КА  «Профессиональное тестирование»

Г.Б. Баканов
Основы менеджмента на предприятии

Конспект лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 4. Классификация организаций

4.2. Новое в типах организации

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества. Зародившееся еще в 20-е гг. в недрах индустриального общества, оно дало свои первые ростки в 40-е гг., а в 50-е гг. стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар. В 60-е гг. появились предсказания о превращении индустриального общества в информационное. В 80-х гг. наиболее развитые страны уже поднялись на его первую ступень.

Важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации.

Если в доинформационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими» (рис. 4.1).

81_1                                                  81_2   

"Доинформационное" общество                                        "Информационное" общество

"Количество индивидов"                                           "Качество индивидов"

или "качество знаний"                                              или "количество знаний"

Рис. 4.1. “Информационные” границы индивида и организации в двух типах обществ

С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Уровень «информационности» внеорганизационного окружения определяют cледующие факторы:

· любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;

· любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технику и технологии для решения стоящих перед ними проблем;

· любой индивид, организованная группа и общество в целом имеют необходимые технические средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.

Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные).

Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем (массовый выпуск продукции на заказ). А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего.

Резко возросла взаимозависимость; и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации.

По мнению западных специалистов в области менеджмента, передовые организации в недалеком будущем должны характеризоваться:

- гибкостью, адаптивностью, непрерывным изменением в соответствии с требованиями среды (главное свойство);

- глобальностью деятельности (привлечения ресурсов, производства, сбыта);

- сетевыми принципами построения (сети компаний и компании-сети) на основе договоров с другими фирмами и создания стратегических альянсов с партнерами и конкурентами;

- матричным типом управления, предполагающим разделение обязанностей между администраторами и специалистами;

- децентрализацией, дебюрократизацией;

- ориентацией на предвидение и долгосрочную перспективу;

- постоянным обучением и самообучением, поощрением творчества;

- отношением к людям как к капиталу;

- активным использованием информационных технологий;

- ставкой на рост и конечные результаты;

- диверсификацией, максимизацией контактов, в том числе внешних;

- горизонтальной координацией деятельности исполнителей, слабой иерархичностью, опорой на автономные команды (группы);

- учетом интересов всех лиц, имеющих отношение к деятельности организации (социальной ответственностью);

- инновационностыо, ориентацией на качество как основу конкурентоспособности;

- индивидуализацией работы с клиентами;

- использованием команд с переменным составом с делегированием организационных задач.

Предыдущая