КА  «Профессиональное тестирование»

В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Учебное пособие / Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»; В.Н. Коваленко, А.И. Гончаров. – Волгоград: Волгоградский филиал РГТЭУ, 2012. – 126 с.

Предыдущая

Глава 7. Внешнеторговый договор купли-продажи

Наиболее распространенным видом внешнеторговой деятельности является экспорт и импорт товаров, правовой формой которых служит внешнеторговый договор купли-продажи 1.

Внешнеторговый договор (контракт) ─ это вид хозяйственной сделки, т.е. соглашение экономических агентов, один из которых не является резидентом Российской Федерации либо, являясь ее резидентом, имеет за рубежом коммерческую организацию, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых (экспортных, импортных и реэкспортных) операций. К отношениям, возникшим на основании внешнеторгового договора, может применяться как российское, так и зарубежное право. Если в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.

В настоящее время для урегулирования договорных отношений важнейшее значение имеет Венская конвенция ООН (далее Конвенция) о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и принятая на конференции в Вене 2. Конвенция подлежит применению в случаях, предусмотренных в ней: во-первых, когда коммерческие предприятия сторон контракта находятся в разных государствах ─ участниках Конвенции; во-вторых, когда в силу коллизионной нормы надлежащим правом контракта признается право государства-участника, даже если коммерческое  предприятие одной из сторон контракта (или обеих сторон) не находится в государствах-участниках. Эта Конвенция разрешает сторонам исключать применение к их договору Конвенции в целом. Кроме того, ее нормы, как  правило, носят диспозитивный характер, но если в контракте не оговорено, что стороны согласились на применении к их контракту каких-либо иных положений или что стороны по конкретному вопросу договорились иначе, тогда к соответствующим отношениям будут применяться положения Конвенции. Этот документ как международный договор, в силу ст. 15 Конституции России (1993 г.), стал составной частью правовой системы России, что привело к широкому применению ее положений как в практике международного коммерческого арбитража (прежде всего МКАС) в России, так и в практике государственных судебных арбитражных органов (ВАС России и др.).

Следует иметь в виду, что некоторые виды продаж под действие Конвенции не подпадают: продажи с аукциона, ценных бумаг, судов водного и воздушного транспорта, а также электроэнергии. Она не определяет порядка разрешения споров и сроков исковой давности. При этом, как предусмотрено в ст. 3, она не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товар, заключаются, в основном, в выполнении работы или в предоставлении других услуг.

В отношении заключения договора посредством направления оферты и акцепта Конвенция содержит преимущественно традиционные нормы гражданского права, совпадающие, в основном, с положениями ГК РФ (далее ГК). Однако более полно правомочия стороны определяются на отзыв оферты и акцепта, а также признается имеющим силу акцепт, не меняющий существенно условий оферты, если только оферент не возражает против таких расхождений 1.

В той части Конвенции, которая регулирует собственно отношения сторон по договору международной купли-продажи товара, определяются обязательства продавца, в частности, касающиеся поставки товара и передачи документов, количества и качества товаров, а также обязательства покупателя, в том числе относительно цен и принятия поставки. Качество проданного товара, если оно не определено заключенным договором, должно делать его пригодным для тех целей, для которых обычно используется товар того же описания. Срок исполнения определяется договором. Принятие досрочно поставленного товара зависит от усмотрения покупателя. Конвенция регулирует средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем, содержит нормы о переходе риска. В отдельную главу Конвенции выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней решаются вопросы предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм и т.п.

Наиболее важной особенностью Конвенции является введение понятия «существенное нарушение договоров», которое имеет место, если допущенное нарушение влечет такой вред для другой стороны, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании договора. При наличии существенного нарушения покупатель может требовать замены поставленного товара (а не устранения дефектов). Допускается также отказ от договора. Кроме того, Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение обязательств, если после заключения договора становится ясно, что другая сторона не исполнит значительной части обязательств.

