КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

1. Качество

1.2. Историческая справка

1.2.6. Концепция тотального (всеобщего) управления качеством

В 1951 г. американец А.В. Фейгенбаум выдвинул концепцию тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Система TQC наиболее широко внедрялась в Японии с применением статистических методов и вовлечением персонала в работу кружков качества. Сами японцы систему TQC именовали как TQCS, подчеркивая, что в основе TQC у них заложены статистические методы контроля. Идеологом этого подхода в Японии был Деминг. Японский союз ученых и инженеров в 1945 г. организовал научное общество контроля качества. Это научное общество учредило премию Деминга за развитие и распространение теоретических принципов статистических методов контроля качества. Этой премией награждались предприятия и отдельные лица, сделавшие вклад в развитие системы управления качеством. Все это позволило провести в Японии серьезные организационные перестройки в отраслях промышленности и создать комплексные системы управления качеством, позволивших сделать большой экономический и технический скачек, получивший название «Японское чудо».

 Суть TQC заключается в том, что появилась документированная система качества, устанавливающая ответственность и полномочия всех работников предприятия от директора до рабочего, а также их взаимодействие в области качества.

 Система мотивации стала смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшилось, а увеличилось моральное стимулирование. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работников, их страхование и поддержка семей. Все больше внимание уделяется учебе. Особенно в Японии и Корее.

 Концепция TQC в разных странах внедрялась по разному. Хотя идея TQC зародилась в США и Европе, но европейцам и американцам пришлось впоследствии учиться у Японцев.

 Система взаимоотношений поставщик – потребитель потребовала внедрение сертификации продукции третьей стороной. Более серьезные стали требования к качеству в контрактах и более ответственные гарантии их выполнения.

 В Японии в 1967 году на 7 симпозиуме по управлению качеством были сформированы шесть особенностей Японской системы управления качеством:

 1. Всеобщее управление качеством на уровне фирмы, участие всех работников фирмы в управление качеством.

 2. Подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством.

 3. Деятельность кружков качества.

 4. Инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством (премия Деминга). Проверка деятельности руководства.

 5. Использование статистических методов.

 6. Общенациональная программа по контролю качества.

 Основным инструментом в реализации комплексного управления качеством стали кружки качества по 5 – 10 человек организационно оформленных групп работников для совместного обучения и применения статистических методов контроля качества и решения проблем, возникающих  на конкретном рабочем месте. На этой основе была создана Японская модель управления качеством – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества на фирме, выполняемый всем персоналом от президента фирмы до рабочего. Важную роль в развитии статистического контроля качества (SQC) и перехода к всеобщему контролю качества (TQC) сыграла система подготовки кадров. В Японии японским союзом ученых и инженеров (ЯСУН) были разработаны единые программы подготовки кадров для всех уровней, включая президента фирмы, членов правления, директоров распорядителей, начальников отделов, участков, инженеров, мастеров, организаторов и членов кружков качества, производственных рабочих, работников отделов сбыта и материально-технического снабжения. Ежегодно программы обучения корректировались. Некоторые фирмы имели собственные программы обучения.

 В это же время К. Ишикава предложил диаграмму причинно-следственной связи (диаграмма Ишикавы) и круг качества.

Предыдущая