Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии
Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 2. Научные школы в истории менеджмента
2.4. Количественная школа (школа науки управления) (c 1950-х гг.).
Представители данной школы осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.
Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования.
В годы Второй мировой войны эти разработки оформились в управленческую дисциплину, нацеленную на эффективное распределение ресурсов по системе целей - исследование операций. Использование ее рекомендаций способствовало победам антигитлеровской коалиции, например успешному форсированию Ла-Манша англо-американскими войсками.
После окончания Второй мировой войны многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто военных проблем, стали широко применяться в сфере бизнеса.
Основное внимание в вопросах управления с середины 1960-х гг. уделялось проблемам, связанным с применением современных технических средств управления, использованием широко внедряемых ЭВМ и различного рода прикладных программ, экономико-математическим моделированием, разнообразными методами системного анализа.
Появилось множество работ по данным проблемам, которые и были объединены в количественную школу, или школу науки управления (не путать с научным менеджментом).
Основой всех методов и подходов этого направления являются категории математики или других точных наук.
Достаточно большое число научных работ было основано на методах исследования операций, поэтому данное направление в менеджменте может носить еще и такое одноименное название. Проблемы, рассматриваемые в рамках количественной школы, сразу же стали популярными.
В 1970-х гг. на Западе существовало около 100 периодических изданий по вопросам «исследования операций».
Более 20 высших учебных заведений США регулярно готовили специалистов соответствующего профиля, а на многих крупных фирмах действовали особые группы или отделы по исследованию операций.
Основным толчком к началу этих исследований послужило осознание необходимости комплексного изучения и поисков единого решения для сложного процесса с ясно выраженной целью (операции), поскольку решения отдельных частей общей задачи оказывались изолированными процессами, между тем как практика требовала единства всех частных решений.
В этой школе науки управления различают два основных направления:
- первое направление рассматривает производство как социальную систему и предусматривает использование системного, процессного и ситуационного подходов.
- Второе направление предполагает исследование проблем управления на основе системного анализа и использование кибернетического подхода.
Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Содержание системного подхода сводится к следующему:
- четкое определение целей;
- достижение наилучших результатов при наименьших затратах;
- количественная оценка целей, методов и средств их достижения.
Системы делятся на открытые и закрытые.
Закрытые системы относительно независимы от внешней среды, в то время как на открытые оказывают значительное влияние внешние факторы.
Теория социальных систем рассматривает организацию как многофакторную и многоцелевую систему открытого типа.
Основными элементами такой системы являются цели, задачи, структура, техника, технология и люди.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций (планирования, организации, мотивации и контроля).
Ситуационный подход исходит из того, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, т.е. самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего подходит для данной ситуации.
Первые разработки по кибернетике появились в середине 40-х годов. Перед разработчиками ставилась задача - исследовать процессы принятия решений на основе математических методов.
Исследования проводились в двух направлениях:
1. Решение задач управления, не связанных с необходимостью учета поведения людей, математическими методами на основе построения моделей.
Например, распределения ресурсов, управление транспортными потоками, оптимизация производственной программы, выбор оптимальной стратегии поведения.
2. Развитие теории управленческих решений с использованием новейших математических методов и технических средств( вычислительной техники).
Теория управленческих решений представляет собой самостоятельную комплексную дисциплину, ведущая роль в которой принадлежит системному подходу, требующему, чтобы каждый руководитель подходил к решению входящих в его компетенцию проблем с точки зрения системного анализа.
Наиболее известными представителями данной школы являются Р.Акофф, Л.фонБерталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Форестер, Р.Люс, Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган и др.
Предыдущая |