Общей формой ответственности в случае нарушения обязательств по договору купли-продажи, согласно Конвенции, является требование о возмещении убытков, включая упущенную выгоду. Условие о неустойке, например, за просрочку исполнения, должно оговариваться в договоре. Возмещаемые убытки не могут превышать ущерб, который нарушившая сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора. Ответственность не наступает, если обязанная сторона докажет, что нарушение договора было вызвано «препятствием вне ее контроля». Эта формула понимается в комментариях к Венской конвенции как возлагающая  ответственность, независимо от наличия вины 1.

В практике международной торговли широкое применение имеют различные типовые условия, типовые контракты, которые стали разрабатываться крупными экспортерами и импортерами, а также их объединениями и ассоциациями 2.

Всего разработано более трех десятков общих условий и типовых контрактов для различных видов торговых сделок. Как и обычные типовые контракты, такие общие условия применяются только при наличии ссылки на них в конкретных договорах.

При заключении и исполнении договоров купли-продажи, связанных с морской перевозкой товаров, немаловажную роль играют обычаи, которые не вполне совпадают по своему содержанию в различных странах и даже в отдельных портах одной и той же страны. На основе таких обычаев в практике международной торговли были выработаны договоры на условиях «фоб» и «сиф», а также их разновидности ─ договоры на условиях «фас» и «каф». Эти термины образованы из первых букв английских слов: «фоб» ─ free on board (свободно на борту); «сиф» ─ cost, insurance, fright (стоимость, страхование, фрахт); «фас» ─ free along side ship (свободно вдоль борта судна); «каф» ─ cost and freight (стоимость и фрахт).

С другой стороны, договоры на таких условиях применяются в практике наших организаций. Поэтому по договору на условиях «фоб» продавец обязан за свой счет доставить товар в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, оплатить все налоги и сборы в порту погрузки. Продавец несет риск случайной гибели и порчи товара до момента перемещения товара через поручни судна. При продаже на условиях «фоб» фрахтование судна совершает покупатель, в то время как отгрузка товара производится, как правило, из страны продавца. Поэтому именно продавцу удобнее совершить операцию фрахтования. В таких случаях покупатель поручает продавцу по особому договору и за особое вознаграждение зафрахтовать для него и от его имени необходимое судно.

В соответствии со ст. 11 Конвенции не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Договор купли-продажи может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. Для того чтобы правила ст. 11 Конвенции не применялись к государству ─ участнику Конвенции, законодательство которого требует обязательную письменную форму, это государство должно сделать заявление о неприменимости этого правила.

Анализ существующей практики позволяет определить и рекомендовать в качестве примерной следующую структуру контракта, наиболее полно охватывающую все необходимые условия: Вводная часть; 1.1. Предмет контракта; 1.2. Качество товара; 1.3. Цена и сумма договора; 1.4. Базис поставки; 1.5. Сроки поставки; 1.6. Упаковка и маркировка; 1.7. Порядок отгрузки; 1.8. Приемка товаров; 1.9. Платежи; 1.10. Рекламации и претензии; 1.11. Санкции; 1.12. Арбитраж или порядок разрешения споров; 1.13. Форс-мажорные обстоятельства; 1.14. Дополнительные условия; 1.15. Юридические адреса, платежные и отгрузочные реквизиты сторон.

В водной части контракта указываются: его порядковый номер, место и дата  заключения, полное официальное наименование российского и иностранного партнеров, четкое указание на то, кто из них действует в качестве покупателя, а кто ─ в качестве продавца.

В разделе 1.1. «Предмет контракта» называется межправительственное соглашение, в соответствии с которым заключается контракт, или дается ссылка на соответствующий Протокол о взаимных поставках товаров, если он имеется, и определение товара. Подробная характеристика товара, в частности, данные о его количестве и ассортименте должны содержаться в спецификациях и других приложениях, которые являются неотъемлемой частью контракта, о чем необходимо сделать указания в данном разделе. Здесь также указывается, на какой срок заключен контракт, и с какого момента вступает в силу.

В соответствии с национальным законодательством и Конвенцией одинаково принципиальным является требование поставки товара в количестве, обусловленном в контракте. Это количество определяется по перевозочному документу (железнодорожной накладной, коносаменту и др.) 1.

В разделе 1.2. «Качество товара» следует четко обусловить требования к качеству товаров, дать ссылку на применяемую к данной поставке нормативно-техническую документацию, определить порядок сообщения об ее последующем изменении. Технические условия и описания, которым должно соответствовать качество поставляемого товара, должны содержаться в специальных приложениях к контракту.

