КА  «Профессиональное тестирование»

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 295 с.

Предыдущая

Глава 7. Организация труда и заработной платы торгового предприятия

7.3. Материальное стимулирование работников

Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы - премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности,' доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.

В общем положении устанавливаются различные виды стимулирования, такие, например, как:

Ÿ  ежемесячные, ежеквартальные и годовые премии по результатам труда для каждого работника;

Ÿ   премии за выполнение особо важных заданий; процентные надбавки за выслугу лет;

Ÿ   дотации на обеды;

Ÿ  единовременная материальная помощь при предоставлении ежегодного отпуска;

Ÿ  оплата санаторно-курортного лечения.

Порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий разрабатываются торговым предприятием с учетом специфики его деятельности.

Премирование, как правило, производится по результатам работы за месяц или квартал. При необходимости могут устанавливаться другие периоды для премирования (сезон). Раздел о премировании должен включать:

Ÿ  конкретные показатели и условия премирования по всем категориям работников;

Ÿ  порядок выплаты премий, увеличения или уменьшения их размера.

Показатели и условия премирования должны быть конкретными, четко сформулированными. Они должны поддаваться количественному измерению и основываться на действующих учете и отчетности. Их расчет должен быть простым и понятным для работников. Показатели и условия премирования целесообразно дифференцировать по категориям работников. При этом не должна допускаться множественность показателей и условий премирования.

Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности по итогам работы предприятия за отчетный месяц. При отсутствии средств премии не выплачиваются. В положении о премировании целесообразно предусмотреть способ осуществления расчета премии. Как правило, начисление премий производится на заработок по окладам за фактически отработанное время. При этом целесообразно указать, на какие надбавки и доплаты премия начисляется и на какие не начисляется. Кроме того, необходимо четко определить, как начисляется премия на заработок за сверхурочное время, за работу в праздничные и выходные дни. Как правило, премия начисляется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад). Размеры и шкала премирования определяют величину премии. В табл. 7.4 приводится шкала премирования за отдельные результаты деятельности торгового предприятия.

Таблица 7.4

Размеры премий и виды поощрений

Наименование поощрений

Размер выплаты премий, %

Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе

20

Личное участие в оформлении витрины и торгового зала

15

Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей, улучшению организации труда на рабочем месте

25

Внедрение предложений, направленных на сокращение издержек обращения

25

Задержание покупателей с неоплаченным товаром

50

Одновременно разрабатывается положение о снижении размеров выплаты премий за различные нарушения, упущения в работе. Лишение премий также оформляется приказом руководителя предприятия с указанием причины (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Показатели снижения размеров выплаты премий

№ пп

Виды нарушений

Размер снижения премий, %

1.

2

3

1.

Наличие жалоб и нарушений правил торговли

от 10 до 30

2.

Наличие нарушений санитарных норм и правил (нарушение формы санитарной одежды), нарушение сроков медицинского осмотра

до30

3.

Наличие нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка:

 

 

    опоздание на работу

до 30

 

    прогул, самовольный уход с рабочего места

до 100

 

    нахождение на работе в нетрезвом состоянии

до 100

4.

Невыполнение своих функциональных обязанностей (в соответствии с должностной инструкций)

от 10 до 100

5.

Необеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств

от 20 до 100

6.

Неподготовленность торгового зала к началу рабочего дня, неполная выкладка товаров в соответствии с имеющимся ассортиментом, выкладка некачественного товара

до 50

7.

Грубость, нетактичное поведение, создание конфликтных ситуаций с покупателями

от 50 до 100

8.

Неправильное обращение с оборудованием

от 10 до 40

9.

Нарушение правил пожарной безопасности

до 20

10.

Нарушение правил охраны труда и техники безопасности

до 20

11.

Нарушение правил приема посуды от населения

до 50

Окончание табл.7.5.

1.

2

3

12.

Подача товаров в торговый зал без маркировки

от 20 до 30

13.

Совершение хищений на рабочем месте

100

14.

Невыполнение указаний и распоряжений руководства

от 30 до 50

15.

Несвоевременное обеспечение покупателей корзинами для доставки товаров к узлу расчета

до 20

16.

Необеспечение сохранности денежных средств

от 10 до 30

17.

Пропуск товаров при расчете с покупателями

от 10 до 100

Для стимулирования труда в коллективных договорах может быть определена бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отдельным категориям работников, работающих в неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе.

В соответствии с действующими инструктивными материалами расходы, направленные на материальное стимулирование, могут осуществляться за счет:

расходов на оплату труда, отражаемых в издержках обращения; чистой прибыли.

Совершенствование материального стимулирования работников обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности, которая является важнейшей предпосылкой благополучия предприятия и его работников.

Для повышения материального стимулирования работников при заключении коллективных договоров на торговых предприятиях могут быть предусмотрены следующие виды доплат:

Ÿ  за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника с использованием на эти цели части тарифной ставки временно отсутствующих работников;

Ÿ  за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;

Ÿ  доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением смены на две части, за фактически отработанное время в день (в % к тарифной ставке (окладу));

Ÿ  за вредные условия работы (например, на складах бытовой химии).

Трудовое законодательство регламентирует доплаты за работу:

Ÿ  в ночное время;

Ÿ  в выходные и праздничные дни;

Ÿ  в сверхурочное время.

Ночным считается время с 22 до 6 ч утра. Смена считается ночной, если не менее половины ее времени приходится на эти часы. Работа в ночное время оформляется соответствующими документами и оплачивается в повышенном размере, определенном в коллективном договоре.

Для работы в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, работники моложе 18 лет. Инвалиды могут привлекаться для работы в ночное время только с их письменного согласия и при наличии разрешения медицинских органов.

Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. По желанию работающего денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.

Надбавки к заработной плате начисляются к окладу. Они определяются предприятием самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств. Размеры и условия таких выплат определяются в коллективном договоре или трудовом контракте. Наиболее типичными могут быть надбавки за высокое профессиональное мастерство, за достижения в труде, за выполнение особо важных работ.

Предыдущая