КА  «Профессиональное тестирование»

В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Учебное пособие / Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»; В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров. – Волгоград: Волгоградский филиал РГТЭУ, 2012. – 126 с.

Предыдущая

Глава 3. Правовые механизмы регулирования и осуществления внешнеторговой деятельности

Механизм регулирования и осуществления внешнеторговой деятельности представляет собой определенный круг государственных органов и иных организаций, среди которых, в зависимости от выполняемых ими функций, необходимо выделить следующие две группы: органы государственной власти и управления, выполняющие функции регулирования внешнеторговой деятельности; торговые фирмы, компании,  непосредственно осуществляющие внешнеторговые операции.

         Под регулированием внешнеторговой деятельности следует понимать совокупность функций органов государственной власти и менеджмента в области развития и упрочнения внешнеторговых связей. Регулирование такой деятельности органы государственной власти и управления осуществляют с помощью правовых и экономических методов.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу внешнеторговой деятельности. С этой целью государством разрабатываются и принимаются нормативно–правовые акты, устанавливающие: структуру органов государственного регулирования внешнеторговых связей и функции этих органов; правовое положение субъектов, уполномоченных к выходу на внешний рынок; правовой статус иностранных юридических лиц и граждан на территории России; правовой режим особых экономических зон; порядок разрешения споров между участниками внешнеторговой деятельности и др.

Экономические методы регулирования внешнеторговых связей предприятий, организаций и производственных кооперативов призваны путем стимулирования российских участников внешнеторговых операций обеспечить реализацию внешнеэкономической стратегии государства. Они включают в себя: систему государственного кредитования в иностранной валюте; систему государственного страхования экспортно-импортных операций  российских торговых фирм; таможенную тарифную систему.

Внешнеторговая деятельность – это торгово-предпринимательская, инвестиционная и иная деятельность, включающая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)1. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется законодательством Российской Федерации, международными договорами, а  также национальным законодательством иностранных государств.

Основным законодательным актом в сфере внешней торговли является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 декабря 1995 г. В нем определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее  субъектов в данной области. В законе определены понятие «внешнеторговая деятельность» (ст. 2), правовое положение российских и иностранных лиц как участников внешнеторговой деятельности (ст. 10), приведены положения о регулировании этой деятельности (ст. 12 и др.), о представительствах иностранных юридических лиц (ст. 30), об ответных мерах по защите экономических интересов российского государства, субъектов федерации и муниципальных образований (ст. 34) и др.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика России осуществляется посредством:

1) таможенно–тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенного тарифов);

2) нетарифного регулирования (например, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными правовыми актами России.

Не допускаются  методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регулирование других видов внешнеторговой деятельности, в частности, международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами России.

Общепринято классифицировать методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности  на тарифные и нетарифные.

Тарифное регулирование деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическому методу регулирования. Таможенные пошлины являются источником средств в государственный бюджет; они применяются также  в качестве защитных мер. Импортные и экспортные таможенные пошлины устанавливаются «…для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и …международными договорами России» (ФЗ «О внешнеторговой деятельности», ст. 14).

Таможенный тариф – это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу. В России существуют следующие виды ставок таможенных пошлин (Закон России от 21 марта 1993 г. «О таможенном тарифе», ст. 4): 1) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; 3) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Режимом тарифного регулирования импорта предусмотрены дифференцированные ставки таможенных пошлин на ввозимые товары. Постановлением Правительства России № 454 от 6 мая 1995 г. «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» определяется, что:

– ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях;

– в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставляет режима наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена; тогда применяются ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные в два раза;

– в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемы преференций (т.е. особых льгот) Российской Федерации; применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от действующих ставок;

– в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемы преференций России; ввозные таможенные пошлины не применяются.

Перечень стран – пользователей схемы преференций Российской Федерации и список товаров, на которые при импорте на территорию России преференциальный режим не распространяется, утверждаются специальным постановлением Правительства России. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию России независимо от сроков заключения контрактов.

Предоставление таможенных льгот при осуществлении торговой политики России предусмотрено ст. 37 Закона России «О таможенном тарифе».

Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на торгово-предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее как экономические, так и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные – ограничительные.