Качественные характеристики товаров могут, в частности, определяться ссылками на стандарты международных организаций, национальные стандарты (обычно ─ страны поставщика) или иные нормативно-технические документы.     Качество поставляемого товара должно соответствовать образцам изделий, согласованным и заверенным обеими сторонами. Такие образцы являются эталонами. Если качество товара подтверждается сертификатом о качестве, то об этом следует указать в контракте.

В данный раздел контракта стороны вправе включить, помимо указанных, и любые другие условия, предусматривающие качество поставляемого товара, по которым они придут к соглашению, например, об установлении гарантийных сроков, обеспечении комплектности товаров и др. Целесообразно предусмотреть также  права  и обязанности продавца и покупателя в случае нарушения предусмотренных условий о качестве.

В Конвенции нет указаний о способах определения качества товара. Она исходит из свободы усмотрения сторон (ст. 35): продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора.

Товар признается не соответствующим договору, если он непригоден для тех целей, для которых обычно используется, или непригоден для любой конкретной цели, а также, если не обладает качествами товара, представленного продавцом покупателю в качестве образца.

Законодательство большинства стран решение вопроса о последствиях поставки товаров ненадлежащего качества ставит в зависимость от характера дефектов товара (явные или скрытые), а также от того, предупредил ли продавец покупателя о наличии дефектов.

Согласно Конвенции, продавец не несет ответственности за любое несоответствие товара договору, если во время его заключения покупатель знал или должен был знать о таком несоответствии (ст. 35).

Одной из особенностей Конвенции является то, что она сама не устанавливает гарантийных обязательств продавца, но такие обязательства могут быть установлены в договоре. Продавец отвечает за нарушение гарантии того, что в течение определенного сторонами срока товар будет оставаться  пригодным для обычных или конкретных целей либо будет сохранять обусловленные качества и свойства. Большое практическое значение имеет вопрос о требованиях, которые покупатель может предъявить продавцу при продаже (поставке) товаров ненадлежащего качества. В соответствии с общими нормами национального права покупатель вправе потребовать: 1) замены вещи, определенной в договоре родовыми признаками, вещью надлежащего качества; 2) соразмерного уменьшения покупной цены; 3) безвозмездного устранения продавцом недостатков вещи или возмещения расходов покупателя по их исправлению; 4) расторжения договора с возмещением покупателю убытков.

Указанные требования покупатель вправе предъявить продавцу при условии, если недостатки проданной вещи не были оговорены продавцом.

По сделкам международной купли-продажи (поставки) расторжение контракта в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества допускается в исключительных случаях, предусмотренных, как правило, в самом контракте или двустороннем межведомственном соглашении. В Конвенции, в отличие от российского гражданского законодательства, ответственность продавца за несоответствие товара зависит от того, знал ли и мог ли знать покупатель о недостатках товара в момент заключения договора (а не от того, оговорены ли были эти недостатки продавцом). Круг требований, которые вправе предъявить покупатель продавцу, достаточно широк. Покупатель в праве потребовать: 1) замены товара, если нарушение было существенным, и о нем своевременно заявлено; 2) исправления недостатков, если это требование разумно; 3) расторжения договора, если нарушение было существенным, а продавец не исполнил своих обязательств в установленный ему покупателем дополнительный разумный срок; 4) снижения цены; 5) возмещения убытков.

Согласно Конвенции, требования о несоответствии качества товара заявляются в те же сроки, что и требования по количеству.

В разделе 1.3. «Цена»  указывается общая сумма контракта и цены, по которым производятся расчеты между сторонами. Цены указываются в спецификации, о чем делается ссылка в контракте.

Стоимость тары, упаковки и маркировки включается в цену товара и отдельно покупателем не оплачивается. Если же товар поступает в специальной таре, то дополнительно обусловливается порядок ее оплаты.

