КА  «Профессиональное тестирование»

В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Учебное пособие / Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»; В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров. – Волгоград: Волгоградский филиал РГТЭУ, 2012. – 126 с.

Предыдущая

Глава 6. Понятие, обязательный статус и порядок совершения внешнеторговых сделок

Основу внешнеторгового оборота составляют гражданско-правовые сделки, т.е. действия юридических лиц и граждан, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК).

Внешнеторговые сделки имеют обязательный статут1, т.е. установление в отношении их обязательных правил, требований, закрепленных в правовых актах. Так, обязательный статут внешнеторговых сделок определяет сферу их действия: внешнеторговыми являются сделки, участниками которых выступают иностранные контрагенты, а их содержание составляют операции по экспорту, импорту товара, товарообмену (бартеру), работы, услуги, результаты творческой деятельности. В обязательный статут внешнеторговых сделок входит решение вопроса о применяемом к ним праве, т.е. о том, какие правовые нормы применяют к данной сделке: национального права стороны какого государства или нормы международного договора (соглашения, конвенции). При этом, важнейшее значение для внешнеторговых сделок имеют коллизионные нормы. Эти сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними, в зависимости от того, воля скольких лиц выражалась при их совершении. Примером односторонней сделки является выдача доверенности определенному лицу на совершение определенных внешнеторговых операций. Основная масса сделок ─ двусторонние, т.е. договоры, которые во внешнеторговых отношениях чаще называются контрактами. Многосторонние сделки совершаются реже, к ним в частности, относятся договоры о специализации и кооперировании производства, заключаемые между предприятиями нескольких государств.

В отдельных случаях во внешнеторговом обороте заключаются условные сделки. Они совершаются по отлагательным или отменительным условиям (ст. 157 ГК). Например, в контракте предусматривается, что сделка будет исполняться, если предмет соглашения (товары, работы, услуги) будут включены в межправительственный договор о товарообороте на очередной год (сделка с отлагательным условием). В другом случае в контракте может быть отменительное условие: он не будет исполняться, если на поставки предусмотренного им товара надлежащим органом государства не будет выдана лицензия или имеющаяся лицензия этим органом будет отменена.

Поскольку сделки, возникающие в сфере внешнеторговой деятельности,  в большинстве своем предполагают участие в них двух и более лиц, то они также оформляются в виде договоров. Односторонние сделки (доверенность, вексель, чек) присутствуют во внешнеторговом обороте, как правило, только в силу существования между партнерами основного договора. Иногда в международной деловой практике, применительно к договорным отношениям, используются такие термины, как «контракт», «соглашение», «протокол» и т.п. Однако, все они должны рассматриваться как синонимы слова «договор».

Правильное определение понятия внешнеторговой сделки имеет огромное практическое значение, так как нормативная база и способы регулирования возникающих в связи с ней отношений значительно отличаются от нормативных источников и способов регулирования порядка заключения и реализации сделок, совершаемых внутри государства. Кроме того, внешнеторговые сделки обладают рядом существенных особенностей по сравнению со сделками внутригосударственными, что оказывает непосредственное влияние на содержание международных торговых и других контрактов.

Значительная часть внешнеторговых контрактов опосредуют заключение сделок международной купли-продажи товаров, а также реализацию обычно сопутствующих им операций (поручение, перевозка и т.п.), которые в своей совокупности можно объединить в группу внешнеторговых сделок. Главной целью другой разновидности внешнеторговых отношений является перемещение через границу нематериальных объектов (интеллектуальной собственности, работ, услуг и  др.). Подобные операции осуществляются посредством заключения договоров подряда, лицензионных и концессионных договоров, соглашений в области научно-технического сотрудничества и т.д.

Законодательство России не содержит определения ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки, хотя сами эти понятия встречаются в текстах многих нормативных актов России. Кроме того, в научной литературе неоднократно указывалось, что такие сделки для обеих сторон должны носить торговый (коммерческий) характер. Иногда в качестве одного из существенных признаков внешнеторговой сделки называется еще использование в качестве средства платежа иностранной валюты.

В последние годы стала очевидной потребность внесения некоторых уточнений в указанное выше определение внешнеторговых сделок. Это связано с необходимостью учета в российской правоприменительной практике положений ряда международных нормативных актов, принятых в последние десятилетия. Среди них ключевое место занимает Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст. 1). Аналогичные нормы имеются и в таких международных документах, как Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и др.

