КА  «Профессиональное тестирование»

Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии

Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

12. Функция организации

12.1. Элементы организационных отношений

12.1.4. Масштаб управляемости и контроля

В организации каждый из руководителей ограничен временем, знаниями и умениями, а значит, ограничено максимальное количество решений, которые он может эффективно принять.Если количество подчиненных увеличивается в арифметическойпрогрессии, то число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрессии. Это происходит по той причине, что руководитель имеет дело с тремя типами межличностных контактов:

1) прямые двусторонние – отношения между руководителем и конкретным подчиненным;

2) прямые множественные – отношения руководителя с двумя или более подчиненными;

3) комбинация тех и других.

В результате проведенных исследований было определено, что руководитель в состоянии иметь не более 12 контактов первого типа и 28 — второго. Для определения оптимальной сферы контроля илимасштаба управляемости используется ситуационный подход со следующими ситуационнымифакторами:

· схожесть работ;

· территориальная удаленность работ;

· сложность, новизна работ, возможность возникновения неожиданных и сложных ситуаций;

· уровень подготовки подчиненных (способности, квалификации);

· физические и психологические возможности участников управленческого процесса, например, объема памяти, внимания, быстроты реакции и др.;

· уровень профессионализма (знаний и опыта) и наличия времени у руководителя;

· уровень самостоятельности подчиненных;

· степень ясности в делегировании прав и ответственности;

· степень конкретности и детальности в постановке целей, задач;

· совершенство методов принятия решений;

· степень стабильности (частота изменений) в организации, в структуре управления, стандартизированности процедур;

· степень объективности в измерении результатов работы;

· техника коммуникации, надежность коммуникаций;

· иерархический уровень организации;

· уровень потребности в личных контактах с подчиненными;

· уровень ОК, состояние межличностных отношений и морально-психологического климата.

Д/З №1. Выясните, как именно каждый из ситуационных факторов влияет на масштаб управляемости и аргументировать свое мнение (примеры приветствуются).

Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении масштаба управляемости. Так, например, считается, что

- для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать 4–5,

- для среднего звена 7–10,

- для нижнего звена – 20—30 и даже больше.

В современных условиях за счет более широкого использования информационных систем и групповой работы возможно дальнейшее увеличение масштаба управляемости.

Узкий масштаб управляемости характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя. В результате, чтобы соединить нижние звенья организации с высшим звеном, увеличивается количество иерархических уровней.

Широкий масштаб управляемости подразумевает максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней иерархии.

Предыдущая