В этом разделе могут быть и другие условия о ценах, которые стороны найдут нужным включить в контракт. Например, партнеры предусматривают условие о том, что цены, указанные в контракте, действительны только для настоящей сделки и не могут служить прецедентом для других внешнеторговых сделок. Если цена в договоре точно не определена, необходимо указать способ ее определения. Если в договоре купли-продажи нет указаний о способе ее определения, то по внутреннему гражданскому законодательству такой договор признается недействительным.

В соответствии с Конвенцией, при отсутствии в договоре  условия о цене или  способе ее определения предполагается, что стороны имели в виду цену, которая обычно взимается за аналогичные товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах (ст. 55). Таким образом, по Конвенции отсутствие условия о цене и даже о способе ее определения не влияет на действительность договора. В контрактах возможны различные оговорки о цене, в том числе о повышении или понижении и валютные оговорки, то есть по этому вопросу можно занимать компромиссную позицию.

В отличие от отечественного законодательства, предусматривающего возникновение у продавца права требовать платежа после отгрузки товара, по предписаниям Конвенции покупатель обязан принять необходимые меры для того, чтобы сделать возможным осуществление оплаты (открыть аккредитив, оформить соответствующее разрешение на оплату товара в валюте и др.). Более того, продавец может отправить товар покупателю при условии, в силу которого покупателю будет передан товар только после уплаты его стоимости (ст. 58, п. 2).

Одним из оснований расторжения продавцом контракта является невыполнение покупателем обязательства по уплате цены товара в дополнительный, установленный продавцом срок, или заявление покупателя о невозможности уплаты цены в этот срок.

В разделе 1.4. «Базис поставки» в контракте должны содержаться ответы на три вопроса: как распределяются между сторонами расходы по транспортировке товара: момент, когда с продавца на покупателя переходит право собственности на товар и риск случайной утраты или случайного повреждения; что считается датой поставки, т.е. датой исполнения обязательства продавцом. Базисные условия определяются сторонами в зависимости от способа транспортировки товара (вида транспорта)1.

По сложившейся международной практике базисные условия могут быть различными: франко-вагон-граница страны продавца (для железнодорожных перевозок); франко-вагон-место погрузки товара на транспортные средства покупателя или франко-место досмотра товара пограничной таможней страны, граничащей со страной продавца (при автомобильных перевозках); ФОБ, СИФ или КАФ порт, предусмотренные в контракте (для водных перевозок); франко-место сдачи товара к перевозке, организации воздушного транспорта в стране продавца (при воздушных перевозках); франко-получатель (при почтовых отправлениях).

При купле-продаже на базисных условиях ФОБ в цену реализации включается цена самого товара, транспортные расходы по его доставке и погрузке на борт судна. Продавец несет также все убытки (повреждения, утрата груза в пути) до момента доставки на борт судна. После погрузки товара на борт судна все убытки и расходы несет покупатель. При доставке другими видами транспорта, например, железнодорожным, ФОБ означает франко-вагон страны продавца.

ФАС ─ одна из разновидностей коммерческих условий поставки и оплаты товаров, предполагающих обязанность продавца нести все расходы по доставке товара к борту судна. Все расходы до момента погрузки товара на борт судна включаются в цену реализации. Покупатель несет расходы по фрахтованию судна, погрузке товара на борт и все убытки от порчи или случайной гибели товара после доставки на борт судна. Отличие ФАС от ФОБ заключается в различии обязанностей продавца по погрузке товара: на условиях ФОБ продавец размещает товар свободно на борту судна, на условиях ФАС ─ свободно ─ вдоль борта судна. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или повреждения груза.

СИФ ─ это разновидность коммерческих условий международной купли-продажи, устанавливающих порядок поставки и оплаты товаров, при которой в цену включается цена товара, затраты на его транспортировку до порта назначения и затраты на страхование товара. Таким образом, продавец на условиях СИФ несет все издержки по доставке товара в порт отгрузки,  фрахтованию судна,  оплате налогов, пошлин, страхованию груза. С момента погрузки товара на борт судна на покупателя переходит риск случайной гибели или порчи товара.

КАФ ─ это разновидность коммерческих условий поставки, сходная с СИФ, но не возлагающая на продавца обязанности по страхованию товара.