К сожалению, во всех этих актах содержание понятия «коммерческое предприятие» (place of business) не раскрывается, хотя имеет большое практическое значение. Приемлемым эквивалентом термина «place of business», использованным в Конвенции, в российском законодательстве, может служить, очевидно, понятие «основное место деятельности».

В международной деловой практике дочерняя фирма обычно не рассматривается в качестве коммерческого предприятия материнской компании, а является самостоятельной стороной в договоре. Поэтому, в соответствии с Конвенцией, в качестве внешнеторговой может быть признана сделка, заключенная, например, между российским юридическим лицом и компанией, созданной им за границей. Однако, согласно п. 2 ст. 1 этого международно-правового документа, фактическое нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах может быть не принято во  внимание, «если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или  в момент его заключения деловых отношений или обмена информации между сторонами».

Наличие постоянного представительства или представителя фирмы одной страны в другой приводит к возникновению ситуации, когда сторона договора имеет более одного коммерческого предприятия. В этом случае, в соответствии с п. «а» ст. 10 Венской конвенции, ее коммерческим предприятием будет считаться то подразделение фирмы, «которое, с учетом обстоятельств, известных сторонам или предполагавшихся ими в любое время до или в момент заключения договора, имеет наиболее тесную связь с  договором и его исполнением». Поэтому, даже при разной национальности сторон договора купли-продажи, он может быть не признан международным, если наиболее тесно связанные с ним коммерческие предприятия сторон находятся в одном государстве. В свою очередь, п. «б» ст. 10 Конвенции определяет, что если сторона не имеет коммерческого предприятия, то принимается во внимание ее постоянное место жительства. Подобное уточнение может представлять определенный  практический интерес в случаях осуществления внешнеторговых сделок физическими лицами.

Следует признать, что критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон сделки в различных государствах, несмотря на ряд присущих ему недостатков, в целом реально отражает сущность внешнеторговой операции и позволяет избежать случаев классификации сделки в качестве международной лишь на основании различной  национальности сторон. На его основе не будут, в частности, признаны внешнеторговыми сделки, в рамках которых все операции по заключению и исполнению договора осуществляются представительством одной из сторон в другом государстве (товар закупается, а затем перепродается на местном рынке контрагенту из этой же страны и т.д.).

Внешнеторговые сделки обладают спецификой, не позволяющей  их смешивать с коммерческими договорами во внутригосударственном обороте. К числу их основных особенностей можно, в частности, отнести: форму и порядок подписания; особый порядок правового регулирования внешнеторговых операций; необходимость определения применимого права; порядок разрешения споров участников сделки; специфика содержания внешнеторговых контрактов.

В соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1980 г., не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Он может доказываться любыми средствами, включая «свидетельские показания». Практика заключения некоторых видов сделок в устной форме существует, например, во Франции, Германии, Великобритании, США. Однако, Россия при присоединении к Венской конвенции, сделала  следующую оговорку: «СССР, в соответствии со статьями 12 и 96 Конвенции, заявляет, что любое положение ст. 11, 29 или части II Конвенции, которые допускают, что договор купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершилось не в письменной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в СССР». По законодательству России форма внешнеторговых сделок, совершаемых российскими юридическими лицами и гражданами, определяется независимо от места их свершения. При этом, сделка, совершенная за границей, не может признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права. Внешнеторговые сделки российскими лицами совершаются в простой письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность договора (п. 3 ст. 162 ГК), а сделка признается ничтожной.

В современных условиях на отношения сторон в области ВТД все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, таможенного или иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что при осуществлении внешнеторговых операций применяется комплексный характер регулирования.

Отказ России от монополии внешней торговли не исключает возможности государственного воздействия на осуществление внешнеторговой деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), определенное влияние может осуществляться сегодня посредством таможенно-тарифного (применения таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. К тому же Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.) определил необходимые правила для достижения этой цели, процедуру их введения и применения. Кроме того, порядок участия в международном военно-техническом сотрудничестве и права в этой области разработчиков и производителей продукции военного назначения установил специальный Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.).

На основании Закона России «О валютном урегулировании и валютном контроле» (1992 г.) и Таможенного кодекса России (2004 г.) организована система контроля за обоснованностью платежей российских резидентов иностранной валюте при экспорте и импорте товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности,  а также за соответствием предусмотренных контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства России. Для осуществления этих целей наше законодательство предусматривает обязательное оформление российскими резидентами до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу России, паспорта сделки. Он представляет собой базовый документ валютного контроля и содержит все основные сведения о соответствующей внешнеторговой операции. Паспорт сделки составляется на основе контрактов, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами России в целом или какой-либо части производятся в иностранной национальной валюте, и предоставляется в банк, где открыт валютный счет российского участника сделки.

