспортный протекционизм

Ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров может касаться как импорта, так и экспорта.

Экспортные барьеры представляют собой зеркальное отражение им­портных.

На рис. 8 изображены последствия налогообложения экспорта то­вара из страны при условии, что ее торговая политика не может по­влиять на уровень мировых цен на этот товар.

Эта диаграмма и выводы из нее аналогичны примеру с импорт­ным тарифом, приведенному на рис. 5.

Экспортный налог в размере 1 доллара за единицу товара делает его экспорт менее прибыльным, и производители возвращают часть товарной продукции на внутренний рынок. Это снижает уровень внутренних цен с 5 долларов (уровня мировых цен) до 4 долларов за единицу товара. В новых условиях равновесия производители пред­почтут перебросить часть ресурсов в какую-нибудь другую сферу; в то же время спрос отечественных потребителей на данный товар не­сколько возрастет.

Влияние налогообложения экспорта на благосостояние нации лег­ко подсчитать.

Производители терпят убытки, получая только 4 доллара за еди­ницу товара вместо 5 долларов. Их потери в общей сложности состав­ляют область.

Потребители получают в результате снижения цен выигрыш в раз­мере области а.

Размер собираемых и распределяемых государством доходов от экспортных пошлин, соответствующих объему экспорта Х1, равен об­ласти с.

В целом страна теряет области b и d – потери экспортеров, не компенсируемые ничьим выигрышем.

Экспортирующая страна может использовать экспортные пошли­ны в своих интересах, если она обладает на мировом рынке моно­польной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях моно­полии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптималь­ной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональ­на числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от постав­ляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта ча­сто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.

На практике в отношении экспорта чаще используется не налогообложение, а политика субсидирования.

Использование этой политики представляется несколько парадоксаль­ным, потому что эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения. Субсидирование же экспорта одно­временно является и субсиди­рованием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обмен­ного курса национальной валюты, а следова­тельно, удешевляют при­обретение иностранных товаров в данной стране.

Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглаше­ниями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим стра­нам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».

Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ.

1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимули­рованию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рек­ламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортно­го рынка.

3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт то­варов и услуг.

В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных то­варов, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности разви­тых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наиболь­шими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяй­ственная продукция.

Несмотря на осуждение со стороны ГАТТ, экспортные субсидии имеют широкое распространение. Конечным результатом субсидиро­вания экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.

Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убыт­ки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин ос­тавляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно допла­чивают налогоплательщикам импорти­рующей страны.

Предыдущая