К нетарифным методам регулирования относятся:

– установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования;

– установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций;

– введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта;

– установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

– применение защитных мер в отношении импорта товаров;

– налоговое регулирование внешнеторговой деятельности;

– установление экспортного контроля;

– введение валютного контроля;

– введение контроля за качеством импортных товаров;

– применение мер по стимулированию экспорта.

Рассмотрим некоторые нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести: квотирование, лицензирование, налоговое и валютное регулирование. Квотирование – это количественное ограничение экспорта–импорта какой–либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено законодательством России. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», количественные ограничения могут устанавливаться Правительством России в исключительных случаях в целях: 1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 2) выполнения международных обязательств России с учетом состояния ее внутреннего рынка; 3) защиты внутреннего рынка страны.

В ст. 19 этого Закона предусмотрена также возможность ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами и вступать в силу не ранее 30 дней с момента их опубликования.

Российское законодательство имеет единую систему квотирования и лицензирования, которая распространяется на все хозяйствующие субъекты, ведущие внешнеторговую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Постановлением Правительства России «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31 октября 1996 г. (с изм. от 28 января 1997 г., 2 февраля, 14 марта, 29 декабря 1998 г.) утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

Лицензирование – это выдача компетентным государственным органом разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров). Целью лицензирования является обеспечение национальной безопасности, защита окружающей среды, а также выполнение международных обязательств по ограничению экспорта. Лицензии могут выдаваться в пределах установленных квот, а также и при отсутствии квотирования. Особенностями лицензирования, применяемого при регулировании внешнеторговой деятельности, является то, что лицензируется оборот товара, а не вид деятельности. Лицензии могут выдаваться Министерством экономического развития и торговли России на основании решения Правительства России (генеральные и разовые лицензии).

Налоговое регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем взимания налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Налоговое регулирование относится к экономическим методам государственного регулирования. Взимание налога на добавленную стоимость (НДС) установлено Законом России «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. и другими нормативными актами. Ввозимые на территорию России товары облагаются таким налогом. Законом установлены ставки НДС, которые зависят от таможенной стоимости товара, величины таможенной пошлины и размера акциза.

Существует ряд ввозимых товаров, которые освобождены от НДС. Так, освобождаются от уплаты НДС:

1) товары, ввозимые в качестве вклада в установленный фонд предприятия с иностранными инвестициями. Данная льгота действует в течение года со дня регистрации предприятия. Она распространяется на товары, относящиеся к основным производственным фондам, и действует в отношении товаров, не относящихся к подакцизным;

2) ввозимые в Россию товары, происходящие с территории государств – участников СНГ. Освобождение от НДС ввозимых товаров предусмотрено договорами Российской Федерации с государствами СНГ.

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции). Федеральным законом «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. установлены ставки акцизного сбора, определены порядок их исчисления и круг плательщиков. В ст. 1 ФЗ «Об акцизах» также установлен перечень подакцизных товаров. К ним относятся следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья; спиртосодержащая продукция; алкогольная продукция; пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; нефть; бензин автомобильный; легковые автомобили; а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством России.

Валютное регулирование внешнеторговой деятельности. Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на валютные операции. Валютное регулирование осуществляется государством для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возврата в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон России «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 декабря 1992 г. Ст. 7 этого закона определяет субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность. К ним относятся физические и юридические лица с местожительством и (или) местонахождением в России, а также находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства вышеназванных резидентов, осуществляющие различные валютные операции, которые определены Законом России «О валютном регулировании и валютном контроле»:

а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Россию, а также вывоз и пересылка из России валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой также регламентированы законодательством России. Их особенностями являются:

– осуществление без ограничений ввоза, перевода и пересылки валютных ценностей (в состав которых входит иностранная валюта) в Россию;

– обязательное зачисление всей иностранной валюты, получаемой резидентами, на их счета в уполномоченных банках. Такими банками, в соответствии с п. 11 вышеперечисленного закона, являются  банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций;

– запрещение реализации товаров гражданами за наличную иностранную валюту. Однако существуют исключения, состоящие в том, что ряду предприятий предоставлено право вести торговлю за наличную иностранную валюту. Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными актами (письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. № 67);

– обязательная продажа части валютной выручки. ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. установлена обязанность субъектов, ведущих внешнеторговую деятельность, продавать через уполномоченные банки по рыночному валютному курсу 75 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

