ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 295 с.
Предыдущая |
Глава 7. Организация труда и заработной платы торгового предприятия
7.3. Материальное стимулирование работников
Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы - премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности,' доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.
В общем положении устанавливаются различные виды стимулирования, такие, например, как:
ежемесячные, ежеквартальные и годовые премии по результатам труда для каждого работника;
премии за выполнение особо важных заданий; процентные надбавки за выслугу лет;
дотации на обеды;
единовременная материальная помощь при предоставлении ежегодного отпуска;
оплата санаторно-курортного лечения.
Порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий разрабатываются торговым предприятием с учетом специфики его деятельности.
Премирование, как правило, производится по результатам работы за месяц или квартал. При необходимости могут устанавливаться другие периоды для премирования (сезон). Раздел о премировании должен включать:
конкретные показатели и условия премирования по всем категориям работников;
порядок выплаты премий, увеличения или уменьшения их размера.
Показатели и условия премирования должны быть конкретными, четко сформулированными. Они должны поддаваться количественному измерению и основываться на действующих учете и отчетности. Их расчет должен быть простым и понятным для работников. Показатели и условия премирования целесообразно дифференцировать по категориям работников. При этом не должна допускаться множественность показателей и условий премирования.
Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности по итогам работы предприятия за отчетный месяц. При отсутствии средств премии не выплачиваются. В положении о премировании целесообразно предусмотреть способ осуществления расчета премии. Как правило, начисление премий производится на заработок по окладам за фактически отработанное время. При этом целесообразно указать, на какие надбавки и доплаты премия начисляется и на какие не начисляется. Кроме того, необходимо четко определить, как начисляется премия на заработок за сверхурочное время, за работу в праздничные и выходные дни. Как правило, премия начисляется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад). Размеры и шкала премирования определяют величину премии. В табл. 7.4 приводится шкала премирования за отдельные результаты деятельности торгового предприятия.
Таблица 7.4
Размеры премий и виды поощрений
Наименование поощрений |
Размер выплаты премий, % |
Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе |
20 |
Личное участие в оформлении витрины и торгового зала |
15 |
Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей, улучшению организации труда на рабочем месте |
25 |
Внедрение предложений, направленных на сокращение издержек обращения |
25 |
Задержание покупателей с неоплаченным товаром |
50 |
Одновременно разрабатывается положение о снижении размеров выплаты премий за различные нарушения, упущения в работе. Лишение премий также оформляется приказом руководителя предприятия с указанием причины (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Показатели снижения размеров выплаты премий
№ пп |
Виды нарушений |
Размер снижения премий, % |
1. |
2 |
3 |
1. |
Наличие жалоб и нарушений правил торговли |
от 10 до 30 |
2. |
Наличие нарушений санитарных норм и правил (нарушение формы санитарной одежды), нарушение сроков медицинского осмотра |
до30 |
3. |
Наличие нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка: |
|
|
опоздание на работу |
до 30 |
|
прогул, самовольный уход с рабочего места |
до 100 |
|
нахождение на работе в нетрезвом состоянии |
до 100 |
4. |
Невыполнение своих функциональных обязанностей (в соответствии с должностной инструкций) |
от 10 до 100 |
5. |
Необеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств |
от 20 до 100 |
6. |
Неподготовленность торгового зала к началу рабочего дня, неполная выкладка товаров в соответствии с имеющимся ассортиментом, выкладка некачественного товара |
до 50 |
7. |
Грубость, нетактичное поведение, создание конфликтных ситуаций с покупателями |
от 50 до 100 |
8. |
Неправильное обращение с оборудованием |
от 10 до 40 |
9. |
Нарушение правил пожарной безопасности |
до 20 |
10. |
Нарушение правил охраны труда и техники безопасности |
до 20 |
11. |
Нарушение правил приема посуды от населения |
до 50 |
Окончание табл.7.5.
1. |
2 |
3 |
12. |
Подача товаров в торговый зал без маркировки |
от 20 до 30 |
13. |
Совершение хищений на рабочем месте |
100 |
14. |
Невыполнение указаний и распоряжений руководства |
от 30 до 50 |
15. |
Несвоевременное обеспечение покупателей корзинами для доставки товаров к узлу расчета |
до 20 |
16. |
Необеспечение сохранности денежных средств |
от 10 до 30 |
17. |
Пропуск товаров при расчете с покупателями |
от 10 до 100 |
Для стимулирования труда в коллективных договорах может быть определена бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отдельным категориям работников, работающих в неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе.
В соответствии с действующими инструктивными материалами расходы, направленные на материальное стимулирование, могут осуществляться за счет:
расходов на оплату труда, отражаемых в издержках обращения; чистой прибыли.
Совершенствование материального стимулирования работников обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности, которая является важнейшей предпосылкой благополучия предприятия и его работников.
Для повышения материального стимулирования работников при заключении коллективных договоров на торговых предприятиях могут быть предусмотрены следующие виды доплат:
за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника с использованием на эти цели части тарифной ставки временно отсутствующих работников;
за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;
доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением смены на две части, за фактически отработанное время в день (в % к тарифной ставке (окладу));
за вредные условия работы (например, на складах бытовой химии).
Трудовое законодательство регламентирует доплаты за работу:
в ночное время;
в выходные и праздничные дни;
в сверхурочное время.
Ночным считается время с 22 до 6 ч утра. Смена считается ночной, если не менее половины ее времени приходится на эти часы. Работа в ночное время оформляется соответствующими документами и оплачивается в повышенном размере, определенном в коллективном договоре.
Для работы в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, работники моложе 18 лет. Инвалиды могут привлекаться для работы в ночное время только с их письменного согласия и при наличии разрешения медицинских органов.
Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. По желанию работающего денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.
Надбавки к заработной плате начисляются к окладу. Они определяются предприятием самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств. Размеры и условия таких выплат определяются в коллективном договоре или трудовом контракте. Наиболее типичными могут быть надбавки за высокое профессиональное мастерство, за достижения в труде, за выполнение особо важных работ.
Предыдущая |