В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Учебное пособие / Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»; В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров. – Волгоград: Волгоградский филиал РГТЭУ, 2012. – 126 с.
Предыдущая |
Глава 4. Правовой статус субъектов внешнеторговых связей
Субъектами ВТД являются российские юридические лица, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное местожительство на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранные юридические и физические лица (в том числе, лица без гражданства).1 Право осуществления ВТД для российских лиц может быть ограничено в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранные граждане осуществляют ВТД в России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами ВТД являются также государственные органы, осуществляющие ее регулирование. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования могут осуществлять ВТД непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами:
– осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой Российской Федерации;
– готовит ежегодные послания Федеральному собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, включая раздел о государственной внешнеторговой политике;
– регулирует сотрудничество в военно-технической области;
– определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов;
– в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции и т.д.
Правительство Российской Федерации:
– обеспечивает проведение в стране единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
– разрабатывает и представляет на утверждение Федерального собрания России федеральную программу развития ВТД;
– принимает временные меры по защите внутреннего рынка России;
– принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
– вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
– принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
– осуществляет управление федеральной собственностью Российской Федерации за рубежом.
Определенные полномочия по регулированию ВТД имеются и у федеральных органов исполнительной власти. В частности, Министерство экономического развития и торговли России:
– принимает участие в разработке предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развития и совершенствования механизма регулирования внешнеторговой связей, взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами и осуществления совместных проектов и программ, по объемам федеральных валютных поступлений и платежей, участвует в составлении отдельных статей платежного баланса;
– принимает участие в формировании и реализации позиций российской стороны по вопросам, связанным с участием Российской Федерации в деятельности международных экономических организаций;
– организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координирует сотрудничество с международными финансовыми организациями в инвестиционной сфере и т.д.
Государство, выражая интересы общества, устанавливает правила ведения ВТД и воздействует на участников деятельности различными способами. Это воздействие осуществляется для обеспечения безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды. Государство устанавливает специальные правила ввоза определенной продукции (например, стандарты и критерии безопасности и (или) безвредности для человека такой продукции: опасных отходов, химического и других видов оружия массового уничтожения, сильнодействующих наркотических средств и др.). Нормативными актами предусматривается обязательное наличие сертификатов качества, ветеринарных, санитарных свидетельств. Так, в соответствии со ст. 6–9 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (в ред. от 10 февраля 1999 г.) в ведении Российской Федерации в области ВТД находятся вопросы:
1) формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;
2) государственного регулирования ВТД, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля, определения политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
3) определения порядка вывоза и ввоза расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих наркотических средств, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, а также порядка их использования;
4) определения порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
5) определения порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории России и вывоза продуктов его переработки;
6) определения порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
7) установления показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
8) предоставления государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключения международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных России иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов России и ее внешних заимствований;
9) заключения международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;
10) участия в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;
11) создания и функционирования торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств России при международных и научно-технических организациях и др.
Юридические лица – субъекты внешнеторговых связей создаются на территории различных государств, в соответствии с их национальным законодательством. При осуществлении внешнеторговых связей с участием юридических лиц возникают вопросы о признании правосубъектности иностранного юридического лица, о допуске его к осуществлению коммерческой деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности. Правосубъектность иностранных юридических лиц на практике признается на основании двусторонних и многосторонних договоров, в первую очередь, торговых. Так, страны – участники Европейского экономического сообщества (ЕСЭ) заключили в 1968 г. Брюссельскую конвенцию о взаимном признании компаний.
В торговых договорах и соглашениях, заключаемых государствами и определяющих правосубъекность юридических лиц и граждан, применяются три правовых системы: «национального режима», при котором используются национальное законодательство договаривающихся сторон; «специального режима», при котором действуют условия международных торговых договоров и соглашений, и режима, основанного на принципе наибольшего благоприятствования. В связи с этим, на практике часто возникает необходимость установить, к какому государству принадлежит юридическое лицо и является ли оно юридическим лицом по законодательству своего государства.