В процессе заключения внешнеторговой сделки стороны не могут предвидеть все возможные ситуации и соответственно отразить в договоре условия на все случая жизни. Поэтому при возникновении разногласий между партнерами по вопросам, не предусмотренным в контракте, неизбежно применение правовых норм той или иной системной принадлежности (права продавца, покупателя, места нахождения товара, места выполнения услуги и т.д.). Однако взаимоотношения сторон, как известно, не могут регулироваться несколькими различными правопорядками одновременно. Вследствие этого, возникает проблема выбора права, применимого к конкретной сделке, которая является одной из наиболее значимых в практике внешнеторговой деятельности.

В качестве основного и универсального принципа определения компетентного правопорядка по внешнеторговым сделкам признается автономия воли сторон. В соответствии с ней участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения. Принцип автономии воли сторон договора при определении применимого права нашел свое закрепление в национальном законодательстве большинства государств мира. Не является исключением в этом вопросе и российская правовая система, которая также исходит из главенствующего значения воли сторон при выборе правопорядка, которому они намерены подчинить свои права и обязанности по сделке.

Вместе с тем допустимые пределы автономии воли понимаются в законодательстве различных государств по-разному.  В одних странах она ничем не ограничивается. В других (преимущественно страны англосаксонской системы права) действует принцип локализации договора: стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой. При отсутствии в контракте условия о применимом праве, стороны вправе согласовать этот вопрос позднее в процессе исполнения договора. Если же такая договоренность между ними не достигнута, то применимое право будет определяться на основании коллизионной нормы, которую суд или иной орган, рассматривающий спор, сочтет приемлемой в данном конкретном случае. Подобные коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных договорах различного уровня.

Большинство внешнеторговых сделок содержат условия, которые в договорах, заключаемых внутри государства, как правило, не упоминаются. В их числе следует назвать использование базисных условий поставок, требование патентной чистоты поставляемых товаров, применение в качестве средства платежа иностранной валюты, условие конфиденциальности сделки, арбитражную оговорку и оговорку о применимом праве, особый порядок вступления в силу внешнеторговых контрактов и некоторые другие.

Если между сторонами сделки установлены длительные и прочные отношения, то в процессе разработки соглашения они довольно часто используют типовые договоры (проформы) и общие условия контрактов, получившие широкое распространение в мировой практике.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм. Однако, начиная с ХIХ  века, все большее место в его рамках начинают занимать универсальные и региональные договоры. В настоящее время в своей совокупности они образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств.

К наиболее значимым международно-правовым документам, регулирующим различные аспекты внешнеторговой деятельности, можно отнести Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г.; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о заключении договоров о  международной купле-продаже товаров; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.; Нью-Йоркскую конвенцию ООН об исковой давности международной купле-продаже товаров 1974 г.; Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Женевскую конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., а также две подписанные в 1988 г. в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. В 1988 г. была принята Конвенция о международных переводных и простых векселях, призванная заменить Женевские конвенции о векселях и чеках, принятые соответственно в 1930 и 1931 годах. Как видим, мировое сообщество уделяет большое внимание унификации правил заключения и осуществления договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, которая разработала и приняла большинство таких соглашений. Первое из них ─ Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г. Она вступила в силу 3 мая 1964 г. В настоящее время ее участниками являются около десяти (преимущественно западноевропейских) государств мира. Значение этого документа, прежде всего, состоит в том, что в нем впервые закреплен принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. «Купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной Договаривающимися Сторонами, ─ подчеркивается в ст. 2 Конвенции. ─ Такое указание должно быть прямо выражено или же недвусмысленно вытекать из положений договора. Условия, относящиеся к согласию сторон на право, объявленное применимым, определяются таким правом». При отсутствии такого соглашения купля-продажа товаров, в соответствии с Конвенцией, должна регулироваться внутренним правом страны, «являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа; если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в которой находится его предприятие» (ч. 1 ст. 3). В Конвенции содержатся также коллизионные критерии выбора применимого права при заключении договора купли-продажи на аукционе или бирже, а также при осуществлении осмотра и инспектирования товаров.

Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г., была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения права, регулирующего переход права собственности на проданный товар. В законную силу до сих пор она не вступила. В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеторговых операций, можно назвать  Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам с посредниками и представителями (агентским договорам) 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.). В ст. 1 указывается, что Конвенция устанавливает применимое право к отношениям, носящим международный характер и возникающим в том случае, когда одно лицо (агент) обладает полномочиями действовать, действует или имеет своей целью действовать от имени другого лица (принципала) в отношениях с третьей стороной. Действие этой Конвенции распространяется также на случаи, когда в обязанности агента входит получение и передача предложений о заключении контракта или проведение переговоров от имени других лиц. Конвенция применяется независимо от того, действует ли агент от своего имени или от имени принципала, а также носят ли его действия регулярный или эпизодический характер. В соответствии со ст. 5 отношения между агентом  и принципалом регулируются нормами избранного ими национального права. При этом, выбор права должен быть ясно выраженным либо явно следовать  из условий соглашения сторон или обстоятельств дела. Если стороны не договорятся о подлежащем применению праве, то их отношения будут регулироваться национальным правом того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства (ч. 1 ст. 6). Вместе с тем, к отношениям между агентом и принципалом будет применяться национальное право государства, в котором осуществляется основная деятельность агента в том случае, если принципал имеет коммерческое предприятие в этом государстве или, при отсутствии такового, проживает в этом государстве (ч. 2 ст. 6).

Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии с ним, подлежит применению, независимо от того, является ли оно правом договаривающегося государства.

В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, которая была принята в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, ─ дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. Совершенно новым в Конвенции 1986 г. является правило о том, что «стороны могут в любое время договориться о подчинении договора в целом или его части какому-либо иному праву, помимо права, которым он регулировался ранее, независимо от того, что право, ранее регулировавшее договор, было выбрано сторонами. Любое изменение сторонами применимого права после заключения договора не наносит ущерба формальной действительности договора или правам третьих лиц» (п. 2 ст. 7). Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2  ст. 8). В соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено право той страны, с которым договор имеет наиболее тесную связь. Конвенция также определяет пределы действия применимого права и устанавливает правила о его выборе при заключении договоров на аукционе или бирже. В соответствии со ст. 22 Конвенция не должна применяться к договорам купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам-участникам других международных соглашений, устанавливающих правила выбора применимого права.

Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении ВТД, велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров. На сессии Гаагской конференции в 1964 г. была принята Конвенция о единообразном законе по заключению договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенция о единообразном законе международной купле-продаже товаров. Однако многие положения Конвенций не были четко сформулированы и не носили универсального характера. Поэтому, хотя оба документа вступили в силу, они не получили широкой поддержки и серьезно не повлияли на правовое регулирование международных торговых операций.

Гораздо больших успехов достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая Конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров, которая была одобрена на конференции в Вене в 1980 г. Она вступила в силу 1 января 1988 г.; в настоящее время ее участниками являются более 50 государств мира, включая Россию.

Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка. В преамбуле Конвенции  отмечается, что принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различие общественных, экономических и правовых систем, будет способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле и способствовать ее развитию.

Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам международного частного права применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем, в соответствии со ст. 6, стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства: фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его предложений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14─24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты), определяются его содержание и виды. Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной и безотзывной. Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта  адресат оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т.д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижения им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней  вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25). При существенном нарушении договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

Кроме того, в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным  характеристикам, а также передачи необходимых документов. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, и определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся положения, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и сохранения товара.

В последней, четвертой, части  Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

Как уже сказано, Венская конвенция ООН 1980 г. не предназначена для регулирования всего комплекса отношений, возникающих в связи с  международной куплей-продажей товаров. Поэтому в п. 2 ее седьмой статьи содержится специальное правило о том, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не решены, подлежат рассмотрению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов ─ в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права».

Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров, 1974 г., (более 20 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений с целью приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров. Конвенцией 1974 г. устанавливается единый для всех внешнеторговых сделок срок исковой давности, равный четырем годам (в то время как в национальном законодательстве различных стран он колеблется от шести месяцев до 30 лет). Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, ─ со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа  от принятия товара. Этим документом установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления, а также вводится общее ограничение срока исковой давности (10 лет) и предусматриваются последствия его истечения. В соответствии с Конвенцией, истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности.



1 Cтатут (от лат. Statuo ─ постановление, устав, положение).

Предыдущая