КА  «Профессиональное тестирование»

Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии

Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 4. Классификация организаций

4.1. Общая классификация организаций

Организации создаются для достижения различных целей, поэтому они разнообразны по размерам, расположению, внешнему виду, внутреннему строению, поведению и т.п.

Организация – группа лиц, объединенная общей целью и совместно работающая над ее достижением, имеющая явно выраженную структуру связей и отношений между ее членами и имущество (ресурсы), необходимое для работы.

Большинство организаций являются открытыми, сложными системами.

Сложная система – система с разветвленной структурой и со значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), которые характеризуются различными целями, функциями, задачами, имеют разные по своему типу связи.

Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики, черты, параметры:

- наличие общих целей;

- преобразование ресурсов для достижения результатов;

- зависимость организации от внешней среды;

- разделение труда (горизонтальное и вертикальное);

- образование подразделений (отделов, служб, участков, цехов и т.д.);

- необходимость и наличие управляющего органа;

- наличие правовой и нормативной основы деятельности организации;

- наличие организационной культуры.

Для эффективного управления организацией важно знать, какое место она занимает среди множества других организаций, можно ли по тем или иным параметрам сравнивать ее с другими организациями, чтобы использовать их опыт. Эти вопросы связаны с классификацией организаций, которая может производиться по многочисленным признакам:

- формализации: формальные, неформальные;

- законность существования: официальные, неофициальные (криминальные, теневые);

- форма собственности: частные, государственные и муниципальные, смешанные;

- численность занятых: крупные, средние, малые;

- вид и характер хозяйственной деятельности: организации отраслей первичного цикла (добыча сырья); организации отраслей вторичного цикла (обрабатывающая промышленность); организации отраслей третичного цикла, оказывающие услуги первым двум секторам и населению (банки, страховые компании, туристические агентства, торговля и др.), организации четвертого сектора экономики, которые занимаются информационными технологиями и услугами;

- отношение к прибыли: коммерческие, некоммерческие;

- сфера и масштаб деятельности: национальные, иностранные, смешанные, международные;

- организационно-правовая формы организации, которые указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации: (товарищества различных видов, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие, государственное предприятие, муниципальное предприятие, производственный кооператив, потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонд, учреждение, ассоциации и союзы.);

- характер влияния на деятельность предприятия: организации правовой и разрешительной системы; организации финансовой и налоговой служб; организации конкурентов; общественные организации (по охране окружающей среды, защиты животных, молодежные, политические объединения, …); организации полукриминальных и криминальных видов.

Предыдущая