КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

3. Качество продукции

3.1. Понятие качество продукции

 После рассмотрения общих вопросов качества главное внимание будет обращено на качество продукции.

 Согласно ГОСТ15467-79 «Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

 Если детально проанализировать это определение, то ясно видно, что это определение или неполное или вообще неверное. По этому определению телевизор японский и российский, автомобиль российский и немецкий и т.д. имеют одинаковое качество. На самом деле это не так. Поэтому данное определение качества продукции нельзя использовать.

 В ИСО-8402 было дано определение качества продукции «Качество продукции – это совокупность характеристик продукции, относящихся к ее способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности». Раскрывая это определение мы видим, что качество продукции определяется потребителем, т.е. рынком. Поэтому Японские телевизоры все берут, а российские пока не в моде, смысл здесь в том, что потребители показали, что купив японский телевизор, можно не менее десять лет с гарантией смотреть телепрограммы, не обращалась к ремонтникам телевизоров. Наиболее верное определение качества продукции дано в ИСО 9000-2000 г. «Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования».

 Сам термин требования охватывает контрактные, рыночные, а также внутренние требования организации. Именно из требований рынка должна устанавливаться совокупность показателей, определяющих качество конкретной продукции, а также их нормы.

 Любой потребитель требует прежде всего, чтобы продукция удовлетворяла все его требования: дизайна, соответствия определяющих параметров, сохранности этих параметров в определенных пределах в процессе хранения, транспортирования, использования и эксплуатации.

 На практике обычно для каждого вида продукции выбирают произвольно достаточно большой набор показателей для характеристики качества продукции. Это трудоемко и экономически невыгодно, а зачастую необоснованно. При детальном рассмотрении и анализе оказывается можно ограничится небольшим набором определяющих показателей, которые достаточно полно характеризуют качество конкретной продукции. Поэтому всегда при разработке нормативной документации качества конкретного вида продукции необходимо тщательно оценивать свойства продукции с точки зрения их вклада в комплексный показатель качества продукции, т.е. их весомость.

 Весомость показателей оценивается следующим образом. Если качество продукции оценивается совокупность показателей c1, c2, c3cK, относительное применение будет  .

 Пусть для какой то продукции эти отношения соответственно окажутся 0,3; 0,4; 0,2…0,01. Отсюда видно, что в качестве определяющих параметров можно выбрать c1, c2, c3, а остальные не рассматривать и не оценивать.

 Рассмотрим это на примере автомобиля. Качество автомобиля оценивается не только его дизайном, мощностью мотора, но прежде всего его надежностью. При этом под надежностью следует понимать не только безотказность работы всех его агрегатов, но и длительную работоспособность без капитального ремонта при четком выполнении всех профилактических мероприятий в соответствии с нормативной документаций.

Оценка этого уровня качества (качества автомобиля) с точки зрения производителя естественно приводит к оценке качества и надежности отдельных узлов и агрегатов. Это второй уровень качества, оценка которого связана с качеством и надежностью материалов, используемых для изготовления отдельных деталей, агрегатов и изделий. Это первый уровень качества. Именно он является определяющим, так как качество и надежность материалов в первую очередь определяют качество готовой продукции (автомобиля). Все это проиллюстрировано на рис. 13, рис. 14.

Анализ этих рисунков показывает, что качество продукции создается человеком (людьми) и для людей. Проиллюстрируем эту схему на примере автомобиля. Автомобиль эксплуатируется в атмосферных условиях. Согласно ГОСТ15150 климат земного шара делится на холодный, умеренный и тропический.

Холодный климат подразделяется на очень холодный и умеренно холодный, а тропический на влажный и сухой. Есть еще разновидность морского климата (прибрежные районы морей и океанов), где в атмосфере повышенное содержание солей, что способствует быстрой коррозии техники. Придельные температуры климатов приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Температурные характеристики климатов

Разновидность климата

Предельная температура

Рабочая температура

минимум

максимум

минимум

максимум

1

2

3

4

5

Очень холодный

– 70

45

– 65

40

Умеренно холодный

– 60

45

– 50

40

Умеренный

– 50

45

– 45

40

Тропический влажный

1

45

1

40

Тропический сухой

– 10

60

– 10

50

Морской

– 40

45

– 40

40

Общеклиматическое исполнение

– 70

60

– 60

50

Военной техники

– 70

60

– 60

50

 Согласно ГОСТ15150, ГОСТ16350, ГОСТ25870 56% территории России и 89% территории Томской области находится в зоне холодного климата. Специфика холодного климата накладывает особые требования на работу транспортных средств, машин и механизмов. Требуются специальные конструкционные материалы для изготовления деталей машин и механизмов, позволяющих обеспечивать безаварийную работу машин и транспортных средств в этих условиях.

 Особые требования предъявляются к горюче смазочным материалам. В ГОСТе14892 излагаются общие технические требования для сталей, резин, пластмасс, лакокрасочных покрытий, нефтепродуктов и отдельных узлов изготовления ХЛ, которые уже в ряде случаев устарели и требуют уточнения.

 Следовательно автомобиль в России эксплуатируется в атмосферных условиях от минус 700С до 450С, под действием солнечного облучения и атмосферных осадков. Эти жесткие условия требуют, чтобы применяемые материалы обеспечили надежную работу узлов и агрегатов в интервале температур от минус 700С до 700С (250 нагрев серого тела на солнце).

Если взять к примеру такие части автомобиля как бампер или приборную панель, которые стали делать из полимерных композиционных материалов (ПКМ), то ПКМ должны сохранять определяющие показатели в указанном интервале температур. Для этих изделий определяющими показателями являются ударная вязкость, модуль и прочность на изгиб. Эти показатели должны соответствовать нормативным документам на материал и сохранять эти значения в определенных пределах в установленные гарантийные сроки эксплуатации автомобиля, которые определяются на основе экспериментальных данных, полученных при изучении климатического старения ПКМ. При этом существенное значение имеет такой показатель как температура хрупкости материала, которая может быть определена на основе экспериментальных данных по температурной зависимости ударной вязкости. Так как при старении ПКМ всегда происходит повышение температуры хрупкости, что нежелательно, то исходный материал должен выбираться с температурой хрупкости ниже минус 700С даже для Томской области.

 Важное значение для автомобиля имеют сроки профилактического осмотра и ремонта. Точное соблюдение этих правил является гарантом безопасности на транспорте.

 Аналогичное рассмотрение качества продукции можно сделать для любого вида продукции, используя схему рис. 13.

 Следовательно, качество продукции – это не только соответствие определяющих показателей нормативным документам и требованиям рынка, но и надежность продукции, т.е. детальное сохранение показателей качества продукции в условиях хранения, использования и эксплуатации.

 Схема рис. 13 эффективно будет работать, если на всех этапах четко будет прослеживаться персональная ответственность производителя и четко налаженные взаимоотношения всех производителей, т.е. создана система качества производства продукции, во главе которой стоит человек с высокой квалификацией и высокой культурой общения.

 Качество продукции создается человеком на стадии ее получения а не контроля. Поэтому схема 4 м обеспечения качества:

 man – человек;

 machin – машина, оборудование;

 method – метод получения, контроля;

 material – материал;

в конечном сводится к одному М – человеку, т.е. качество создается человеком и для человека.

Предыдущая