В соответствии с Конвенцией, обязательство по поставке считается выполненным, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца. Если же контрактом предусмотрена перевозка товара, то обязательство продавца считается выполненным при сдаче товара первому перевозчику для передачи покупателю. С учетом особенностей поставки, в контракте могут предусматриваться базисные условия при появлении новых видов транспортировки товара, например, с применением трейлеров и паромных судов с использованием горизонтального способа погрузки и выгрузки в прямом железнодорожно-паромном сообщении по базису франко-паром и франко-вагон-паром в стране продавца.

В разделе 1.5. «Сроки поставки» предусматривается условие о том, что сроки поставки обусловлены в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, и оно должно неукоснительно соблюдаться продавцом. Далее  определяется, предоставляется ли продавцу право досрочной поставки товаров,  на каких условиях, например, с согласия покупателя, или при выполнении квартальных обязательств, или по соглашению сторон. Особо оговариваются сроки поставки сезонных товаров, указывается, что поставка сезонного товара не в сезон, как правило, не допускается; перечисляются исключения из этого правила, если стороны найдут нужным их предусмотреть (например, исключить ассортимент товаров, который будет согласован между покупателем и продавцом).

Целесообразно включить в данный раздел права и обязанности партнеров в случае поставки сезонного товара не в сезон. Например, право покупателя потребовать возврата суммы счета за такие товары полностью или частично, право покупателя вернуть товар в адрес продавца или изготовителя при неполучении от продавца предложения относительно указанного товара в течение определенного срока с даты телекса; обязанность продавца принять на себя в таком случае транспортные и другие расходы по возврату и хранению товара; право покупателя произвести расчет за возвращенный товар, если счет оплачен, выставив счет на инкассо для немедленной оплаты его продавцом.

Продавец в определенный срок (ежемесячно, ежеквартально и т.п.) обязан представлять покупателю данные о ходе выполнения контрактных обязательств по грузополучателям в количестве и сумме. В контракте необходимо также оговорить, как определяется дата поставки. Это, как правило, дата штемпеля пограничной  станции на железнодорожной накладной, дата на коносаменте.

Конвенция предусматривает, что продавец должен поставить товар либо в установленную договором дату поставки, либо в пределах установленного договором времени для поставки в любой момент, если из обстоятельств дела не следует, что дата поставки назначается покупателем. В других случаях товар поставляется в разумный срок после заключения договора.  По внутреннему законодательству датой поставки считается  дата передачи товара по правилам ст. 456 ─ 458 ГК, если в законе или договоре не предусмотрено иное. По нормам Конвенции дата поставки определяется с учетом ее «предписаний о месте поставки». При досрочной поставке товаров покупатель может принять товары или отказаться от поставки (ст. 52 Конвенции).

В силу предписаний Конвенции, в случае просрочки поставки, покупатель вправе требовать от продавца либо возмещения убытков (ст. 45), либо исполнения обязательства в натуре (ст. 46), либо заявить о расторжении договора, если продавец не поставляет товар в течение дополнительного срока,  установленного покупателем, или если допущенная просрочка составляет существенное нарушение условий договора (ст. 49). В отличие от отечественного законодательства, взыскание штрафных санкций за просрочку поставки Конвенцией не предусмотрено. Но в случае расторжения контракта из-за просрочки покупатель вправе требовать возмещения всех причиненных ему убытков.

В разделе 1.6. «Упаковка и маркировка» необходимо, прежде всего, включить все условия по обеспечению упаковкой товара для сохранности и предохранения его от повреждений во время транспортировки, учитывая возможные перегрузки, а также предохранение товара от атмосферных влияний.

Виды упаковки должны согласовываться партнерами. В контракте предусматривается обязанность продавца не позднее установленного сторонами срока выслать покупателю образцы упаковки и их фотографии и возможность использовать предлагаемую упаковку только после подтверждения ее покупателем.

Дается подробное  описание как внутренней, так и внешней упаковки, обязательно указывается ее вид, материал, из которого она изготовлена, размер, вес брутто внешней упаковки и другие ее характеристики.

Включается условие о вложении продавцом во внешнюю упаковку упаковочного листа, в котором должны содержаться подробные сведения о товаре; форму такого листа целесообразно в качестве образца приложить к контракту.

