Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии
Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 2. Научные школы в истории менеджмента
2.5. Другие научные школы и концепции менеджмента
В ХХ-м и XXI-м веке в процессе развития политической и экономической ситуации в мире продолжили появляться и развиваться новые научно-практические подходы к управлению социо-техническими системами, т.е. к менеджменту.
Так, после окончания Второй мировой войны и появления новых государств и политических систем возникла концепция адаптационного менеджмента (стратегия адаптации к условиям меняющегося мира).
Это стратегический подход, подразумевающий маневрирование в распределении и перераспределении производства, маневрирование товарами между предприятиями в разных странах в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического развития, политической стабильности.
Концепция глобальной стратегии, которая включала в себя глобальную оптимизацию деятельности фирмы, в целом, и определение допустимости одновременной множественности целей.
При этом возможны следующие варианты:
- Отрицание максимизации прибыли, как главной цели,
- Определение в качестве главной цели максимизации прибыли
- Определение в качестве главной цели максимизации прибыли путем совершенствования оргструктуры (централизация, децентрализация и пр.)
- Определение в качестве главной цели системной оптимизации путем совершенствования основных функций управления, например, долгосрочного планирования.
Концепция рыночного управления, основными элементами которой стали:
- Воздействие на рынок. Его разделение, влияние на характер и механизмы экономических отношений, регулирующих связи межу рынком и производителем,
- Приспособление к рынку. «Планирование продукта», изучение рынка конкретного товара, составление программ и прогнозов, разработка и внедрение новых товаров, стимулирование сбыта, получение валовой прибыли,
- Регулирование менеджмента с учетом законов развития рыночной системы, обеспечивая гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности к изменяющимся условиям рынка.
Предыдущая |