Законодательством установлено также валютное регулирование операций с национальной валютой. Например, вывоз и пересылка национальной валюты из России, а также ее ввоз в пределы Российской Федерации осуществляются в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ России совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в отношении российской валюты (пп. 3,4 ст. 2 Закона «О валютном регулировании»). Валютное регулирование предполагает необходимость функционирования системы валютного контроля. Такая система состоит из органов валютного контроля и их агентов, к которым относятся Центральный Банк России и Правительство России, а агентами валютного контроля могут выступать, например, уполномоченные банки. Для реализации функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган – Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Правовой основой  применения защитных мер являются законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О таможенном тарифе». В этих законодательных актах предусмотрено  принятие мер по защите экономических интересов следующими методами: 1) установлением разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров; 2)  повышением уровня таможенного обложения через установление особых таможенных пошлин; 3) установлением количественных ограничений; 4) введением экспортного контроля; 5) установлением запретов и ограничений экспорта и (или) импорта товаров.

Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Например, экспорт и импорт продукции, работ, и услуг военного назначения осуществляются только на основании лицензии.

Установление особых таможенных пошлин – это применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров. Эти виды пошлин представляют собой пошлины, взимаемые сверх ставки таможенной пошлины.

В соответствии с Законом, специальные пошлины применяются:

– в качестве защитной меры, если товары ввозятся в Российскую Федерацию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

– как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.

Применение специальной пошлины в качестве ответной меры также направлено на защиту экономических интересов, ибо установление этой пошлины может побудить другое государство прекратить дискриминацию российских экспортеров.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в Россию товаров по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, и при условии, что такой импорт товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в Россию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Под субсидией понимается оказание государством финансовой помощи. Эта помощь может выражаться в виде прямого предоставления денежных средств или предоставления кредитов, освобождения от уплаты различных платежей и др.

Введение защитных мер обусловлено соблюдением установленных процедур, предшествующих применению таких мер. В соответствии с действующим порядком вначале необходимо провести расследование обстоятельств, вызывающих необходимость введения защитных мер. О проведении расследования информируются заинтересованные страны. Затем, на основании доклада Министерства экономического развития и торговли России (на него возложены функции координации и регулирования внешнеторговой деятельности), представленного по результатам проведенного расследования, Правительство России принимает решение о введении защитных мер. К таким мерам относится также установление количественных ограничений, т.е. квотирование. Отметим, что если квотирование применяется в качестве защитной меры, то оно устанавливается в том же порядке, что и другие защитные меры.

Кратко скажем об осуществлении экспортного и импортного контроля. Экспортный контроль предусмотрен Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом «Об экспортном контроле от 18 июля 1999 г. № 183. Для обеспечения национальной безопасности, политических, военных и экономических интересов в Российской Федерации осуществляется единая политика экспортного контроля. Он устанавливается также с целью выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Экспортный контроль – это комплекс мер, обеспечивающих реализацию федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, касающихся порядка осуществления внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 ФЗ «Об экспортном контроле»). Можно выделить три группы товаров, подпадающих под экспортный контроль: 1) вооружение и военная техника; 2) товары двойного применения (отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники); 3) оружие массового уничтожения и иные наиболее опасные виды оружия и технологии их создания, экспорт которых запрещен во исполнение международных обязательств Российской Федерации по их нераспространению.

Механизм экспортного контроля предусматривает: 1) подготовку и выдачу соответствующими министерствами и ведомствами заключений о возможности экспорта товара; 2) лицензирование; 3) таможенный контроль и таможенное оформление.

В национальных интересах возможно установление различных мер, запретов и ограничений экспорта и импорта товара. Для защиты российского рынка установлен контроль за качеством товаров. Законодателем установлены стандарты и требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию Российской Федерации товары, а также правила контроля за импортными товарами, являющиеся едиными и обязательными на всей территории России. Товары, имеющие таможенное оформление,  подлежат обязательной сертификации.

Для усиления импортного контроля продажа товаров на территории Российской Федерации запрещается без информации о них на русском языке.



1 См.: ст. 1 ФЗ «Об экспортном контроле от 18 июля 1999 г. Следует подчеркнуть, что в действующем законодательстве Российской Федерации используются как понятие «внешнеторговая деятельность», так и более широкое  и общее понятие – «внешнеэкономическая деятельность». Мы будем оперировать понятием «внешнеторговая деятельность».

Предыдущая