В нем отражается порядок изменения упаковки, согласованный сторонами, а также права и обязанности сторон в случае несоответствия упаковки описанию, содержащемуся в контракте.

В указанном разделе контракта необходимо предусматривать все требования к внутренней маркировке товара и маркировке грузовых мест. Маркировка этих мест должна соответствовать требованиям международных перевозок грузов и условиям контракта. Внутренняя маркировка изделий согласовывается сторонами в зависимости от специфики товара и должна соответствовать образцу-эталону. Здесь также целесообразно оговорить последствия поставки ненадлежащим образом замаркированных грузовых мест и товаров.

Конвенцией товар признается не соответствующим договору, если он не затарирован или не упакован в соответствии с условиями договора или обычным для товаров способом, а при отсутствии такого способа ─ надлежащим образом в целях сохранения и защиты данного товара.

В разделе 1.7. «Порядок отгрузки» указывается, по какому транспортному документу (железнодорожная накладная, коносамент и т.п.) следует груз (название станций или портов отправления и назначения). При следовании груза по железной дороге уточняется также, через какие пограничные станции он проследует. В контракте определяются порядок и сроки извещения продавцом покупателя об отгрузках товаров.

Подробно оговариваются все условия, которые должны соблюдаться при отгрузке товара: транспортные средства (вагон, контейнер, автомобиль), какими будет следовать груз; обязанность продавца производить отгрузку товара всем грузополучателям в полном соответствии с выданными покупателем разнарядками полногрузными вагонами (контейнерами, автомобилями); необходимость оформления на каждую отгрузку для каждого грузополучателя отдельного транспортного документа (железнодорожной накладной, коносамента и др.) с указанием данных, которые должны в нем содержаться; документы, которые еще должны прилагаться к соответствующему транспортному документу (спецификация, сертификаты и др.), необходимые для приемки товаров по количеству и качеству.

Стороны по своему соглашению могут включить и другие условия, касающиеся отгрузки товаров. Например, особо обусловить возможность отгрузки товаров автомобильным транспортом, возможность и условия отгрузки товара мелкими партиями. Предусматриваются также права и обязанности сторон при нарушении содержащихся в контракте условий о порядке отгрузки товара.

Конвенция обязывает продавца известить покупателя об отгрузке товара, подлежащего перевозке. В случае неисполнения этой обязанности, покупатель вправе требовать возмещения всех причиненных ему в связи с этим убытков.

В разделе 1.8. «Приемка товара» четко определяются условия, регулирующие порядок приемки товаров по количеству и качеству, указывается место его приемки (как правило, окончательно принимает товары последний грузополучатель), называются документы, на основании которых принимаются товары. Так, приемка товаров по количеству мест должна производиться согласно количеству, указанному в транспортном документе (железнодорожной накладной, коносаменте и др.); приемка товаров по количеству изделий осуществляется согласно спецификации и упаковочным листам, приемка товаров по качеству ─ согласно качеству, указанному в сертификате, выданном продавцом, а также образцам- эталонам и их описаниям в спецификации и другим документам, которые стороны сочтут нужным включить в контракт.

При приемке товаров составляется акт контрольной организацией, государственной инспекцией или экспертизой, но возможно (по соглашению сторон) составление акта и с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. В том случае, если недостача или изменение качества или количества товара установлены на железной дороге, составляется коммерческий акт, оформленный на месте перевозки груза на пограничной станции, принимающей товар, за исключением отгрузок в контейнерах, в том числе при паромных перевозках.

В разделе 1.9. «Платежи» должны содержаться условия, определяющие порядок расчетов за поставленный товар. Они производятся в предусмотренной контрактом валюте путем выставления счета продавцом на инкассо, как правило, через банк страны продавца. При этом, продавец обязан открыть прямую банковскую гарантию с платежом по первому требованию покупателя за обусловленную сумму для удовлетворения возможных претензий покупателя и оплаты возможных штрафных санкций со сроком действия в течение определенного времени с даты последней поставки товара.

В контракте необходимо указать, какие документы, в каком количестве и в какой срок должен предварительно представить банку продавец. Это, как правило, счета, сводные спецификации, поящичные или контейнерные спецификации, сертификат о качестве, дубликат транспортного документа с календарным штемпелем пункта отправления страны продавца и другие документы, которые стороны сочтут нужным включить в контракт. Формы счетов и спецификаций целесообразно приложить в качестве образцов к контракту.

