КА  «Профессиональное тестирование»

В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Учебное пособие / Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»; В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров. – Волгоград: Волгоградский филиал РГТЭУ, 2012. – 126 с.

Предыдущая

Глава 5. Правовой статус иностранных граждан и иностранных юридических лиц

Правовой статус иностранных граждан и иностранных юридических лиц определяется российским законодательством и международными договорами, в том числе и торговыми, исходя из принципов международного экономического сотрудничества. На основе принципа благоприятствования указанным лицам создаются равные условия в решении вопросов, предусмотренных торговыми договорами.

Гражданское законодательство России для определения права, подлежащего применению по определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица (ст. 1195 ГК). Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК). Основное правило в отношении гражданской правоспособности физического лица содержится в ст. 1196 ГК, где сказано, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».

Как видно, иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин. Иностранец в России не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам России; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона. Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. В то же время иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На них распространяется  действие Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента России от 8 июля 1994 г. Иностранные граждане как субъекты предпринимательской деятельности могут быть пользователями недр, если законодательством они будут наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности. Речь идет о деятельности по разведке и использованию недр. В этом и ряде других случаев определенными видами деятельности иностранные физические (и юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензионного свидетельства.

Иностранные граждане могут быть членами производственных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но они лишены права участия в сельскохозяйственных производственных кооперативах (ст. 13 ФЗ от 15 ноября 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»). Кроме того, обратим внимание на возможность установления изъятий в отношении предоставления иностранцам разных с российскими гражданами прав. Эти изъятия немногочисленны; они сводятся к двум группам. К первой относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев заниматься той или иной профессией на разных началах с нашими гражданами. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России, замещать должности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными КТМ России, быть командирами воздушного судна гражданской авиации, заниматься иной деятельностью и занимать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан, 2002 г.). Установлен особый порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит российскому государству. Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы1.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с российскими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил российского законодательства. Например, согласно ст. 1064 ГК, из факта причинения вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица возникает обязательство по возмещению вреда. Согласно ст. 1099–1101 ГК  установлено возмещение морального вреда. Такие обязательства возникают и в случае причинения вреда иностранцами.

Осуществление прав, предоставленных в России иностранным гражданам в соответствии с российским законодательством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев сформулировано в ч. 3 ст. 62 Конституции России. Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают, прежде всего, вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae. Приведем соответствующие положения, предусмотренные ст. 1197 части третьей ГК:

«1. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

2. Физическое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключение случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву».

Из приведенного текста статьи, во-первых, следует, что дееспособность определяется законом гражданства лица; во-вторых, ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране; в-третьих, установление общего правила о применении права страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности. В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства. Согласно многосторонним конвенциям о правовой помощи стран СНГ, дееспособность физических лиц определяется законодательством договаривающейся страны, гражданином которой является это лицо (ст. 23 Минской конвенции 1993 г., ст. 26 Кишиневской конвенции 2002 г.).

Следует отметить, что в России в отношении всех коллизионных норм, определяющих правовое положение физического лица (ст. 1195–1200 ГК) и отсылающих к российскому праву, может применяться обратная отсылка. Новым для российского законодательства является введение специальной коллизионной нормы в отношении предпринимательской деятельности физических лиц. Статья 1201 ГК гласит:

«Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности». Нетрудно заметить, что введение такой специальной нормы объясняется тем, что общая отсылка к закону гражданства физического лица в отношении определения его дееспособности в данном случае не может быть применена, прежде всего, потому, что в разных странах неоднозначно решается вопрос о самой возможности занятия предпринимательской деятельностью для физического лица. В России это допускается, но в других странах может вообще не допускаться; кроме того, в данном случае обычную отсылку к праву места жительства применять тоже нельзя, поскольку место жительства и место занятия предпринимательской деятельностью могут также не совпадать.

Российское законодательство исходит из того, что иностранный гражданин может быть индивидуальным предпринимателем, если он будет соответствующим образом зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК). Правоспособность иностранного юридического лица определяется законодательством станы его национальности, возможный объем ее проявления на территории другого государства зависит в первую очередь от внутреннего права последнего. Так, в частности, в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. указывается, что «иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон об особых экономических зонах и т.д.).

Также отметим, что нормы о правовом положении иностранных юридических лиц можно встретить в международных соглашениях, заключаемых государствами в различных областях. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, иногда устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц. Речь в данном случае идет, прежде всего, о торговых договорах. Наиболее распространенными режимами, предоставляемыми этими соглашениями иностранным юридическим лицам, являются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Однако, положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. В России правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов. Среди них, в числе наиболее значимых, можно назвать: ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой ГК, распространяющую правила гражданского законодательства на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом.                                                                                                                                                               

Особо остановимся на инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой на территории России,  правовые и экономические основы которой определяются ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.1 Однако, следует иметь в виду, что этот Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

В соответствии с Законом (ст. 2), в качестве инвесторов на территории России могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, а также иностранные физические лица. При этом Закон определяет, что эти субъекты должны иметь право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории России. В соответствии с Законом, статус иностранных инвесторов в определенных случаях могут иметь в России также международные организации и иностранные государства. Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории России как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России. В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона от 9 июля 1999 г., юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

– устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством России);

– выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;

– документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;

– квитанции об уплате регистрационного сбора.

Документ о платежеспособности иностранного инвестора и выписка из торгового реестра страны его происхождении должны быть надлежащим образом легализованы и переведены на русский язык. Легализация осуществляется путем проставления на документах компетентным государственным органом страны учреждения иностранного инвестора специального штампа – апостиля или посредством их заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве. Перевод таких документов на русский язык должен быть заверен нотариально. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.

В соответствии со ст. 21 и 22 Закона от 9 июля 1999 г. иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории России». Филиал иностранного юридического лица создается с целью осуществления на территории России той деятельности, которую осуществляет за ее пределами головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством России. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Помимо создания коммерческих и некоммерческих предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица на территории России могут осуществлять деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур,  в том числе через  свои представительства. В соответствии с Положением, иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитирующим органом, к числу которых, в зависимости от характера деятельности инофирмы, относятся, в частности, Департамент морского и Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Центральный банк России, Торгово-промышленная палата, Министерство финансов России, Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции России, Министерство экономического развития и торговли России, Министерство путей сообщения России и др.

Инофирма, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитирующий орган письменное заявление, в котором оговаривается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы, ее планов и перспектив сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются официальные документы, в числе которых можно назвать: устав иностранного юридического лица, открывающего представительство; выписку из торгового реестра и банковскую справку о платежеспособности инофирмы; положение о представительстве и решение компетентного органа управления иностранного предприятия о его открытии. В случае необходимости аккредитирующим органом могут быть затребованы и другие документы. Представительство считается открытым с момента выдачи аккредитирующим органом разрешения на его открытие. Обычно оно выдается на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного  юридического лица. Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории России предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации.

Что же касается правоспособности российских юридических лиц участвовать во внешнеторговых отношениях, то в соответствии с Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г. и п. 1 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», впервые такое право было предоставлено всем зарегистрированным на территории нашей страны предприятиям и их объединениям, независимо от форм собственности, без специальной регистрации. Этот принцип позднее был подтвержден в ч. 1 ст. 10 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. Однако, в этом нормативно-правовом акте было зафиксировано также положение о том, что законодательством России могут быть установлены исключения из данного правила (институт спецэкспортеров, система квотирования экспорта и импорта и др.).



1 См.: Богуславский М. М.  Международное частное право. Ранее указ. работа. С. 129 – 130.

1 Далее по тексту – Закон от 9 июля 1999 г.

Предыдущая