Международное частное право определяет личный статус юридического лица, устанавливающий объем правоспособности, порядок ликвидации в зависимости от его государственной принадлежности, национальности. Для определения национальности юридического лица в международном частном праве разработаны различные критерии. Так, в праве Англии и США действует закон инкорпорации, по которому национальность юридического лица определяется местом его учреждения, т.е. законом того государства, где юридическое лицо создано и утвержден его устав, экспертиз, организующие экспертизу импортных товаров; по внешнеторговой рекламе; сервисные центры по оказанию услуг иностранным предпринимателям в установлении деловых контактов в нашей стране, проведении международных выставок, оказания правовой помощи и др. Торгово-промышленные палаты содействуют развитию ВТД путем организации торгово-промышленных выставок, конгрессов и симпозиумов, обобщений и распространения справочных и информационных материалов об экономике и внешней торговле, участия в работе различных международных организаций, уделения внимания охране промышленной собственности, вопросам маркетинга и права, торговому мореплаванию, качеству экспортной продукции. При ТПП функционируют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.
В настоящее время получают развитие и такие формы организации внешнеторговых связей, как различные межотраслевые объединения, региональные ассоциации делового сотрудничества, акционерные общества и торговые дома. В государствах Западной Европы, например, во Франции и ФРГ, в качестве критерия установления национальности юридического лица учитывают его местонахождение, т.е. то место, где находится правление этого юридического лица.
В международной торговой практике применяются и такие критерии, как место деятельности юридического лица, (кто контролирует его деятельность) сочетают иные указанные выше критерии.
Коммерческая деятельность внешнеторговых объединений осуществляется входящими в их состав специализированными фирмами, которые в одних случаях являются юридическими лицами и имеют право заключать от своего имени внешнеторговые договоры, договоры с российскими поставщиками товаров для экспорта, договоры комиссии с российскими заказчиками импортных товаров и другими организациями, а в некоторых случаях – не являются юридическими лицами и заключают такие договоры по поручению объединений и от их имени.
Предприятия, независимо от форм собственности, объединения, производственные кооперативы и иные организации могут осуществлять экспортно-импортные операции либо непосредственно, создавая для этого, при необходимости, различные внешнеторговые фирмы, либо на договорной основе через специализированные внешнеторговые организации, руководствуясь при этом необходимостью достижения наилучших условий экспорта и импорта, валютной самоокупаемости на основе самофинансирования, самостоятельной имущественной ответственности по своим обязательствам. Государство по их обязательствам ответственности не несет. Предприятия различных организационно- правовых форм, объединения и иные организации для того, чтобы стать участниками внешнеэкономических связей и тем самым получить право самостоятельного выхода на внешний рынок, должны обязательно зарегистрироваться как предприятие – юридическое лицо. В России специальная регистрация предприятий как участников внешнеторговых связей отменена.
Зарубежные предприятия создаются российскими государственными предприятиями, объединениями и организациями, акционерными обществами, ассоциациями, консорциумами, торговыми домами и государственными предприятиями, объединениями, организациями, не входящими в системы министерств и ведомств – с согласия уполномоченных государственных органов.
Производственные кооперативы (их союзы) и иные организации могут создавать зарубежные предприятия также с согласия уполномоченных государственных органов.
Такие предприятия регистрируются российскими партнерами в специальном реестре, который ведет Министерство экономического развития и торговли России. Коммерческие взаимоотношения между российскими партнерами и зарубежными предприятиями строятся на основе договоров. В странах, где нет торговых представительств, их задачи и функции выполняют торговые советники посольств независимых республик. Торговые представительства учреждаются на основе международных договоров, заключенных республиками и странами их пребывания. Эти представительства могут совершать от своего имени и от имени государства сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. В качестве ответчика торговые представительства могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных торговыми представительствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых независимое государство в международных договорах или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразило согласие на подчинение своего торгового представительства суду страны пребывания по указанным спорам. По обязательствам торговых представительств несет ответственность государство.
Торговые представительства не отвечают по обязательствам российских внешнеторговых и иных хозяйственных организаций, а российские внешнеторговые и иные хозяйственные организации не отвечают по обязательствам торговых представительств.
1 Российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица) – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) – юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица – иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства (См.: ФЗ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; с изм. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.).
Предыдущая |