         В разделе 1.10. «Рекламации» определяется порядок предъявления и рассмотрения претензий, предусматривается, в  каких случаях могут быть заявлены рекламации. Сложившаяся практика исходит из того, что рекламации, как правило, составляют лишь по поводу нарушения условий контрактов о количестве и качестве. Представляется более правильным предусматривать возможность предъявления рекламаций и в случае нарушения других условий, содержащихся в контракте.

         В указанном разделе контракта оговариваются требования к содержанию рекламации, указываются документы, которые должны подтверждать требования, содержащиеся в рекламации (например, рекламационный акт, составленный с участием представителя государственной контрольной организации, компетентного лица незаинтересованной организации, копия транспортного документа, коммерческий акт и т.п.). Указываются также сроки предъявления и рассмотрения рекламаций.

         В разделе 1.11. «Санкции» содержатся условия, регулирующие имущественную ответственность сторон за неиспользование или ненадлежащее исполнение условий контракта, указываются размеры неустоек, предусматривается возмещение убытков.

Некоторые особенности ответственности по договору международной купли-продажи, предусмотренные Конвенцией, состоят в следующем:

1) основное средство правовой защиты сторон по договору ─ это не требование об исполнении обязательства в натуре, а требование о возмещении убытков и расторжении договора с правом покупателя купить товар взамен и правом продавца продать товар третьим лицам; разница в цене в этих случаях подлежит возмещению по требованию заинтересованной стороны, а также возмещаются  понесенные ею дополнительные убытки;

         2) основание для расторжения договора ─ существенные нарушения, т.е.  влекущие такой вред для другой стороны, что она лишается в значительной степени того, на что вправе рассчитывать по договору. Но если сторона, нарушившая договор, не предвидела и не могла предвидеть такого результата, нарушение договора не считается существенным, и расторжение договора невозможно;

         3) одна из санкций ─ возможность приостановить исполнение договора любой стороной, если после заключения договора видно, что сторона не сможет выполнить значительную часть своих  обязательств. В связи с этим, возникает необходимость предоставить гарантии для исполнения обязательств.

         Неустойка как вид санкции не предусмотрена. Но стороны могут включить условие о неустойке в договор. Не урегулирован, соответственно, и вопрос о соотношении неустойки и убытков. Возмещению подлежат все убытки и расходы, реальный ущерб и упущенная выгода. Но Конвенцией установлен предел подлежащих возмещению убытков: они не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая те обстоятельства, о которых она знала или должна была знать. Возможно предъявление требований о возмещении различного рода дополнительных убытков.

         Сторона контракта освобождается от ответственности за неисполнение любого обязательства, если докажет, что оно было вызвано «препятствием вне ее контроля» и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания этого препятствия или его последствий. Как видим, «препятствие вне ее контроля» ─ по существу, та же «непреодолимая сила», или «форс-мажор», по терминологии российского гражданского права. Конвенция требует от стороны, нарушившей обязательство, направить другой стороне в разумный срок извещение о препятствии и его влиянии на исполнение обязательства. При получении извещения другой стороной в разумный срок все убытки, связанные с этим несет сторона, нарушившая обязательство1.

         В разделе 1.12. «Арбитраж» устанавливается, какой орган рассматривает возможные споры между сторонами по исполнению контракта.

В разделе 1.13. «Форс-мажорные обстоятельства» предусматриваются чрезвычайные обстоятельства, которые могут наступить после заключения контракта, и являются основанием, освобождающим стороны от ответственности, ─ это стихийные бедствия, военные действия и контртеррористические мероприятия 2. В контракте предусматривается срок, в течение которого сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательства, должна сообщить другой стороне о наступлении чрезвычайных обстоятельств и о предполагаемом сроке их прекращения, а также указать органы, подтверждающие изложенные в уведомлении факты. Неуведомление или несвоевременное уведомление покупателя об этих обстоятельствах лишает продавца права ссылаться на любое указанное обстоятельство как на основание, освобождающее его от ответственности за неисполнение обязательства.

В раздел 1.14. «Дополнительные условия» включаются условия, не вошедшие в названные выше разделы, но стороны решили включить их в контракт.

В раздел 1.15. включаются юридические адреса, платежные и отгрузочные реквизиты сторон.

В заключение, оценивая практику «типовых контрактов», целесообразно остановиться на печальной ноте английского юриста Д. Ллойда, который пишет: «контракты подобного рода в значительной степени обнаружили пустоту устаревшей концепции свободы договора, которая неоднократно и самым явным образом ограничивалась во множестве отдельных видов контрактов… далекие от выражения потребностей общества в целом и сложившейся в нем деловой практики, эти контракты наделяют односторонними преимуществами лиц, обладающих властью и ресурсами для навязания своей воли потребителям, и тем самым порождают множество новых и сложных проблем, которые далеки еще от своего должного разрешения» 1.



1 См.: Козырин Ф. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» //Хозяйство и право. 1998. № 1–7; Бублик В. Договор международной купли-продажи товаров. Как избежать ошибок при его оформлении //Хозяйство и право. 1999. № 2─4; Голованов Н. М. Сборник торговых договоров (+CD-ROM). СПб.: Питер, 2006. С. 158–185.

2 Заметим, что в мае 1992 г. XXV сессия ЮНСИТРАЛ приняла правовое руководство международным встречным торговым сделкам.

1 См.: Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контактов. М., 1992.

1 См.: Богуславский М. М.  Международное частное право. 5-е изд. Указ. соч. С. 281─282.

2 Например, в современных условиях крупные фирмы широко применяют типовые договоры. Например, в США ассоциации импортеров и ассоциации экспортеров используют типовые договоры в международной торговле. Типовые контракты представляют собой формы договоров, которые обязательны для сторон только по их соглашению. Однако фактически крупные фирмы навязывают эти условия контрагентам из других стран. Содержание же таких условий основано исключительно на праве и практике страны, где они были выработаны.

1 См.: Голованов Н. М. Сборник торговых договоров. Указ. соч. С. 167–170; Оберг Р. Р., Фафурин Н. А., Леицкий А. Г. Внешняя торговля и фрахтование тоннажа. М., 1977. С. 18.

1 Заметим, что, в соответствии с указанием Конвенции (п. «b» ст. 4), в ней не урегулированы вопросы, относящиеся к переходу права собственности на товар от продавца к покупателю. Эти вопросы, не затрагивающие ее, разрешаются на основе применимого права (п. 2  ст. 7). Эти коллизионные вопросы очень разнообразны, так как речь идет о принципах совершения договора (ФРГ), месте исполнения договора (Япония), месте, с которым связан договор (США, Франция); см. подробно: Богуславский М. М. Международное частное право. М., 1982. С. 186–187; Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 177–186; он же: Внешнеторговые контракты купли-продажи (коллизионные вопросы). М., 1972. С. 19–36.

1 Заметим, что нарушение контракта, допущенное одной из сторон, является существенным, если оно влечет за собой такой вред для другой стороны, что последняя в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании контракта, за исключением случаев, когда нарушившая контракт сторона не предвидела такого результата, и разумное лицо, действующее в том же качестве при аналогичных обстоятельствах, не предвидело бы его (ст. 25 Конвенции). В этой связи, в юридической литературе уместно отмечено, что предвидение стороной вредоносных последствий своего поведения представляет элемент вины, т.к. при отсутствии такого предвидения нарушение не считается существенным и дает потерпевшей стороне право расторгнуть договор (см.: Коммерческое право. Учебник /Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 379–380.

2 Уместно отметить, что в контрактах такие условия именуются «форс-мажорной оговоркой» (в том числе, если речь идет об оговорке «о непреодолимой силе»). Эти оговорки предусматривают обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, как за просрочку исполнения, так и за последствия их наступления. В подобной оговорке часто встречается указание на то, что стороны вправе отказаться от исполнения при просрочке, связанной с действием подобных обстоятельств, лишь после истечения установленных в контракте сроков (напр. 3–6 месяцев) (см.: Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. М., 1995. С. 150).

1 Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость? М., 2002. С. 285.

Предыдущая